Развитие инициативности детей дошкольного возраста посредством технологии




«Сегодня и ежедневно»

Ключевые слова: инициативность, технология «Сегодня и ежедневно», дошкольный возраст, качество образования, стандарт, психолого-педагогическая литература, детская инициативность, дошкольное образование, инициатива.

Современное состояние общества характеризуется все возрастающей динамичностью и нестабильностью. Сейчас актуально формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на них. Настоящее время предъявляет новые требования к личностным качествам человека; в социальной жизни наиболее востребованным является инициативность.

Качество образования есть решение инновационных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО): позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Система оценки качества дошкольного образования строится вокруг педагогических условий индивидуализации обучения условий педагогики поддержки и конструирования возможностей.

Ведь не случайно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ к направлениям деятельности педагога отнесена и необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности».

Так, в ФГОС ДО в общих положениях п. 3, утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Также в ФГОС ДО в пункте 2.4. указано: «Программа направлена на: развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности». На этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.

В ФГОС ДО пункте 3.2.1. отмечается, что одним из психолого-педагогических условий, является поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, а в целевых ориентирах указано, что ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений [4].

Анализ публикаций за последние годы показал, что проблема развития детской инициативности является достаточно актуальной. Так, исследования Ю.Ф. Полякова, К.В. Солоед опубликованные в статье «Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации», говорят о проблемах снижения детской инициативности. Всё это обосновывает актуальность изучения механизмов и условий развития инициативности детей дошкольного возраста. Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики.

Чтобы разобраться, что понимать под инициативностью дошкольников, необходимо рассмотреть различные точки зрения на понимание инициативности.

Для начала определим, что же такое «инициатива».

Инициатива, согласно словарю иностранных слов, вошедших в состав русского языка, переводится как «первый шаг, почин в дело, начало». Переход от желаний к действиям, к реализации задуманного. Инициатива определена Н. Терским, как любое начальное действие человека, выполняемое в оригинальной нетрадиционной форме.

Д.Б. Богоявленская рассматривает инициативность, как интеллектуальное качество личности и с этой позиции характеризует её как выход мыслительной деятельности за пределы требуемого [1].

Таким образом, инициативность можно рассматривать как интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности.

На основе разнообразия подходов к определению понятия «инициативность», А.С. Жарикова выделяет две группы признаков инициативности.

В первую группу она включает такие признаки, как почин (личный, собственный), начинания чего-либо; умение легко браться за дело и т.д.

Во вторую - признаки, которые характеризуют инициативность с точки зрения побуждения к новому, способности человека видеть новое, чувства нового, постоянства стремлений человека к новому и т.д.

Первую группу признаков автор относит к инициативе, как началу процесса инициации, вторую - к инициативности как к свойству личности, побуждающему к началу процесса инициации.

Инициативность ребенка состоит из трех составляющих:

- побуждающий мотив к новой деятельности;

- принятие ребёнком самостоятельности решений;

- руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования дает возможность для выделения основных характеристик понятия «инициативность»: устойчивость, помогающая противостоять негативным влияниям; активность, проявляющаяся в мотивах и волевых качествах; направленность на конкретные достижения в разнообразных видах деятельности; самостоятельность и даже продуктивность в деятельности.

Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать [3].

Можно сделать вывод, что в литературе можно найти достаточно много определений термина «инициативность», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. Под инициативностью понимается существенная сторона воли, состоящая не в простом действии по необходимости или под влиянием чьих-то указаний, а в действиях творческих, требующих смелости, находчивости и ответственности за последствия. Это качество личности проявляется как осознанное стремление к движению, преобразованию, изменению чего бы то ни было.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что инициативность детей дошкольного возраста требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Поэтому, взрослому важно в процессе обучения, поддерживая инициативность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание и инициативность детей.

Для того, чтобы правильно спланировать и создать благоприятные условия развития инициативности у детей дошкольного возраста, необходимо знать особенности развития данного качества. Значимыми возможностями для развития инициативности у детей дошкольного возраста обладает технология «Сегодня и ежедневно». Важность технологии «Сегодня и ежедневно» заключается в том, что это основа личностно- ориентированного взаимодействия; средство развития личности ребенка и педагога; механизм реализации образовательной программы; форма организации детской жизнедеятельности. Технология обеспечивает равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, решает все задачи дошкольного образования. Результат внедрения данной технологии соответствует тем целевым ориентирам, которые заложены в ФГОС ДО.

Технология «Сегодня и ежедневно» разработана донским педагогом Галиной Михайловной Бревде и направлена на гармоничное и всестороннее развитие детей. Но, к сожалению, малоизвестна за пределами Ростовской области [2].

Целью данной технологии является организация ежедневной (еженедельной) жизни и деятельности детей в разные возрастные периоды, развитие личности ребенка, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности. Особенность технологии «Сегодня и ежедневно» заключается в планировании и организации ежедневных и еженедельных ритуалов, то есть вся технология основана на приеме ритуальной педагогики. Ежедневные и еженедельные ритуалы имеют свою структуру, которую можно очень гибко изменять. Ритуал – это установившийся порядок, упорядочение действий. Галина Михайловна Бревде предлагает использовать как еженедельные, так и ежедневные ритуалы. Также Галина Бревде отмечает, что во все дни недели хорошо исполнять «ежедневный ритуал». Под «ежедневный ритуалом» Бревде понимает единожды обозначенный план работы с детьми на день, в котором с помощью карточек меняется лишь содержание.

Эту технологию активно реализуют на практике в МАДОУ «Детский сад №2» КГО. Опытом работы поделились Зубова Н.В. и Машкина Е.В., воспитатели МАДОУ «Детский сад №2» КГО. Воспитатели считают, что технология положительно влияет на личностное развитие ребенка. Технология охватывает все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое, художественно-эстетическое и речевое развитие. В группах, в которых педагоги применяют технологию, дети отличаются открытостью, коммуникабельностью, сплоченностью, инициативностью. Дети знают много игр, могут высказать свое мнение, сделать свой выбор, внимательны друг к другу, активные.

В рамках исследовательской деятельности планируется проведение опытно- поисковой работы по выявлению возможностей технологии на развитие детской инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Также планируется разработка методического обеспечения еженедельного ритуала «День театра и игры». Чтобы отследить динамику развития будут проведены диагностики: проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» Р.С. Немов, карта проявлений инициативности у дошкольников А.М. Щетинина, анкета для родителей «Инициативный ли у вас ребенок?». Подобранный диагностический инструментарий позволит изучить исследуемую переменную, опираясь на принцип комплексности, изучение различных данных и источников данных.

Таким образом, на теоретическом уровне и на основе анализа педагогического опыта выявлено, что технология «Сегодня и ежедневно» может являться одним и средств развития инициативности у детей дошкольного возраста, так как технология основана на использовании ежедневных и еженедельных ритуалах, в которых оказывается поддержка инициативы, самостоятельности ребенка в разных видах деятельности, дети привлекаются к совместному планированию дня, игровой деятельности, организуется свободный выбор детьми видов и содержания деятельности на день, учитываются познавательные интересы, лидерские качества ребенка.

 

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. псих. наук. Москва 1971.

2. Бревде Г.М. Сегодня и ежедневно. Живое планирование работы с детьми или Неправильная концепция для радостной работы воспитателя / Галина Бревде. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2011.

3. Смирнова Е. Современный дошкольник - особенности игровой деятельности//Дошкольное воспитание. - 2002. - №4 - С. 70-73.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: