I. Древняя Русь в геополитическом контексте
II. Взгляды митрополита Иллариона
III. Взгляды Владимира Мономаха.
Киевская Русь – одна из последних территорий Европы, которая принимает христианство, чем обозначает дальнейший путь мировой государственности. Киевская Русь возникает как государство имперского типа, которая находится на пути»из варягов в греки». Сначала она рассматривалась как колония для других государств, потом уже формируется как сильная и независимая держава. Вход Руси в число цивилизованных народов связан с принятием христианства, что определяет дальнейшую судьбу этого государства, и его наследников/потомков. Особенности:
1. Апелляция к христианству.
2. Дидактичность (Ожегов - назидательность, нравоучительность, поучительность, педагогичность, докторальность, наставительность), акцент на частных, особенных качествах человека.
3. Стремление вписаться в мировую историю.
Русские политико-правовые взгляды всегда точные, направленные на достижение определённых целей, но аппелируюющие к высшей истине.
Целью Руси после принятия христианства является достижение статуса равных с другими странами, что реализуется через брак Владимира с благороднорождённой принцессой, и строительство Софийских соборов, что потом отразилось в белокаменной (?) стройкой Владимира и строительстве новой Руси.
Политико-правовые взгляды Руси до определённого момента являются историософичными.
Претензия на вход Руси в состав цивилизованных государств закрепляются через слово о законе и благодати митрополита Иллариона.
Одна из наиболее сложных проблем – проблема единства или неединства Киевской Руси; единая держава или союз?
(Полоцк?) Государственность на этих территориях формируется путём приглашения зарубежных князей, которые фактически стоят над локальными интересами и вынуждены вести справедливую политику.
Включение Руси в православную цивилизацию создаёт для Византии определённого союзника и включает Русь в систему Кирилло-Мефодиевской церковной традиции, которая хоть и идёт от греков, но таковой не является.
Между Русью и Польшей довольно рано возникают политико-правовые конфликты.
Целью Руси всегда будет попытка создания независимой государственности и самостоятельной церковной иерархии.
Киевская Русь с одной стороны могла стать совокупностью разных государств, потому что славяне смешивались с разными местными племенами. Фактором, который интегрировал Русь в единый простор, являлась православная церковь, которая не зависела от местной власти.
Русская церков в отношении государства ставится следующим образом (две традиции):
1. Софийская традиция – от имени храма Софии, характеризуется попыткой создания симфонии власти и церкви, характеризуется сбалансированностью и поддержкой государственной власти. Государство – основа, а церковь помогает заботиться о душах.
2. Печорская традиция – это традиция, которая начинается с Киевско-Печорского монастыря (лавры) и связана с именем Феодосия Печорского. Церковь стоит по-над властью, государство должно защищать церковь, вести миссионерскую деятельность и не допускать иноверцев жить в определённом государстве.
Русь довольно поздно входит в семью христианских народов, где её никто не ждёт. И поэтому одной из тенденций русских доктрин/взглядов является с одной стороны подчёркивание своей уникальности, самобытности, а с другой– это стремление жить по европейскому примеру, стремление вписаться в мировую историю.
Митрополит Илларион аргументирует статус Руси как мировой державы указанием на её христианство, и на то, что славяне ведут свой род от Иофета – второго сына Ноя.
Далее – самостоятельно.
ТЕМА – ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
I. Общая характеристика
II. Макиавелли
III. Реформация
IV. Жан Баден
Эпоха возрождения – определённый подраздел в истории западной и мировой цивилизации; этап, с которого начинается формирование современной цивилизации модерна, современной миросистемы, которая в XX столетии достигнула естественных границ своего существования и сейчас находится в кризисе.
Возрождение – это термин, который первоначально обозначал культурную традицию возвращения к античности, но в более широком смысле это была замена христианского теоцентризма (христоцентризма) на языческий гуманизм (человекоцентризм). Гуманизм – это признание человека стоящим, таким, какой он есть; признание за человеком права на страсти, права на нестремление к лучшему. Гуманизм на самом деле выступает антиподом христианства и довольно часто этот термин путают с термином гуманность. Христоцентризм распространяет статус человека на любого и определяет некие ограничения (свобода связывается с ответственностью). Гуманизм называет людьми не всех, а только лучших, избранных. Возврат к античности и в этом; т.н. двойные стандарты.
Эпоха Возрождения характеризуется формированием особых ветвей человеческой жизни, вырванных из христианского осмысления и определения. Политика (Макиавелли) избавляется от своих моральных границ, а социальные интересы и привилегии избавляются своих границ. В экономике это – возникновение капитализма как мировоззрения, который стремится до неограниченной прибыли.
Эпоха возрождения характеризуется кризисом троичной системы государства, когда в лоне третьего сословия выделяется класс буржуазии, которая с одной стороны экономически независима, а с другой – с жаждой власти. Но с точки зрения феодализма властвовать должны лучшие, те, кто является элитой службы. При этом буржуазия не хочет заниматься финансированием социального.. и поэтому требует социальных гарантий от государства на ограниченное финансирование или …
Эпоха Возрождения характеризуется кризисом средневековой государственности. Общеевропейский универсализм начинает пропадать и появляются относительно независимые королевства, которые позиционируют себя как империи в своих границах.
Эпоха Возрождения связывается с частью Италии, борьбой итальянских городов против Папы и императора.
Эпоха Возрождения характеризуется возникновением абсолютного государства или современно-европейского государства, которое находистся в системе равных себе государств.
В это время происходит трансформацией государства, которое начинает отождествлять себя с определённым населением, которое проживает на определенной территории. Чем подрывается сословный универсализм феодализма. Государство начинает помогать отношениям, которые приносят больше прибыли.
В Европе появляется дуализм системы на ядро и периферию.
Государство начинает отождествлять себя с определённым географическим рынком.
Цикличность всемирной истории позволяет рассматривать Возрождение в качестве определённой реакции на Средневековье, когда лишний акцент на власть католической церкви приводит к внерелигийной реакции (Реформация, в свою очередь, является реакцией на Возрождение. Возрождение аппелирует к Античности и идеализирует её, а Реформация аппелирует к вере в Христа)
II. Макиавелли
Знаковая фигура в политико-правовой мысли; государственный деятель, патриот Италии, выступает за её объединение, автор нескольких произведений, по версии некоторых, родоначальник итальянской прозы. “Государь”, “История Флоренции“, “Три декады Тита Ливия”…
С одной стороны он выступает против одноличностной власти, поскольку свчитает её деспотичной, но с другой стороны он выступает за жёсткую власть единого князя, который должен сформировать государство и объединить Италию.
Макиавелли один из первых в европейской науке начинает говорить про классовую борьбу, которая возникает между бедными и богатыми. Фактически – разные группы населения с разными целями. А государь – личность, которая должна использовать как сильные, так и слабые стороны каждого из классов.
Макиавелли аппелирует к римским качествам, и считает, что Рим – наиболее точная форма государства, причём он довольно интересно ставится до религии. С одной стороны религия – основа любого государства, с другой – очень критическое отношение к Папе и христианской церкви. Папа был настолько слаб, чтобы не выгнать завоевателей, но настолько силён, чтобы не дать захватчикам Италию объединить.
Он рассматривает государства французского и турецкого типа.
Макиавелли даёт советы по поводу управления государством: с одной стороны быть справедливым и подчиняться законы, а с другой – при крайней необходимости пренебрегать. Радости медленно и долго, злости – сразу и быстро.
Необходимость частных, наёмных и союзных войск.
Государь может делать всё, кроме как захватывать чужую собственность и позорить жён.
Реформация
Реформация – внутреннее движение в границах католической церкви за упрощение и изменение религийно-культовых отношений. Реформация – закономерное развитие кризиса папства и соборного движения в церкви. Реформация тесно связана с тенденциями национализации церкви => светские привители начинают стремиться рассматривать церковь не как всемирный институт, а как национальный институт, который будет связан с национальной властью.
Эпоха модерна начинает акцентировать внимание на рационализме над иррациональном и ценностном.
Реформация начинается в границах католицизма из причины объявленного Мартином Лютером теологического диспута об индульгенциях, отпущении грехов и ограничении власти римской церкви. В результате существования двух противоречащих теологуменов должен быть организован диспут, на котором необходимо выяснить правильное решение.
Папа Римский не желает публичного диспута, а желает затянуть дискуссию, при этом обвинить Лютера в ереси и сжечь его. Но в пользу лютера говорят немецкие князи, и император Франк V Габсбург даёт Лютеру гарантию защиты, и начинается диспут. Протестантизм отказывается от апостольской традиции и строится исключительно на рациональном понимании Священного Писания, что приводит к дроблению протестантизма на разные номинации. Не пользуется протестантизм термином «Ересь», поскольку выходит за границы традиций.
Лютер и лютеране критикуют святарства и церковь и обращают внимание на спасение только через веру, а не через добрые дела.
Протестантизм отказывается от апостольского священства, от культа, отказывается подчиняться Папе и рассматривает главой церкви светского правителя и формулируют принцип – чья власть, того и вера. Лютеранская церковь входит в состав государств в качестве определённого гос ного института.
Наиболее ярко протестантизм отражён в произведениях Жана Кальвина, который формулирует доктрину о предопределённости.
Жан Кальвин говорит о том, что Бог предопределяет судьбу людей, которым показывает/намекает на их дальнейшую судьбу, и на тех, кто не попадёт на небеса. Кальвин ставит успех в делах как критерий определённости. Кальвинизм дисциплинирует людей, потому что за фейлы придётся отвечать перед Богом.
Кальвинизм снова вводит договор, как проект обещаний Богу.
Кальвинизм делит людей на тех, кто спасётся и тех, кто погибнет. Лютератснво помогает формированию светской власти, а кальвинизм – теокранично-олигархичных групп.
Реформация снова делит царей на настоящих и тиранов.
Реформация вызывает реакцию в католической церкви, и благодаря Треденскому собору, реформируется набоженство, реформируется отношение к власти, Папа рассматривается единым настоящим носителем власти, который печётся про всех.
Христианство теряет статус единого мировоззрения для Европы, в границах которого европейские государства могут регулировать свои отношения.
На место этого мировоззрания начинает претендовать инструментально-понимаемое право, которое не имеет своего содержания.
Вытеснение церкви и отделение государства приводит к формированию гражданского общества. Неисполнение государством своих функций помогает формировать полицейское госудраство: цервовь начинает действовать как государство. Черты тиранного субъекта; с обной стороны государство – монарх, который выступает как представитель органов и благодаря этому; с другой стороны государство должно заботиться о своих гражданах.
В этот период формируется концепция суверенного государства, власть которой не зависит от других субъектов, но суверенитет – не более, чем формальные претензии, которые должны быть признаны на уровне межгосударственной системы, а не населения.
Жан Баден
Французский юрист, государственный деятель, разрабатывает концепцию суверенитета. Необходимость в ней вызвана религиозными войнами во Франции, вызванной необходимой религиозной идентификацией населения.
Эпоха реформации меняет сущность подданства и гражданства. Человек – подданный, не учитывая религиозные взгляды.
Главное произведение «О республиге (о государстве)» Пробует сформировать должную модельгосударства, сбор налогов, дела войны и мира, правосудие, исполнение кары и проч.
Суверенитет может исходить и от Бога и от самого государства.
NEXT - Политико-правовые взгляды на Руси в Средневековье.
11.04.2013
Русские земли в цивилизационно-правовом контексте
I. Русские земли в цивилизационно-правовом контексте
II. Особенности влияния мировых политико-правовых идей на идеологию ВКЛ
III. Идеи Франциска Скорины, Михалона Литвина
IV. Идеи Витовтого цикла
V. Концепция “золотой вольности”
VI. Политико-правовые идеи статутов ВКЛ
VII. Брестская церковная уния и её политико-правовое значение
VIII. Становление Московского государства и её претензии на киевское наследие.
IX. Проблемы взаимодействия государства и церкви (иосифляне и нестяжатели)
X. Москва – третий рим. Концепция Филофея (Филофеев цикл).
XI. Политико-правовые взгляды Ивана IV и Андрея Курского.
Настоящий раздел между восточной и западной частью Руси возникает в конце XIV столетия. Когда возникает спор за Киевскую Метрополию и создаётся западнорусская метрополия. Этот раздел не всегда признаётся Константинополем, но он вынужден соглашаться. Происходит постепенное усиление Москвы, которая воспринимает как восточные, так и византийские традиции. Мировоззренческий подъём Москвы происходит на основе следующих фактов:
1. Разгром Константинополя и заключение Флорентийской унии;
2. Создание автокефальной Московской церкви;
3. Не произошёл конец света;
4. Московская держава получает независимость и остаётся единственным суверенным православным государством. Появляется термин «Самодержавец».
Термины самодержавие и абсолютитизм – разные. Самодержавие – независимая власть, которая ограничивается бодьим законом. А абсолютизм – республиканский термин, когда власть всего народа переносится на одного человека. Абсолютизм фактически формируется в виде новых монархий в Западной Европе кодга король разрывает сложившиеся сословные связи и начинает формировать бюрократический аппарат, перед которым все являются равными, а король – единственный источник реального произвола.
Россия начинает позиционировать себя наследницей Золотой Орды, что вызывает её конфликты с мусульманскими наследниками этой Орды, и одновременно Россия рассматривает себя как наследница Византии, поскольку Иван III является мужем Софьи Палеолог, последней наследницы императора.
Политико-правовые взгляды Литвы, скажем так, подвергаются следующим влияниям:
1. Православное влияние, которое идёт через старорусскую, болгарскую и византийскую письменность. Заимствование русской правды, кормчей книги, определённых идей из византийского права
2. Влияние гуманистических идей через людей, получивших образование в Италии (Скорина в т.ч.)
3. Влияние идей католической государственности, которая вступает в конфликт с идеями православной государственности, рассматривающей князя как верховного суверена
4. Идея неравенства литвинского население. Славянство начинает восприниматься литувисами как нечто вторичное, не соответствующее настоящему качеству. Возникает в противодействие полькой концепции совр изма
5. Тенденция неравности литвинов и поляков. Поляки-католики рассматривают себя как более цивилизованных людей, которые несут свет литвинам.
6. Идея неравенства католиков и православных; заимствование идей западного партикуляризма.
Литва делится на две части - восточную и западную. Киевское и Смоленское влияние – восточное влияние.
Виленский и Жмудинский – западное влияние. Жмудины начинают рассматривать себя как захватчики.
Франциск Скорина
16.04.2013
Политико-правовые взгляды ВКЛ формировались под значительным и противоречивым влиянием, которое накладывалось на противостояние местных элит. С одной стороны это влияние древнерусской культуры, отождествление себя с Русью и экспансия на Русь, занятую татарами. С другой стороны – православное влияние. Оно оказывается как через заимствование как православной канонической, так и православной мировоззренческой литературы; понимание великого князя как суверена и отца, который никому не подвластен и самостоятельно проводит свою политику. Универсалистские концепции Западной Европы:
рассматривание Папы как верховного суверена христианского мира и подчиненная роль государства в отношении церкви.
Доминирующие европкейские политико-правовые идеи;
гуманизм, уменьшение роли церкви
акцент на самостоятельность и независимость человека, акцент на принятие своих решений;
идеи кодификации законодательства;
униональные тенденции объединения литвы и польши.
Совокупность этих факторов породили интересную правовую историю ВКЛ, которая отрадилась в идее статутов.
Статуты с одной стороны – иног определённой национальной традиции, итог влияния римского византийского права, западной юридической техники, с помощью которой были осмыслены основные положения локального права. Главная идея статутов – идея равности людей перед писанным законом, что являлось попыткой преодолеть привилейный период. Привилей – документ, определяющий определённый социальный статус человека, группы в границах государства. Привилеи начинают вводить сословность в правовую культуру ВКЛ, сословность и партикуляризм. Российское государство медленно при этом идёт к кодификации (судебники Ивана III и Ивана IV).
Вторая идея – ограниченность государственной власти. Ограничение власти великого князя в ВКЛ вызвана, при всёми прочем, двумя причинами:
1. Незначительное по времени нахождение великого князя в Литве;
2. Жертва интересами Литвы со стороны великого князя.
Религиозные проблемы в ВКЛ требовали формирование других моделей поведения, чем просто конфессийный раздел государства. Литва могла создать идею верховенства права и свободы вероисповедания, но католики, разумеется, выступали против.
Статуты ограничивают власть государства, делают единым сословием шляхту, правда, частично защищая и остальное население; повышают роль представительских органов и судов. Некоторые авторы считают, что последний статут закрепил идею прав человека (в рамках прав шляхты) и идею правового государства (все должны быть связаны правом). Для Литвы характерно увеличение законодательной и судебной власти и уменьшение роли власти исполнительной.
Франциск Скорина – представитель гуманизма и выражает свои взгляды в предисловиях к библейским книгам. С одной стороны, он в лоно христианской культуры, с другой – он выходит за рамки христианских идей.
Скорина проводи определённую классификацию законов, выделяя Закон Божий, Закон естественный, Закон позитивный. Скорина фактически закладывает основу кодификации законодательства, которая частично была воспринята в первом статуте.
Скорина рассматривает в качестве идеальной формы правления монархию, но которая использует божьи заветы и ставление к людям.
Михалон Литвин «О моровых литовцев, московитов и татаров». Это произведение написано в традиции сравнения разных народов. Михалон Литвин противопоставляет как наследников итальянцев, русинам, как наследникам завоёванного литовцами народа. Михалон Литвин критикует недарэчнасци в государстве и критикует слабость княжеской власти и слабость судебной системы. Москва и Крым противопоставляются как справедливая держава, где исполняют закон и работает суд. Идеально - симбиоз шляхты с сильной властью монарха.
Сквозной идеей политико-правовых взглядов ВКЛ является апология Великого Князя Витовта. Витовт рассматривается как идеальный правитель, при котором к Литве прислушиваются другие государства, Витовт, ну, скажем так, очень часто именуется королём; это патриархальный монарх, который беспокоится о своих воинах и о своей земле. Вся земля служит Витовтом, он самостоятельно занимается войсковыми манёврами, является жёстким, но справедливым монархом. Он помогает слабым, заинтересовывая тех, кто ему верно служит. Постаць Витовта как идеального правителя – главная тема XVI столетия. Витовт рассматривается как равный польским королям. Одна из идей Гусовского – необходимость создания коалиции против турок, которую должен возглавить Папа Римский.
XVI столетие – спор между литовской и польской шляхтой. В Польше складывается концепция «золотой вольности» - идеология, подчёриквающая равность шляхты между собой, её свободу от принуждения, вольность в служении Родине, её патриотизм и религиозность; она есть соль земли.
Внешне концепция золотой вольности начинает отражаться в концепции сарматизма.
Матвей Смехов «Хроника европейской сарматии»
Поляки рассматривают себя в качестве наследников сарматов, скифов, которые населяли восточную … и которые жили демократично, свободно, защищали свою страну и выступали против тирании персов.
Сарматы – исключительно демократичный народ. Сарматы – это воля; они противопоставляются народам, которые находятся под тиранией. Сарматы, как свободный народ, который жил когда-то на территории Западной Европы, имеет право властвовать над демократичными народами
Литва противопоставляют концепцией Пантилимонизма, где подчёркивают происхождение от мифичного Пантилимона, жившего во время Августа. Пантилимон во время Нерона сел и приплыл в устье Нёмана и стал там первым князем. Концепция палимонизма подчёркивает происхождение жмудинов от римлян и противопоставляет их русинам, которые выступают как объект для завоевания.
Далее – самостоятельно
Московское государство в XVI столетии ищест своё место в системе междунарожных отношений; ищет переход из сословно-представительской к сословной монархии; характеризуется переходом от сословно-представительской к объединению всей Руси.
Основные темы:
1. Должные отношения между церковью и государством и должные меры принуждения, которые нужно применять к еретикам (стяжатели и нестяжатели).
2. Осмысление роли Московского государства в мировой истории
3. Роль царской власти и государственного принуждения, ответственности власти перед населением.
4. Идеология отдельных сословий
Стяжатели и нестяжатели