Солнечные календари. Календарь Древнего Египта.




Тема 1. Историческая хронология

Основные понятия хронологии. Сутки, неделя, месяц, год.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития, получила свое название от греческих слов хронос – время и логос – слово, учение, наука.

Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Все основные выработанные человечеством единицы счета времени — сутки, месяц и год — определяются астрономическими факторами: сутки — периодом обращения Земли вокруг своей оси, месяц — периодом обращения Луны вокруг Земли, год — периодом обращения Земли вокруг Солнца.

Различаются звездные и солнечные сутки. Звездные сутки равны временному интервалу между двумя последовательными положениями в одной и той же точке неба определенной звезды, которая не имеет собственного видимого движения. Солнечные сутки определяются аналогичным положением Солнца. Так как Солнце движется относительно звезд в одном направлении с Землей, звездные сутки короче солнечных примерно на 4 минуты. За год между ними накапливается разница около суток. Однако Земля движется вокруг Солнца с различной скоростью, следовательно, и солнечные сутки не являются величиной постоянной. Для облегчения исчисления времени введено фиктивное понятие среднее солнце, т.е. движение Солнца принято условно считать равномерным. Средние солнечные сутки — главная единица счета времени.

В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца, или синодического месяца (от греческого слова синодос — сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды.

Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с видимым движением Солнца (фактически с движением Земли вокруг Солнца), привели к фиксированию самой крупной единицы счета времени — астрономическому, или тропическому, году. Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком взаимном положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями центра диска Солнца в точке весеннего равноденствия называется тропическим годом. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам.

Средние сутки несоизмеримы с тропическим годом и синодическим месяцем, который, в свою очередь, несоизмерим с тропическим годом. Основываясь на этих единицах, создать абсолютно точную систему счета времени невозможно. Перед человечеством стояла сложная задача — выработать такие системы времясчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год к истинному тропическому году. Вся история создания различных календарных систем счета времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи.

В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему времясчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяцы согласуются с годами. Возникновение более мелких единиц измерения времени — часов, минут, секунд — связывают с древневавилонской двенадцатеричной системой счета.

Недели.

Поскольку сутки представляли собой сравнительно короткий промежуток времени, а месяц и тем более год — сравнительно большой, то потребовалась в практической жизни средняя единица измерения времени — большая, чем сутки, но меньшая, чем месяц. Так постепенно стало создаваться понятие недели.

Первоначально счет суткам велся по пальцам. В результате возникли такие единицы измерения времени как пятидневка и десятидневка. Пятидневная неделя в дальнейшем получила название «малой недели», а десятидневная — «большой недели». Подобное деление месяца было распространено в Древнем Египте и Древней Греции. В древнеегипетском календаре месяц состоял из трех больших недель или шести малых (греки называли эти недели «декадами» и «пентадами»). Деление месяца на декады применялось в «республиканском» календаре времен Французской буржуазной революции.

Рано возникло и такое понятие как семидневная педеля. Ее появление непосредственно связано с наблюдениями за изменениями фаз Луны. Уже в древности люди выделяли в качестве основных четыре фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Каждая из них продолжалась, примерно, 7 суток. Отсюда шло, вероятно, деление месяца на четыре части по 7 дней каждая.

Установлению семидневной недели способствовало, вероятно, и то, что в древности число «семь» было священным, являлось предметом суеверного почитания. Дело в том, что древние астрономы особо выделяли пять планет, легко видимых невооруженным глазом. Эти планеты по многовековой традиции мы называем именами римских богов: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. К этим планетам причислялись такие небесные тела как Солнце и Луна, так как они движутся по своим путям, отличным от звезд. Впервые выделение этих семи небесных тел произошло в среде халдейских астрономов, которые и провозгласили число «7» священным. Это суеверное преклонение перед числом «7» от халдеев перешло к другим народам, а в дальнейшем составило понятие семидневной недели.

Очевидно, не только само понятие недели, но и названия ее дней имеют астрологическое происхождение. Древние астрологи считали, что каждый день находится под покровительством одной из семи священных планет (см. рис. 7). Неделя начиналась с дня, которым управляло Солнце как источник жизни (совр. воскресенье), затем шли дни Луны (совр. понедельник), Марса (совр. вторник), Меркурия (совр. среда), Юпитера (совр. четверг), Венеры (совр. пятница) и Сатурна (совр. суббота). В названиях дней недели на современных европейских языках (например, французском, английском и немецком) до сих пор сохраняются отзвуки этих древних астрологических названий. Они перешли в эти языки через латинский.

Понятие эры. Виды эр.

Эрой (от латинского слова «аера» — исходное число) называется исходный момент (точка) летосчисления. Возможно, что этот термин ведет свое начало от первых четырех букв латинской фразы «аб эксордио регни Аугусти» — от начала царст­вования Августа. Такая эра Августа существовала одно время в Алек­сандрии.

В исходной точке отсчета времени нуждается любая календарная система. Отправной точкой летосчисления могло быть любое важное событие в истории определенного человеческого коллектива. В зависимости от того, какой, характер имело это событие, различают астрономические, политические и религиозные эры. К первым, например, относится эра Кали в Индии. Счет времени по этой эре велся от 18 февраля 3102 г. до н.э., когда было зафиксировано особое взаимоположение некоторых планет. К политическим эрам относятся те, исходной точкой которых служат даты основания городов, вступления на престол различных правителей и т. д. Такова например, эра постконсулата, исходной точкой которой явилось избрание последнего римского консула Флавия Василия Меньшего в 541 г. Счет лет велся «пост консулатум Василии» («после вступления в должность консула Василия»). Эта система счета употреблялась и в Византии и была запрещена специальным указом императора Льва Философа (886—912). Наконец, религиозные эры имеют отправным моментом религиозные события — рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Существует и другое деление эр — на реальные и фиктивные. В реальных эрах за точку отсчета времени принимается историчес­кое событие, в фиктивных — легендарное. К первым относится, например, эра Набонассара, занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 г. до н. э. Она стала широко известной благодаря выдающемуся греческому астроному Клавдию Птолемею (ок. 90—160 гг. н. э.). В одном из своих трудов он привел таблицу — так называемый «Канон царей», в котором зафиксировал имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских, македонских (греческих) царей и римских императоров — от воцарения Набонассара до римского им­ператора Антонина Пия (86—161 гг.). В дальнейшем в «Канон» вошли византийские императоры вплоть до падения Византии в 1463 г. Реальной была и эра Селевкидов (но имени основателя этой династии в Сирии) — 1 октября 312 г. до н. э., эра Диоклетиана (по-другому она называлась «эра мучеников чистых», так как этот император жестоко преследовал христиан) — с момента воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н. э., эра от основания Рима с 754 г. до н.э. (по Марку Терренцию Варрону 21 апреля 753 г. до н.э.), Олимпийская эра — от первых Олимпийских игр в 776 г. до н. э.

Фиктивными являются эра от Рождества Христова, мусульман­ская эра - хиджра — от дня бегства Мухаммеда из Мекки в Медину16 июля 622 г. н. э., буддийская эра — от смерти Будды в 544 г. до н. эм различные эры от сотворения мира антиохийская, византийская, александрийская и др. Последние три эры, широко распространенные в христианских странах, называются также мировыми. Все они по-разному датировали сотворение мира, от которого вели отсчет времени: александрийская - 29 августа 5493 г. до н. э., антиохийская — 1 сентября 5969 г. до н. э. (по другим источникам -- 5507 или 5515 гг. до н. э.), византийская, принятая на Руси, 1 сентября 5509 г. до н. э., созданная при императоре Констанции (337—361 гг.), или1 марта 5508 г. до м. э. (другие ее названия константинопольская или древнерусская), которая стала применяться в Византии в VI в. и была хорошо соотнесена с Библией, так как отсчет времени в ней вели от Адама, сотворенного в пятницу, на которую и пришлось 1 марта 1 г. этой эры. Церковь так и не смогла установить единую дату этого события. Полярными датами сотворения мира являются 6984 и 3483 гг. до н. э.

Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х., после Р.Х., до или после нашей, или новой, эры). Она была создана в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым — скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа — 754 г. от основания Рима, или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В VI в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к X IX в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 г.

Любая эра, а их известно около двухсот, условна. Поэтому на­звание «фиктивная» в приложении к определенным эрам следует признать неудачным. Для правильного отсчета времени достоверность события, от которого ведется отсчет, безразлична. В настоящее время изучены далеко не все эры. Например, исходная точка Херсонесской эры (в античном и средневековом Херсонесе) является дискуссионной.

3. Лунные календари. Мусульманский календарь.

Календарем называется определенная система счета времени. Название происходит от латинского слова «календы» — первый день нового месяца. Латинское слово «календариум» в буквальном переводе означает «долговая книга», так как в Древнем Риме существовало правило оплачивать долговые проценты в первый день месяца. По имеющимся в настоящее время данным первые календарные системы возникли в IV —III тыс. до н.э. Древнейшими, вероятно, были лунные календари, в которых чередовались месяцы по 29 и 30 суток. В лунном году было 12 месяцев, или 354 суток, таким образом, год в этом календаре опережал тропический на 11 суток.

Многие нерусские национальности, входящие в состав Советского Союза, пользовались в прошлом (а некоторые пользуются и теперь) различными системами лунного календарного счёта. Поэтому коротко необходимо остановиться и на последнем. Его основная задача - добиться чтобы начало каждого месяца приходилось всегда на одни и те же фазы луны. Если солнечный календарь исходит, в качестве постоянной величины, из периода обращения земли вокруг солнца, определяющего чередование времён года, то лунный календарь берёт за исходную величину продолжительность синодического месяца, т. е. законченного периода смены лунных фаз.

Известны две основных разновидности лунных календарных систем. Первая получила распространение в мусульманских странах. В её основу положен год, состоящий из 12 календарных лунных месяцев, при чём продолжительность каждого из них (в среднем 29,5 суток) приблизительно равна длине синодического лунного месяца (29,5306 суток). Поскольку календарный месяц не может заключать в себе неполного количества суток (29,5), обычно принята система чередования пустых и полных лунных месяцев (т. е. календарных месяцев по 29 и 30 суток). Таким образом, длительность календарного лунного года выражается в 354 сутках (29,5 суток х 12). Благодаря тому, что средний календарный лунный месяц (=29,5 суток) несколько короче месяца синодического (=29,5306 суток), с течением времени нарушалось соответствие начального числа каждого месяца определённым лунным фазам. Для восстановления утраченного равновесия было необходимо в пределах какого-то, соответственным образом рассчитанного, цикла лет, наряду с простыми годами (по 354 суток), вставить некоторое количество удлинённых (високосных) годов (по 355 суток). Таким путём в какой-то мере парализовалось отставание синодического месяца от календарного.

Лунный календарный год, складывающийся из 354-355 суток, носит название свободного или блуждающего, т. к. он не находится ни в какой связи с годом тропическим (солнечным). Его начало ежегодно перемещается (блуждает) по различным числам в пределах солнечного календаря.

Солнечные календари. Календарь Древнего Египта.

Древнейший солнечный календарь появился в Египте, вероятно, в IV тыс. до н.э. Хорош о известно, какую важную роль в хозяйстве древних египтян играли разливы Нила. Было замечено совпадение начала разлива Нила с появлением на небосводе перед восхо­дом Солнца звезды Сириус (по-гречески она называлась Сотис) в дни летнего солнцестояния. Эту звезду из созвездия Большого Пса можно было видеть на востоке в течение нескольких минут до восхода Солнца. Однако, хотя и очень незначительно, появление Сириуса все-таки постепенно запаздывало по отношению к солнцестоянию.

Продолжительность египетского года была равна 365 солнечным суткам. В нем было 12 месяцев, по 30 суток в каждом, плюс еще 5 дополнительных дней, которые древние египтяне посвящали покаяниям в грехах и памяти умерших сородичей. Этот год был короче тропического приблизительно на 1/4 суток, следовательно, и в Древнем Египте новогодие не приходилось на определенный день, а постепенно пе­ремещалось. Отсюда этот календарь получил название блуждающего.

Так как разница между тропическим и египетским годами была равна 1/4 суток, нетрудно вычислить, что за 4 года она составляла уже одни сутки, за 120 лет — месяц, а через 1460 лет — один год. Иными словами, 1460 тропических лет равны 1461 египетскому году. Этот период (1461 год) называется Великим годом или периодом Сотиса. Спустя 1461 год начало египетского года опять совпало с восходом Сириуса и солнцестоянием. Календарь в Египте существовал до того, как стал известен период Сотиса. Скорее всего, связь календаря с Сотисом была установлена в Древнем царстве. Начиная с V династии (ок. 2750—2625 гг. до н.э.) в письменных источниках слово «год» пишется со знаком Сотиса. Заметим, что V династия характерна своим ярко выраженным солярным культом. Египетский календарь использовали в древности армяне.

5. Лунно-солнечные календари.

Лунный календарь оказался очень неудобным для народов, основой хозяйственной жизни которых было земледелие, так как начало нового года не приходилось на определенный день, а перемещалось по сезонам. Чтобы приблизить год лунного календаря к тропическому году, стали периодически вводить дополнительный (13-й) месяц. Таким образом был создан лунно-солнечный календарь.

Лунно-солнечные календарные системы построены с учетом как движения Луны, так и видимого движения Солнца, т. е. они учитывают и смену фаз Луны (которая лежит в основе счисления месяцев), и годичное движение Земли вокруг Солнца (которое лежит в основе возможного приближения этого календаря к счислению тропического года).

Лунно-солнечные календаря применялись во многих странах. В древности почти все страны, которые применяли лунные календари, перешли затем к лунно-солнечным. К таким странам относятся Вавилон, Древний Китай, Иудея, Древняя Греция, Древний Рим. В настоящее время лунно-солнечный календарь частично применяется в некоторых мусульманских странах, в своем чистом виде сохранился в государстве Израиль.

Развитие земледелия потребовало точно и заранее знать время наступления сезонов, т. е. связать смену фаз Луны с годичным движением Солнца. Поэтому на определенной ступени развития стали создаваться лунно-солнечные календари (в литературе их называют «связанными», т. е. согласованными с движениями и Луны, и Солнца). Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее как лунных, так и солнечных календарей. В них необходимо выполнить два очень трудных условия: 1) чтобы начало каждого календарного месяца возможно ближе располагалось к новолунию и 2) чтобы сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года.

Принцип создания лунно-солнечного календаря состоит в периодическом добавлении к лунному году дополнительного (тринадцатого) месяца. Вставные, т. е. тринадцатые, месяцы получили название «эмболисмических» (от греч. «эмболисмос» — вставка). Продолжительность эмболисмического месяца — 30 дней, а лунного года с этим месяцем — 384 дня.

Развитие лунно-солнечного календаря привело к появлению нескольких циклов: цикла Клеостата (или «октаэтериды»), цикла Метона, цикла Калиппа, цикла Гиппарха.

Цикл Клеостата назван по имени древнегреческого астронома Клеостата, жившего в VI в до н. э. Суть этого цикла хорошо выражается другим его названием — «октаэтерида» (т. е. восьмигранник). Клеостат создал календарь на основе 8-летнего лунного цикла с тремя эмболисмическими годами.

Клеостат рассуждал следующим образом. Лунный год опережает солнечный ежегодно на 11,25 суток (так как в солнечном году 365,25 суток, а в лунном — только 354). Следовательно, за 8 лет недостача в лунном календаре по сравнению с солнечным составит ровно 90 суток (1 1,2 5 X 8 = 90). Значит, за 8 лунных лет надо вставить три эмболисмических месяца по 30 дней каждый.

Действительно, 8 солнечных лет по 365,25 суток составляют 2922 суток (365,25 X 8 = 2922). Если из 8 лунных лет пять сделать простыми, а три г о д а - эмболисмическими, то получится следующее равенство: 354 X 5 + 384 X 3 = 2922. Восемь лунных лет должны иметь 99 лунных месяцев: 48 «пустых» и 51 «полный». Распределение эмболисмических годов в цикле: 2-й, 5-й, 8-й.

Но несмотря на кажущуюся согласованность цикла Клеостата с солнечным календарем, довольно быстро накапливается ощутимая разница, ошибка. Расхождение между наступлением новолуний и лунно-солнечным счетом времени при применении «октаэтериды» следующее: 8 юлианских лет составляют 2922 суток, а 99 лунных месяцев составляют фактически не 2922, а 2923,53 суток (29,53059 X 99 = 2923,52841). Следовательно, расхождение календарного периода цикла Клеостата с неоменией составляет 1,53 суток (2923, 52841—2922» = 1,52841). Таким образом, при применении цикла Клеостата лунный календарь убегает (кончается раньше) от неомении на 1,53 суток за 8 юлианских лет. За 16 лет ошибка составит уже три с лишним дня.

Цикл Метона. Расхождение календаря с неоменией при применении цикла Клеостата заметил древнегреческий астроном Метон (V в. до н. э.). С целью уточнения календаря он предложил ввести 19-летний лунный цикл с 7 эмболисмическими месяцами (235 лунных месяцев: из них-110 «пустых» и 125 «полных»).

Принцип Метона основан на следующем равенстве: 19 солнечных календарных лет составляют 6939,75 суток (365,25 X 19 = 6939,75), т. е. около 6940 дней. Для согласования 19 солнечных лет с лунным календарем необходимо в последнем 7 лет сделать эмболисмическими, в том числе 4 года високосными. (Действительно: 354 дн. X 12- лет + 384 дн. X 7 лет + 4 дн. = 6940 дн.) Распределение эмболисмических лет в цикле следующее: З-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й, 19-й, в том числе високосными годами — в- 385 дней (с эмболисмическим месяцем и одним дополнительным д н е м)— являются 3-й, 8-й, 11-й и 19-й.

Но цикл Метона тоже не давал полного календарного равенства. Он исходил из того, что в 19 юлианских годах — 6940 дней, хотя на самом деле их только 6939,75. Следовательно, при применении этого цикла расхождение лунно-солнечного календаря с юлианским составляет в каждые 19 лет 0,25 суток. За 4 цикла, таким образом, набегают полные («лишние») сутки. Эти лишние сутки не только уводят лунно-солнечный календарь Метона от юлианского счета времени, но и на одни сутки отодвигают его от наступления новолуния. Действительно, в 235 лунных месяцах заключено не 6940, а 6939,7 суток (29,53059 X 235 = 6939,68865). Это отодвигает новолуние от календаря на 0,3 суток за 19 лет (6940 — 6939,68865 = +0,31135), а за 4 цикла календарь Метона «наберет» более чем один «лишний» день (0,3 X 4 = 1,2).

Цикл Калиппа. На это обратил внимание древнегреческий астроном Калипп (IV в. до н. э.).*Он предложил новый вариант лунно-солнечного календаря, состоящий из 4 циклов Метона (76 солнечных лет), уменьшенных на один день К Другими словами, его поправка сводилась к тому, чтобы считать в 76 солнечных годах не 27 760 (6940 X 4 = 27 760), а 27 759 дней.

Цикл Гиппарха. Дальнейшее уточнение лунно-солнечного календаря было предложено древнегреческим астрономом Гиппархом (II в. до н. э.). Он предложил из четырех циклов Каллипа (в 76 лет), т. е. из 304 лет (76 X 4 = 304) убрать еще один день. Это давало дальнейшее уточнение лунно-солнечного календаря по отношению к солнечному юлианскому году.

Практического значения поправки Калиппа и Гиппарха не имели. Поправка Гиппарха никогда не применялась в календарных системах, а поправка Калиппа применялась только древнегреческими учеными — астрономами. Наибольшее распространение среди лунно-солнечных календарных систем получили циклы 8-легний (цикл Клеостата) и 19-летний (цикл Метона), особенно последний.

 


Литература к разделу «Хронология»
1. Леонтьева, Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие для вузов / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин; под ред. Г. Леонтьевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 398 с.: ил. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-691-02138-1. - ISBN 978-5-691-02139-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429883
2. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебное пособие для вузов. М., 2008.
3. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990.
4. Ключи к тайнам Клио. Учебное пособие под ред. Кобрина В.Б., Леонтьевой Г.А., Шорина П.А. М., 1994.
5. Каменцева Е.И. Лабиринты времени (о летоисчислении от Сотворения мира и от Рождества Христова) // Родина. 1992. №1.
6. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. Практическое пособие для вузов. М., 2000.
7. Михнюк Л.З. Хронология: Учеб. пособие для студ. ист. ф-та. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002.
8. Ермолаев И.П. Историческая хронология: Учеб. пособие для ист. фак. ун-тов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980.
9. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие пед. ин-тов для ист. фак. М.: Просвещение, 1973.
10. Черепнин Л.В. Русская хронология. М., 1944. Режим доступа: https://www.russiancity.ru/books/b40.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: