Приёмы работы в разных возрастных группах по развитию представлений о времени




 

2 младшая группа

 

Работа с детьми этого возраста ведётся только в повседневной жизни

Используем:

1. Воспитатель широко использует картинки, иллюстрации из книг или специально подобранные. На картинках должны быть отражены виды деятельности типичные для той или иной части суток (на картинке всегда должен присутствовать герой)

2. Играем в игру «Наш день», где учим располагать 4-6 картинок по порядку.

3. Учим понимать вопрос «когда это бывает?

4. Рассматриваем картинки с временами года, где чётко должны быть представлены особенности времени года:

ü погодные условия (зима - снег, весна - сосульки, лето - цветы, осень - листья)

ü одежда людей

ü обязательно нарисован человек (взрослый или ребёнок), герой

5. Играем в игру «Когда это бывает?» проводим как дидактическую игру

6. Приучаем раскладывать картинки по порядку, т.е., что вначале, что потом (осень-зима-весна-лето)

7. Используем стихи, потешки, несложные загадки о временах года, частях суток

 

Средняя группа 4-5 лет

 

Работа по знакомству с временными понятиями осуществляется в повседневной жизни и на занятиях в организованных формах работы

1. С этого возраста на ряду с картинками широко начинают применяться модели (условные обозначения)

2. Расширяются представления о сутках, их последовательности, кругообороте

или

3. Игры «Подбери картинки», «Какой части суток не стало», «Что за чем идёт», «Найди ошибку»

Признаки: освещённость неба, положение небесных светил (солнце, луна, звёзды), характерная деятельность людей

4. Расширить представления о том, что ночью не всегда спят (например, ночью работает хлебный завод)

5. В игре «Наш день» выкладывать карточки по порядку до 13 штук

6. Расширять представления о временах года на основе признаков.

Признаки: живая природа, неживая природа, одежда людей, характерная деятельность людей (Например, полевые работы)

7. Использование модели: лето , осень , весна , зима

8. Проведение подвижной игры «Найди свой домик», «Найди ошибку», «Тик-так это не так»

9. Используем календарики с природными явлениями

10. Проводим наблюдения в природе, быту для закрепления понятий: сначала-потом, раньше-позже, быстрее-медленнее

11. Что сначала, что потом?

Должны раскладывать в правильной последовательности

12. Детям трудно даётся освоение слов: вчера, сегодня, завтра

1 приём - исправляем ошибки в речи ребёнка

2 приём - трижды проговорить об интересном для ребёнка событии (дне рождении, поход к другу, поездка в гости)

13. К концу средней группы - знают части суток, времена года, когда это бывает.

 

Старший возраст

 

Развитие временных представлений осуществляется в разных видах деятельности:

ü повседневной - через режимные моменты

ü продуктивные виды деятельности - аппликация, рисунок, лепка, связанные с сезонами

ü образовательная деятельность - развитие речи, математика

ü прогулки с использованием наблюдения

В математической деятельности знакомство со временем тесно связано с развитием количественных представлений

Все временные понятия заканчиваются числом. В начале воспитатель закрепляет и расширяет представления о частях суток и временах года

Приёмы:

1. широко используются тематические картинки:

ü о природных явлениях (изображена только природа)

ü деятельность людей или животных (в разных частях суток, года)

ü сказочные персонажи («Морозко», «Аленький цветочек», «Зимовье животных», «Дед Мазай и зайцы», «12 месяцев» и т.д.)

а) описание картинки

б) сравнение противоположных понятий (зима-лето, день-ночь)

в) сравнение смежных картинок (утро-день, зима-ранняя весна)

г) выкладывание картинок по порядку («Наш день» - до 30 штук), вариативный ряд (вариативные, постоянные виды деятельности)

д) использовать более тонкие оттенки, понятия при рассматривании картинок (ранняя весна, поздняя весна, золотая осень, ранняя осень, поздняя осень. Например, рассматривание картин художников «Март» Саврасов - описываем какими красками написана и т.д.

2. широко используются разговоры-беседы с детьми

ü рассказ о семье: кто старший, младший, сколько тебе лет, а когда тебе будет 6? когда ты родился?...

ü рассказы, разговоры о людях в прошлом, будущем (о жизни людей), можно подкреплять продуктивной деятельностью (нарисуй себя маленьким, большим, слепи животного прошлых времён)

3. широко используются разные виды игр: «Когда это бывает?», «Найди ошибку», «Тик-так это не так», «Скажи наоборот («Винегрет»)», «Закончи предложение» (гимнастику я делаю…, «Спокойной ночи» я смотрю…), «Путешествие в… утро, вечер (детям помогаем)» - вечером папа забрал меня из садика, и дома…

Новой задачей работы является знакомство с днями недели. Для знакомства используют модель знакомство с днями недели начинается с тех дней, которые детям знакомы (в основном с сб и вс)

Дни недели объединяют в тройки и связывают с понятием вчера, сегодня, завтра. Выучив дни недели по тройкам, в дальнейшем дни недели связывают с порядковыми номерами (какой по счёту)

Задания к модели:

1. назвать дни недели по порядку

2. угадать пропущенный день

3. назвать предыдущий или последующий к определённому дню недели

4. указать вид деятельности (когда у нас будет музыка?...)

5. игра «Неделька стройся»

С января месяца начинаем знакомить детей с календарём как с эталоном времени (периодичная работа)

Занятие:

ЯНВАРЬ:

ü рассказать детям о календаре

ü что по нему можно узнать (время года, день, неделю…)

ü показать разные виды календарей (перекидной, карманный, настенный…)

ü загадать загадки про календарь

ü показать макет календаря, которым будем пользоваться в группе

Например, флажок-в конце месяца переносим на следующий

конверт - кладём листики от отрывного календаря

МАРТ:

ü литературные материалы

ü праздник 8 марта

МАЙ:

ü к 20 мая подвести итог про весну

ü что будем делать летом

ОСЕНЬ:

ü подготовительная группа в сентябре

ДЕКАБРЬ:

ü подг.гр. середина декабря

ü 12 пачек с листиками от календаря

ü сколько дней

ü сказки о временах года

Во второй половине учебного года можно познакомить детей с песочными часами одна и двухминутными

Используем:

1. рассказ о песочных часах (как устроены)

2. где применяются: посидеть 1-2 минуты с закрытыми глазами

выложить узор (палочки, фигуры)

в режимных моментах (убрать игрушки, порядок в шкафчике)

в процессе одевания

в настольных играх

медицине

 

Подготовительная группа

 

Закрепляются все задачи старшей группы

Основная задача - знакомство с обычными часами. В группе должны быть настенные часы (обычные)

Схема знакомства с часами:

1. рассматривание часов как бытового предмета, занятия по развитию речи (какие бывают, что есть на циферблате, как идут цифры, как обращаться с часами, что с обратной стороны часов?)

2. Учим на макете, затем на настоящих часах полное количество часов

3. определять время до получаса, половина какого-то часа. НЕ ГОВОРИМ 30 МИН.

4. четверть и без четверти часа (четверть того часа, по которому двигается стрелка)

5. подсчёт минут до 10 (ребёнок ставит стрелку от точки и ведёт и называет сколько минут)

6. опираясь на состав числа определить количество минут до 30.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: