Канадские музыканты-аборигены ищут широкого признания




Внутриполитические события Канады, такие как выступлени лидера аборигенов Элайджа Харпера против Мич-Лейкского Соглашения, резкое противостояние индейцев племени могаук квебекской полиции в Оке и непрекращающиеся требования коренных жителей о предоставлении им права на самоуправление, вновь привлекли внимание к полуторамиллионному аборигенному населению Канады.

Широкая популярность инуитского дуэта Каштин (Kasthin), отмеченные средствами массовой информации коммерческие успехи исполнительницы из эскимосов-инук Сюзьен Аглукарк (Susan Aglukark) и удостоенного премии "Джуно" исполнителя песен в стиле кантри Лоуренса Мартина (Lawrence Martin) из племени кри, а так же предложенная в этом году нова категория записей аборигенной музыки для присуждения премии "Джуно", стали причиной повышенного внимания канадской общественности к музыке аборигенов.

Однако, несмотря на все положительные стороны этого явления, люди, работающие в аборигенном музыкальном бизнесе, отмечают, что его развитию мешают языковые барьеры и расовые предрассудки. Лишь кое-кто из артистов-аборигенов продает более 5-10 тыс. экземпляров своих альбомов - главным образом за счет прямых почтовых пересылок своим заказчикам.

"Вклад аборигенов в канадскую культуру богат и уникален, - говорит Баффи Сент-Мари из племени кри, уроженка резервации Пиапот в Крейвене (Саскачеван), которую по праву называют основоположницей современной музыкальной культуры аборигенов Канады. - Это национальное достояние, и многие канадцы лишают себя настоящего чуда."

Квебекский "Каштин" (дуэт музыкантов Флорена Воллана и Клода Маккензи) - наиболее яркий пример успеха музыкантов-аборигенов. Дуэт сочетает традиционные и нетрадиционные музыкальные стили и поет на монтанье - языке, на котором только в северной части Квебека и на Лабрадоре говорит около 11500 человек.

По словам менеджера "Каштина" Клода Ранжера, количество проданных экземпляров одноименного дебютного альбома дуэта, выпущенного в 1990 году фирмой "Group Concept Musique", составило 225 тыс., а альбома "Innu" 1992 г. - 125 тыс. В Соединенных Штатах, где альбом выпущен фирмой "Tri Star", было продано всего 500 его копий. 11 октября 1994 года на фирмах "Tri Star" в США и "Sony Music" в Канаде выходит третий альбом дуэта - "Akua Tuta". Его продюсерами выступили оба музыканта и Тоби Гендрон. Канадский гитарист Робби Робертсон, чья мать происходит из могауков ирокезской общины Шести Наций, стал сопродюсером одной из композиций и, как исполнитель, принял участие в другой.

Квебекский дуэт также принял участие в записи нового альбома Робби Робертсона и "Ансамбля Красной Дороги" (Robbie Robertson and The Red Road Ensemble), который называется "Музыка дл коренных американцев" ("Music For Natve Americans"). Альбом вышел под маркой "Capitol" и является звуковой дорожкой к документальному фильму "Коренные Американцы" компании TBS.

Еще один пример успеха аборигенной музыки в бизнесе - это существующая уже двадцать лет "The Sunshine Group Of Companies", - фирма-дистрибьютор из Виннипега (Манитоба). По словам ее президента Неса Майклза, денежный оборот фирмы в 1993 году составил полтора миллиона долларов. Компания заведует двумя 24-дорожечными звукозаписывающими студиями и оборудованием по производству кассет и компакт-дисков, а так же распространяет каталог с наименованиями свыше 250 кассетных альбомов различных исполнителей-аборигенов для розничной продажи в частных лавках, кооперативных магазинах, магазинах по продаже ремесленных изделий и сувениров, торговых центрах и универмагах по всей Северной Америке. Около 30-40 процентов продаваемой фирмой продукции - традиционная музыка Пау-Вау, пользующаяся спросом в Соединенных Штатах.

"До недавнего времени большая часть продаваемого нами приходилась на Север, (где музыкальных магазинов не так уж много), - говорит Нес Майклз. - Но после успехов "Каштина" и Сюзьен Аглукарк во многих канадских магазинах по продаже звуковой продукции появились специализированные отделы, где можно приобрести музыку в исполнении талантливых аборигенов. Вместе с тем, американский рынок действительно расширился для нас. В среднем, ежемесячно мы открываем там шесть новых счетов".

Аборигены Канады делятся на три основные группы - индейцев, инуитов (эскимосов) и метисов - которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные роды и общины с отличными друг от друга традициями и историей. В аборигенных общинах до сих пор говорят на 53 языках, принадлежащих к 11 основным языковым семьям.

Огромной популярностью, главным образом в пределах туземных общин Канады, пользуются такие артисты-аборигены, как исполнители музыки кантри Эрнест Муниас (Ernest Moonias), Верн Чичу (Vern Cheechoo), Элизабет Хилл (Elizabeth Hill), Дж. Хьюберт Френсис и Орлиное Перо (J. Hubert Fransis and Eagle Feather) и "Младшие Братья" ("The Yonger Brothers"); исполнители блюзовой музыки Мюррей Портер (Murray Porter), "Раскрашенная лошадка" ("Painted Pony"), Фэрон Джонс (Faron Johns), "Группа Джоша Миллера" ("The Josh Miller Band") и Джени Лоузон (Jani Lauson); исполнители музыки фолк Том Джексон (Tom Jackson), Шингус (Shingoose) и Мак Маккензи, а также рок-группы "7-й огонь" ("7th Firе"),"Миротворец" ("Peasemaker") и "Дети Солнца" ("Children Of The Sun").

Среди ведущих исполнителей-инуитов - Чарли Адамс (Charlie Adams), Чарли Панигониак (Charlee Panigoniak), Тумаси Кисса (Tumasi Quissa), Уильям Тагуна (William Tagoona), Сьюзен Этулу (Susan Etulu), Этулу Этидлуи (Etulu Еtidlouie), Луи Наудланк (Looee Nowdlank), Сьюзен Анингмиук (Susan Aningmiuq), Увагут (Uvagut) и Джимми Эхо (Jimmy Ekho), которого называют "Элвисом Арктики".

Традиция Пау-Вау

Межплеменные обрядовые праздники, фестивали и благотворительные концерты питают культурные корни многих канадских артистов-аборигенов, которые включают в свою музыку элементы традиционной ритмики.

С недавнего времени возросло количество конкурсных и традиционных Пау-Вау с участием ансамблей барабанщиков и вокалистов. Эти проводимые под открытым небом мероприятия получили наибольшее распространение в канадских провинциях Саскачеван, Манитоба и Альберта и в американском штате Монтана. В свое время, выжитые из канадских резерваций Индейским актом и вновь появившиес после 1-й мировой войны, Пау-Вау восходят в своих истоках к пляске травы - обрядовой форме, зародившейся 400 лет назад в племени омаха, обитавшем на территории нынешнего американского штата Южная Дакота. Другие племена переняли пляску у индейцев сиу.

Из небольших событий 1960-х годов, представлявших интерес лишь для участников-исполнителей, Пау-Вау переросли в грандиозные празднества, на которые съезжается до 30 тысяч человек. В г. Кенора (Онтарио) с мая по сентябрь круглосуточно работает бесплатная информационная линия, установленная по Договору N3 Ассоциацией Культурного Туризма и представляющая 25 общин Первых Наций. Линия снабжает подробной информацией о мероприятиях, проводимых коренными жителями.

Туристы, большей частью немцы, все чаще и чаще посещают фестивали и Пау-Вау и покупают изделия туземных ремесленников, дешевые украшения и кассеты. "Посетители могут приобрести кассету, а дома еще раз проиграть то, что слышали", - говорит Том Моррисон, менеджер радиостанции CKRZ в Онсвекене (Онтарио), которая находится вблизи резерваций Шести Наций и Нью-Кредит. - Сами танцоры скажут: "Вот та музыка, под которую танцевал."

По словам Тома Белого Теленка, владельца фирмы звукозаписи "Sweet Grass Records" из Саскатуна (Саскачеван): "Около 90% выпускаемого нами уходит на американский рынок и продаетс через дистрибьюторов и через основанные мной торговые точки". С 1993 г. фирма выпустила 13 альбомов с записями музыки Пау-Вау. Она также имеет посредническое отделение в Германии.

Среди ведущих канадских групп, исполняющих музыку Пау-Вау - "Стони Парк Сингерз" (The Stoney Park Singers), "Уайтфиш Джуниорз" (Whitefish Juniors), "Певческое Общество Женщин Шести Наций" (The Six Nations Womens Singing Society), "Барабанщики Орлиного Сердца" (The Eagleheart Drummers), "Красный Гром" (Red Thunder), Красный Бык (Red Bull), "Свисток Лося" (Elk's Whistle) и Уайтфиш-Бей Сингерз (The Whitefish Bau Singers).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: