Заместителями предметов, явлений, действий, любой информации выступают системы определенных элементов - знаков. Знак – материально выраженный объект, который является носителем информации. Система - объединение знаков, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Существуют разные знаковые системы. Например, система знаков азбуки Морзе, система знаков, используемых в языках программирования, система корректорских знаков, используемых при правке текстов, подготавливаемых к изданию, сигналы светофора, знаки дорожного движения, системы символов в математике, физике, химии, мимика, жесты.
Знаки – это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл – означаемое, способ выражения – означающее. Например, раздается вой сирены (означающее – звуковой сигнал, означаемое – опасность); на флаге черная лента (означающее – цвет, означаемое – траур).
Язык – это тоже система знаков. Особенности языковой системы:
1) универсальность, т.е. способность выражать практически неограниченные типы содержания;
2) неоднородность языковых единиц (части речи);
3) динамизм (постоянное, хотя и неравномерное изменение самого языка, его состава и внутренних правил. Выделение документной лингвистики является одним из значимых подтверждений динамизма языковой системы);
4) открытость языковой системы проявляется в постоянном изменении состава элементов языковой системы (появление новых языковых единиц и устаревание);
5) нежесткость языка (потеря или разрушение какого-либо элемента не приводят к цепной реакции, проявляющейся в изменениях других элементов). Наиболее явным образом нежесткость языка заметна в лексике;
|
6) иерархичность (подчинение одних языковых единиц другим);
7) способность развиваться по собственным законам. На развитие языка сильно влияют условия жизни общества, экономические, социальные и культурные стороны его существования оказывают различные воздействия на элементы и отношения языковой системы.
Язык как система состоит из следующих единиц, различных по образованию и функционированию: звук, морфема, слово, фразеологизм, словосочетание, предложение, текст.
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (звуки) объединяются и образуют уровни языка.
Единицы языка Единицы языка | Уровни | Разделы |
Фонемы звуки, фонемы | фонетический | фонетика |
Морфемы | морфемный | морфемика, словобразованиеоразование |
Слова | лексический | лексикология |
Фразеологизмы | фразеологический | фразеология |
Формы и классы слов | морфологический | морфология |
Словосочетание и предложение | синтаксический | синтаксис |
Морфологию и синтаксис традиционно объединяют в грамматику - раздел языкознания, обозначающий изменение слов, строение словосочетаний и предложений.
Лексикография изучает теорию и практику составления словарей.
Основные функции языка:
- коммуникативная (язык является средством общения);
- когнитивная (познавательная, гносеологическая), язык - важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека;
- аккумулятивная, или кумулятивная - функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций, культуры народа, его истории;
|
- эмоциональная, или эмотивная: язык выражает внутреннее состояние человека, его эмоции, чувства;
- волюнтативная - функция призыва,воздействия на слушателей, побуждения к тем или иным действиям;
- магическая функция - функция усвоения адресатом информации, связанная с сопереживанием (магическая сила заклинаний и проклятии, рекламные тексты);
- фатическая (контактоустанавливающая) - функции создания и поддержания
контакта между собеседниками в свободном общении (формулы приветствия при встрече, обмен репликами о погоде и т.п.) Общение происходит ради общения и в основном направлено на установление и поддержание контакта;
- метаязыковая (речевого комментария) – функция истолкования языковых фактов реализуется на учебных занятиях, в словарях, учебной и научной литературе, в разговоре с ребенком, иностранцем;
- этическая – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, слова, предложения. Речь начинает восприниматься как прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект.
Являясь важнейшим средством общения людей, язык тесно связан с жизнью общества. О тесной связи языка и общества свидетельствует: 1. Происхождение языка. Основная причина возникновения языка - это потребность первобытных людей в общении, которое требовалось в коллективной трудовой деятельности. Таким образом, зарождавшееся человеческое общество создало язык, а язык обусловил возникновение и развитие этого общества. 2. Любые исторические изменения в жизни общества вызывают изменения в языке. Октябрьская революция привела к коренным преобразованиям в государственном и экономическом устройстве страны. Было создано мощное тоталитарное государство СССР. Это нашло отражение и в языковых процессах: с одной стороны многие, слова в одночасье стали историзмами, уходя и пассивный запас языка (царь, дворянин, купец, лавочник), с другой стороны - словарный состав русского языка начинаем интенсивно пополняться новыми словами, отражающими новые государственные и общественные реалии (нэп, большевик, пионер, комсомолец).Активно переименовываются многие топонимы (названия улиц, городов). Период перестройки стал мощным толчком для социальных изменений в России: распад СССР, восстановление Российской Федерации как самостоятельного государства, демократизация общества, утверждение гласности. Все эти перемены не могли не затронуть и языковую систему. Появились новые слона и актуализировались многие устаревшие (бизнес, коммерция, менеджмент, губернатор, гимназия, лицей и мн. др.). 3. Расслоение языка на подсистемы, которые используются рапными социальными группами. Это территориальные диалекты, которые используются в качестве средства общения людьми, проживающими на определенных территориях и сельской местности, и социальные жаргоны - варианты языка, употребляемые членами отдельных профессиональных и социальных групп. 4. Языковая политика государства - совокупность принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в государстве. Это определение государственного языка, издание нормативных словарей и справочников, разнообразная деятельность, направленная на повышение культуры населения страны в области владения языком.
|
Формы языка
Национальный язык – это язык нации. Нация - исторически сложившаяся общность людей, объединенных единством территории, экономики, психологического уклада и языка.
Русский язык – это национальный язык русского народа. По своему происхождению он относится к индоевропейской семье языков, славянской ветви, восточнославянской подгруппе.
Русский язык выделился из древнерусского (восточнославянского) в самостоятельный язык наряду с украинским и белорусским в 14-15 вв. После распада Киевской Руси отдельные феодальные земли вошли в состав разных государственных образований. Территории нынешних Украины и Белоруссии отошли со временем к Польско-Литовской унии, земли же, на которых собственно русский язык. Объединились вокруг Москвы. На территории Московской Руси существовало два наречия: северновеликорусское (наиболее характерные черты – оканье и взрывной г) и южновеликорусское (аканье и фрикативные г). Москва, оказавшись в 16-17 вв. на границе двух наречий, послужила местом, где сложился своеобразный говор, который впитал особенности обеих групп наречий и постепенно стал образцовым. В 17 веке язык великорусской народности преобразуется в русский национальный язык, в котором устанавливаются определенные литературные нормы. В формировании русского литературного языка большой вклад внесли писатели, ученые и общественные деятели: М.В.Ломоносов, Н. М.Карамзин, А.С. Грибоедов, А. С. Пушкин и др
Многонациональный состав России предполагает множество национальных языков. В этих условиях один из языков приобретает статус государственного. Иногда по разным историко-политическим причинам в качестве государственных могут выступать два или даже более языка. В некоторых ситуациях государственные языки называют официальными языками. Это язык многонационального государства, исторически избираемый этим государством как язык, представляющий государство на арене международного сотрудничества, как язык, закрепленный для использования при создании государственных документов, документов официальных государственных учреждений, общественных институтов представляющих страну, а также документов органов регионального и местного уровня. Государственный язык или языки закрепляются конституциями государств.
В соответствии со статьей 68 Конституции РФ (1993) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. За русским языком закреплены все необходимые для государственного языка социальные функции – в сфере делового общения, образования, науки, в СМИ, в судопроизводстве и т.д. В этих сферах использование русского языка регулируется законом и поддерживается государством. Статус государственного языка требует от его носителей особой ответственности в соблюдении норм литературного русского языка.
В РФ русский язык является языком межнационального общения, т. е.языком-посредником в общении представителей разных национальностей.На международной арене выступает в качестве языка международного общения. В качестве официальных международных языков ООН утверждены английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки. Безусловно, в речевой практике роль этих языков как международных проявляется в различной степени. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), созданная в 1967 году в Париже, усилиями специалистов, представляющих разные страны, активно способствует тому, чтобы поддержать статус русского языка как международного. Эти действия особенно актуальны в связи с некоторым спадом интереса к русскому языку, который наблюдался с конца 20 столетия.
Язык представлен в разных формах: литературный язык, жаргон, диалект, просторечие. Диалект- форма национального языка, которая используется на определенной территории. Жаргон – форма национального языка, употребляемая представителями определенных социальных и профессиональных групп. Просторечие - слова, выражения, грамматические формы и конструкции, свойственные малообразованным носителям языка и представляющие собой нарушение языковых норм.
Высшей формой национального языка является литературный язык – это язык, обработанный «мастерами слова» и нормированный. Он является важнейшим для жизни страны: на нем осуществляется вся государственная деятельность, работа административных и законодательных структур, средств массовой информации, образование. Именно литературный язык является государственным языком.
Основные признаки литературного языка:
1. Обработанность языка, т.е. «отбор всего лучшего, что в нем есть… и дальнейшее любовное развитие этого лучшего» (А.М. Горький).
2. Нормативность – это наличие определенных языковых норм, т.е. правил, образцов произношения, написания, употребления.
3. Кодифицированность - отражение норм в словарях и справочниках.
4. Наличие устной и письменной формы.
5. Наличие функциональных стилей (в зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются разновидности литературного языка, функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный);
6. Вариативность языковых единиц. Существует на всех уровнях языковой системы: фонетическом (конечно – коне/ш/но), словообразовательном (мамочка, мамуля), лексическом (мокрый, влажный, сырой), фразеологическом (кот наплакал, с гулькин нос, капля в море)., морфологическом (в цехе – в цеху), синтаксическом (Стоит мороз. Стоят морозы.). Вариативность языковых единиц свидетельствует о богатстве литературного языка;
Понятие современный русский язык употребляется в разных значениях. В широком понимании термина «современный», которое в лингвистической литературе преобладает, это язык «от Пушкина до наших дней». В последние годы появились точки зрения на возможность сужения исторического периода, к которому принято относить понятие современный русский литературный язык. Так, известный ученый М.В. Панов предлагает считать современным язык середины – второй половины 20 в. В ряде лингвистических источников современным называют язык 20 в., разграничивая в нем два хронологических периода: с октября 1917 г. по апрель 1985 г. и с апреля 1985 г. по настоящее время.
Язык и речь. Виды речи
В процессе бытового общения термины язык и речь часто не различают.
В научном рассмотрении понятий язык и речь требуется их разграничение.
Язык и речь противопоставлены по следуют им параметрам:
- язык - это средство общения, а речь - это реализация языка;
- язык абстрактен, формален; речь материальна;
- язык стабилен; статичен; речь активна и динамична, для неё характерна высокая вариативность;
- язык является достоянием общества, внем отражается картина мира говорящего на нем народа; речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;
- для языка характерна уровневая организация, основанная на иерархии; речь имеет
линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;
- язык независим от ситуации и обстановки общения; речь же контекстно и ситуативно обусловлена, в речи слова могут приобретать ситуативные значения, которые в языке отсутствуют (отговорила роща золотая березовым веселым языком ).
Понятия «язык» и «речь» соотносятся, таким образом, как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка). Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны. Чтобы в этом убедиться, достаточно представить себе, что существует некий язык, на котором никто не говорит и не пишет, и при этом не сохранилось ничего, что было бы написано на этом языке раньше. В этом случае мы не могли бы знать о его существовании. Но и речь не может существовать бет языка, поскольку речь - это практическое использование языка. Язык необходим, чтобы речь была понятной, без языка речь перестает быть собственно речью и превращается в набор бессмысленных звуков.
Виды речи могут различаться по нескольким основаниям.
Противопоставляются друг другу речь внутренняя и речь внешняя. Внутренняя, или мысленная, является речью «про себя», она не озвучена и не передана с помощью знаков письма. Обычно внутренняя речь монологична, она протекает с большей скоростью, чем внешняя, использует не только естественный язык, но и системы образов, смысловых схем.
Разновидностями речи являются ее монологическая и диалогическая формы. Диалогическая речь предполагает наличие двух участников коммуникации и обмен репликами. Монологическая речь — форма речи, при которой не предполагаются ответные реплики.
Внешняя речь представлена устной и письменной речью.
Параметры различий | Устная речь | Письменная речь |
Форма реализации | Звучащая | Графически оформленная |
Отношение к адресату | Наличие собеседника, реакция которого позволяет изменять ход и содержание речи | Отсутствие собеседника |
Характер порождения формы | Спонтанность, неподготовленность, отсутствие возможности редактирования | Подготовленность, возможность редактирования |
Характер восприятия | Слуховое восприятие. Воспроизведение возможно только с помощью ТС | Зрительное восприятие. Неограниченные возможности воспроизведения |
Выразительность | Звуковая выразительность: интонация, темп, сила и др. | Отсутствие выразительности |
Нормы | Орфоэпические | Орфографические, пунктуационные |
Документная коммуникация связана с письменной формой речи.