Тема 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫДОКУМЕНТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
План
1. Знаковая сущность коммуникации. Структура коммуникативного процесса.
2.Понятие знака. Языковой знак. Функции языка. Язык как знаковая система и общественное явление.
3. Формы языка.
4. Язык и речь. Виды речи.
5. Документный текст и его особенности.
Знаковая сущность коммуникации
Термин коммуникация (от лат. соттипịсо — сообщать, давать, соединять, общаться) широко используетсявсамых разных областях человеческой деятельности. В лингвистике коммуникацию определяюткак целенаправленный и организованный процесс обмена информацией между людьми с помощью общей для них знаковой системы или группы знаковых систем (С.П. Кушнерук). В качестве знаковой системы используют естественный язык – средство человеческого общения, возникшее в результате естественного исторического развития для осуществления коммуникации между людьми.
По мере своего развития общество все более зависит от коммуникации, все чаще человеческое общество характеризуется как «информационное».
Большое значение имеет коммуникация в связи с административно-деловым развитием общества. Во многом именно управленческие, деловые, правовые виды деятельности изменяют технологии и содержание современной коммуникации.
Термин коммуникация конкретизируетсяи дополняется другими терминами. Коммуникативный процесс – система действий по установленным правилам, обеспечивающих обмен информацией в формах, приемлемых для участников этого процесса. Например, в документном коммуникативном процессе необходимые правила, ограничения и средства последовательно осваиваются его участниками. Коммуникативный акт – завершенное целенаправленное действие, в процессе которого между субъектами происходит обмен информацией.
|
Структура коммуникативного акта
Все коммуникативные акты могут быть представлены несколькими обязательными элементами-составляющими, отраженными на Рис. 1.
Коммуникативный процесс начинается с того, что один их коммуникаторов передает какое-то сообщение. В этом случае он выступает в качестве передатчика или адресанта. Иногда этот субъект называют отправителем.
Коммуникатор, принимающий информацию, называется либо приемником, либо адресатом, либо получателем.
Сообщение - это некоторый неслучайный сигнал, который вызывает реакцию получателя. На практике большая часть сообщений осознана, продумана и подготовлена, однако возможны случаи, когда в качестве сообщений воспринимаются косвенные, дополнительные, иногда спонтанные явления. Например, дрожащие руки, гримаса боли или вздохи.
Кодирование - процесс, который реализует отправитель, находя систему знаков для того, чтобы с их помощью закрепить содержание продуманного сообщения. Кодирование не может быть абсолютно произвольным: система используемых знаков должна быть в одинаковой степени понятной и интерпретируемой всеми участниками коммуникации. Кроме того, при кодировании необходимо учитывать способность канала передавать сообщение, для кодирования которого использована избранная система знаков.
Декодирование - процесс, во время которого получатель сообщения присваивает значение знакам, составляющим принятое сообщение. Даже в тех случаях, когда сообщение в процессе прохождения от отправителя до получателя не подвергается каким-либо нежелательным воздействиям, возможны ситуации, при которых в результате декодирования сообщение будет содержательно отличаться от сообщения «на стороне» отправителя.
|
Канал передачи сообщения — система средств и методов, используемых для доставки сообщения от отправителя к получателю. Развитие технологии коммуникации связано в значительной степени именно с развитием каналов доставки сообщений. В особенности это относится к электронным каналам коммуникации, позволившим передавать большие объемы информации в течение коротких промежутков времени с минимальными потерями и относительно высокой степенью надежности.
Получатель не просто получает сообщение, он реагирует на него. Отчетливая сигнальная реакция получателя на сообщение отправителя в виде сигналов или сообщения называется обратной связью. Обратная связь может проявляться в вербальной форме, то есть с помощью языковых средств, в некоторых случаях обратная связь проявляется в невербальной форме: в виде эмоций, действий, жестов и других изменений, имеющих какую-то интерпретацию. Вербальные реализации обратной связи могут иметь письменные и устные формы. Даже молчание со стороны получателя может иногда выполнять функции обратной связи.
Коммуникативный шум и коммуникативные барьеры в том или ином виде всегда присутствуют в реальной коммуникации. К. шум - наличие в канале коммуникации неуправляемых посторонних сигналов различной природы, создающих трудности в получении и декодировании сообщения. Существуют физические шумы, например, воздействия грозовых разрядов на радиосвязь, громкая музыка за стеной помещения, в котором проходят деловые переговоры, или шум отбойного молотка, мешающего диктовке электронного письма. Физиологические шумы, связанные с утомлением коммуникантов или заболеванием одного из них. Психологические шумы - самомнение, психологическая закрытость, внутренние отторжения и неприятия, рассеянность - существенно снижают эффективность коммуникации.
|
Коммуникативные барьеры также могут иметь различную природу. Не вмешиваясь в сообщение, они негативно воздействуют на каналы коммуникации. Основные коммуникативные барьеры могут быть языковыми и неязыковыми. К языковым барьерам могут быть отнесены незнание языка, незнание терминологии какой-либо предметной области в родном языке. Неязыковые барьеры представлены широким спектром режимных, ведомственных, технических, географических, экономических и других разновидностей. Селективный б. связан с информационной перегрузкой общества; эмоциональный барьер создается эмоциями, личностными отношениями; барьер недостатка знаний; ведомственный б. (фирменный) определяет информационную безопасность сообщения; режимный барьер связан с понятием государственного секрета; государственный барьер определяется государственной границей и особенностями государственной структуры; экономический барьер возникает из-за недостатка экономических и финансовых возможностей в приобретении информации.
Иногда барьеры имеют комплексный характер, что осложняет методы их устранения.