План работы с детьми
По основам безопасности жизнедеятельности
Разработан старшим воспитателем Е.Г.Натыкан
2015 год
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Таким образом, в своей работе, мы ставим следующие цели работы в данном направлении:
1. Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
2. Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
3. Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленных целей, мы решаем следующие задачи:
Ø Освоение знаний по ОБЖ.
Ø Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
Ø Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Ø Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
Ø Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Ø Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка - дошкольника.
Принципы организации образовательного процесса:
ü Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
ü Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
ü Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
ü Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
ü Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
ü Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
ü Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация, рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, обучающие презентации и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, целевые экскурсии.
2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
«Ребёнок и природа» | |||
Игра «Идем в лес за грибами» | Теневой театр «Осторожно, ядовито!» | Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы» | Игра «Ядовитые грибы и ягоды» |
Рассматривание иллюстраций «Ядовитые растения» | Беседа «Не собирай не знакомые грибы» | Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами» | Рассматривание иллюстраций «Съедобные ягоды и ядовитые растения» |
Игра – беседа «Как надо обращаться с домашними животными» | Настольная игра «Каждый грибок в свой кузовок» | Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?» | Беседа «Что мы должны знать о буре и урагане» |
Игра - беседа «Каким бывает снег» | Беседа «Правила безопасности на льду» | Беседа «Берегись мороза» | Беседа «Обходи скользкие места» |
Беседа «Осторожно, сосульки!» | Беседа «Что такое метель» | Игра-беседа «Познакомимся с нашими соседями» | Беседа «Берегись насекомых» |
Игра-беседа «Берегись насекомых» | Беседа «Поведение на воде» | Беседа «Осторожно, гроза!» | Беседа «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы» |
Игра-беседа «Солнечный удар» | Игра-беседа «Чем опасно солнце» | Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах» | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» |
«Ребенок дома» | |||
Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин Дом»Игра «Тушим пожар» | Подвижная игра «Огонь» | Занятие «Огонь – друг или враг?» | Беседа «Профессия пожарного» |
Беседа «Не ешь лекарство и витамины без разрешения» | Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» | Подвижная игра «Огонь друг и враг» | Игра - ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» |
Игра - ситуация «Не играй со спичками – это опасно!» | Игра «Тушим пожар» | Подвижная игра «Птенчики в беде» | Викторина «Юные пожарники» |
Беседа «Не влезай на высокие предметы» | Беседа «Не выглядывай в открытое окно» | Игра-соревнование «Сбей мяч» | Драматизация «Спичка-невеличка» |
Беседа «Не ходи с чужими людьми, не разговаривай с ними» | Беседа «Не открывай дверь чужим людям» | Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» | Беседа «Незнакомые предметы» |
Подвижная игра «Костер» | Дидактическая игра «Доскажи словечко» | Игра-беседа «Службы «01», «02», «03» на страже» | Дидактическая игра «Разложи по порядку» |
Беседа «Не включай электрическую плиту» | Беседа «Это не игрушки, это опасно» | Беседа «Опасные предмета дома» | Подвижная игра «На пожаре» |
Беседа «Будь осторожен с открытым огнем» | Дидактическая игра «Электроприборы» | Подвижная игра «При пожаре не забывай: огонь водою заливай» | Дидактическая игра «Если возник пожар» |
«Береги здоровье» | |||
Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» | Игра - эксперимент «Слушай во все уши!» | Игра - беседа «Спорт – это здоровье» | Досуг «Дорога к доброму здоровью» |
Игра - беседа «Как лечили жирафика» | Игра-беседа «Наши руки» | Беседа «Осторожно, грипп!» | Беседа «Сохрани свое здоровье сам» |
Развлечение «В гостях у Айболита» | Игра - беседа «Подружись с зубной щеткой» | Беседа «Витамины укрепляют организм» | Игра - беседа «Смотри во все глаза!» |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Планирование по теме:
«Опасные ситуации в жизни детей: дома, на воде, в лесу»
(старший дошкольный возраст)
Сентябрь | Занятие: «Осторожно огонь». Занятие: «Спички это не игрушка» Чтение потешки «Кошкин дом» |
Октябрь | Чтение стих. «Пожарный» Л.Куклин. «Чтобы не было беды», Л.Толстой «Пожар» стр.134, «Пожарные собаки» Рисование на тему: «Пожар». |
Ноябрь | Беседа: Один дома». Экстремальная ситуация «Незнакомые люди». Рассматривание иллюстраций книга К.Ю.Белая «Твоя безопасность», «Как вести себя дома и на улице» |
Декабрь | Беседа: «Опасные предметы». Стр.11 Как обеспечить безопасность дошкольника К.Ю.Белая «Будь осторожен с электроприборами» Чтение книги. Азбука безопасности Альберт Иванов |
Январь | Деловая игра: «Если кому – то плохо – я могу прийти на помощь» (закрепить навыки у детей оказание первой помощи) |
Февраль | Сюжетно – ролевая игра «Больница». |
Март | Беседа: «Осторожно ледоход!» |
Апрель | Беседа: «Если ты в лесу». Чтение рассказа «Костер» В.Распутина, М.Баданов стр.132 «Чтобы не было беды» С. Михалков «Дядя Степа» стр.76 «Чтобы не было беды» |
Май | Беседа: «Поведение детей у воды». «Поведение при грозе». «Поведение на плавучих средствах». «Рыбалка», «Купание». А.Барто «Гроза» стр.110 «Чтобы не было беды» |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Планирование работы