Структура коммуникативного акта





Тема 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

План

1. Знаковая сущность коммуникации. Структура коммуникативного процесса.

2.Понятие знака. Языковой знак. Функции языка. Язык как знаковая система и общественное явление.

3. Формы языка.

4. Язык и речь. Виды речи.

5. Документный текст и его особенности.

Знаковая сущность коммуникации

Термин коммуникация (от лат. соттипịсо — сообщать, давать, соединять, общаться) широко используетсявсамых разных об­ластях человеческой деятельности. В лингвистике коммуникациюопределяюткак целенаправленный и организованный про­цесс обмена информацией между людьми с помощью общей для них зна­ковой системы или группы знаковых систем (С.П. Кушнерук). В качестве знаковой систе­мыиспользуют естественный язык – средство человеческого общения, возникшее в результате естественного исторического развития для осуществления коммуникации между людьми.

По мере своего развития общество все более зависит от коммуника­ции, все чаще человеческое общество характеризуется как «информационное».

Большое значение имеет коммуникация в связи с административно-деловым развитием общества. Во многом именно управленческие, дело­вые, правовые виды деятельности изменяют технологии и содержание со­временной коммуникации.

Терминкоммуникацияконкретизируетсяи дополняется другими терминами. Коммуникативный процесс – система действий по установленным правилам, обеспечивающих обмен информацией в формах, приемлемых для участников этого процесса. Например, в документном коммуникативном процессе необходимые правила, ограничения и средства последовательно осваиваются его участниками. Коммуникативный акт– завершенное целенаправленное действие, в процессе которого между субъектами происходит обмен информацией.

Структура коммуникативного акта

Все коммуникативные акты могут быть представлены несколь­кими обязательными элементами-составляющими, отраженными на Рис. 1.

Коммуникативный процесс начинается с того, что один их коммуни­каторов передает какое-то сообщение. В этом случае он выступает в каче­стве передатчикаили адресанта.Иногда этот субъект называют отпра­вителем.

Коммуникатор, принимающий информацию, называется либо приемником,либо адресатом,либо получателем.

Сообщение- это некоторый неслучайный сигнал, который вызывает реакцию получателя. На практике большая часть сообщений осознана, продумана и подготовлена, однако возможны случаи, когда в качестве со­общений воспринимаются косвенные, дополнительные, иногда спонтан­ные явления. Например, дрожащие руки, гримаса боли или вздохи.

Кодирование- процесс, который реализует отправитель, находя систему знаков для того, чтобы с их помощью закрепить содержание про­думанного сообщения. Кодирование не может быть абсолютно произ­вольным: система используемых знаков должна быть в одинаковой степе­ни понятной и интерпретируемой всеми участниками коммуникации. Кроме того, при кодировании необходимо учитывать способность канала передавать сообщение, для кодирования которого использована избранная система знаков.

Декодирование- процесс, во время которого получатель сообщения присваивает значение знакам, составляющим принятое сообщение. Даже в тех случаях, когда сообщение в процессе прохождения от отправителя до получателя не подвергается каким-либо нежелательным воздействиям, возможны ситуации, при которых в результате декодирования сообщение будет содержательно отличаться от сообщения «на стороне» отправителя.

Канал передачи сообщения— система средств и методов, используемых для доставки сообщения от отправителя к получателю. Развитие техноло­гии коммуникации связано в значительной степени именно с развитием каналов доставки сообщений. В особенности это относится к электронным каналам коммуникации, позволившим передавать большие объемы ин­формации в течение коротких промежутков времени с минимальными по­терями и относительно высокой степенью надежности.

Получатель не просто получает сообщение, он реа­гирует на него. Отчетливая сигнальная реакция получателя на сообщение отправителя в виде сигналов или сообщения называется обратной связью. Обратная связь может проявляться в вербальной форме, то есть с помощью языковых средств, в некоторых случаях обратная связь проявляется в невер­бальной форме: в виде эмоций, действий, жестов и других изменений, имеющих какую-то интерпретацию. Вербальные реализации обратной связи могут иметь письменные и устные формы. Даже молчание со стороны полу­чателя может иногда выполнять функции обратной связи.

Коммуникативный шум и коммуникативные барьерыв том или ином виде всегда присутствуют в реальной коммуникации. К. шум - наличие в канале коммуникации неуправляемых посторонних сигналов различной природы, создающих трудно­сти в получении и декодировании сообщения. Существуют физические шумы, например, воздействия грозовых разрядов на радиосвязь, громкая музыка за стеной помещения, в котором проходят деловые переговоры, или шум отбойного молотка, мешающего диктовке электронного письма. Физиологические шумы, связанные с утомлением коммуникантов или заболеванием одного из них. Психо­логические шумы- самомнение, психологическая закрытость, внутренние отторжения и не­приятия, рассеянность - существенно снижают эффективность коммуникации.

Коммуникативные барьеры также могут иметь различную природу. Не вмешиваясь в сообщение, они негативно воздействуют на каналы ком­муникации. Основные коммуникативные барьеры могут быть языковымии неязыковыми. К языковым барьерам могут быть отнесены незнание языка, незнание терминологии какой-либо предметной области в родном языке. Неязыковые барьеры представлены широким спектром режимных, ведомственных, технических, географических, экономических и других разновидностей. Селективный б. связан с информационной перегрузкой общества; эмоциональный барьер создается эмоциями, личностными отношениями; барьер недостатка знаний; ведомственный б. (фирменный) определяет информационную безопасность сообщения; режимный барьерсвязан с понятием государственного секрета; государственный барьер определяется государственной границей и особенностями государственной структуры; экономический барьер возникает из-за недостатка экономических и финансовых возможностей в приобретении информации.

Иногда барьеры имеют комплексный характер, что ос­ложняет методы их устранения.





Читайте также:
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.