Способы запоминания словарных слов




Новые подходы к словарно-орфографической работе

Словарно-орфографическая работа – один из самых сложных видов работ. Трудность состоит не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать. Запоминание словарных слов – это работа и ребенка, и взрослого.

Начиная работать над заучиванием словарных слов, следует вспомнить правило педагогики, на котором основаны все методики: системность. В применении к словарным словам нужно воспользоваться алгоритмом запоминания независимо от того, какое слово – легкое или трудное, короткое или длинное.

 

Алгоритм запоминания словарных слов

1. Объяснение значения слова. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а иногда объяснение значения ассоциативно помогает запомнить и написание. Объяснять значение трудных слов лучше всего в несколько этапов.

Сначала вести общее понятие, например, валеология – это наука (сравнить со словами биология, геология). После того, как ребенок усвоил это слово в общем, дополняем определение яркими, запоминающимися деталями: валеология – это наука, рассказывающая, как жить в гармонии с природой.

2. Орфографическое чтение вслух. Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому что дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали. Не к а рабль, не кораб о ль. А именно к о ра бл ь.

3. Одновременное написание и произношение. Дома на бумаге, желательно цветным фломастером или карандашом, в классе на доске. Так мы реализуем одновременно звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы «работаем» сразу на 2 типа детей: визуалов (зрительно) и аудиалов (на слух).

Запись по памяти.

5. Проверка по образцу. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно их исправить, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом еще прописать слово, проговаривая его, дополнив словосочетанием.

Способы, облегчающие запоминание словарных слов

Образное представление словарного слова: картинка, картинка в графическом оформлении слова.

Сначала надо объяснить ребенку, как надо рисовать картинку и на что обращать внимание. После этого ребенок пусть сам фантазирует. Дети легко рисуют слова с конкретными лексическими значениями (береза, фонтан, лимон), сложнее даются слова с абстрактными значениями (мороз, народ). Одновременно подобное рисование является хорошим способом введения новых слов в абстрактный словарный запас ребенка (дельфин, коллектив, интеллигент).

Конечно, не всегда и не все слова можно нарисовать. В таком случае можно привлечь «аудиальную» подсказку, т.е. связать слово с так называемым мнемоническим представлением. К изученной единице можно подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а главное, имеет схоже звучание. Например: Костя в костюме.

Если слово русское по происхождению, то проще всего обратиться к его этимологии. Происхождение слова объяснит его написание.

Пример: Рябина. Круглый год украшают рябины наши леса, села, города. В любом сквере красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому? Вишня, яблоня и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые, и белые цветы; темнеют просвечивают сквозь листья, цветки и воздух.»Рябые», - говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.

Способы запоминания словарных слов

Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его пальчиком в воздухе, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа. При этом слово нужно написать на доске или на потолке.

Кроме этого существует несколько игр и упражнений, разработанных специально для запоминания словарных слов.

1. Запоминание слова по сетке. Написать крупными печатными буквами, подчеркнуть каждую букву: ВОКЗАЛ. Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы. Можно в разброс.

2. Устный кроссворд. Предложить ребенку узнать слова. Вы называете определение, а ребенок называет слово и записывает его (но не определения из академических словарей). Например: архитектурное сооружение, предназначенное для спуска или подъема пешком. Что это? (Лестница). При такой работе актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.

Устный перекрестный кроссворд. Например: 1. Инструмент, которым забивают гвозди. 2. Инструмент, которым рубят дрова. 3. Малина, черника, крыжовник - одним словом. 4. Большой населенный пункт. 5. Овощ красного цвета.

3. Древнерусское письмо. Распределить слова по схожести орфограмм. Задача детей написать слова под диктовку, но только согласными (гласными). Например: профессор (прфсср), территория (трртр), ассоциация (ссцц); яблоко (яоо), морковь (оо), портфель (ое).

4. Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется. Составить словосочетания, чтобы слова в них начинались на одну букву. Задание имеет смысл, когда используется несколько словарных слов на разные буквы.

Например: шофер шустрый

салют сияет

жонглёр Жора

футбол французский

Закрыть левый столбик, ребенок вспоминает слова.

5. Словарное лото. Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами. В игре участвуют от 2х игроков любого возраста. Правила как в лото. Выигрывает тот, кто первым закроет карты маленькими карточками.

6. Парочки. Материал: несколько пар небольших карточек с одинаковыми словами. Карточки раскладываются на столе в разброс или рядами. 1-й игрок открывает 2 любые карточки. Если на них написано одно и то же слово, забирает себе, берет следующие, если нет – кладет обратно, ход переходит к другому игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, игроки пытаются их запомнить. Игра заканчивается, когда все карточки-«парочки» найдены. Выигрывает тот, кто собрал больше парочек.

7. Трудные слова. Изготовить карточки со словами, в которых выделены проблемные буквы, чем больше их выделено, тем лучше. Количество карточек увеличивается с изучением новых слов. Количество учеников от 2-х до 5-ти человек.

Перед началом игры каждый игрок получает равное количество карточек со словами. Делая ход, игрок выкладывает карточку, четко проговаривая слово, особенно выделяя проблемные буквы. Противник должен найти у себя карточку со словом, в котором выделена одна из проблемных букв, и положить ее сверху, а также четко проговорив слово. Если у игрока нет слова с нужными буквами, он пропускает ход.

Выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. А проигравший должен придумать по одному смешному предложению с оставшимися у него словами.

 

Введение словарных слов

Горох, столица, лагерь, коллектив.

ГОРОХ

а) ОРОХГ (составить слово из букв).

 

б)

  1.            
  2.            
  3.          
  4.            
5.                          
                           

 

4. Что это за голова, что только зубы и борода.

2. В огороде вырастаю,

Иногда я созреваю.

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

1. Ни окон, ни дверей.

Полна горница людей.

3. Снаружи красна,

Внутри бела.

На голове хохолок,

Зеленый лесок.

5. Золотое решето, черных домиков полно.

 

в) Убери лишнее слово: КИВИ, БАНАН, АРБУЗ, ГОРОХ, АНАНАС.

 

СТОЛИЦА

а)

а б н к л т у и с о ц ш
                       

 

9, 6, 10, 5, 8, 11, 1

(с т о л и ц а)

 

б) 100+Л и ЦА

 

 

в) Расположить персонажей в такой последовательности, в какой они появлялись в сказке «Колобок».

Заяц – Л

Бабка – Т

Лиса – А

Волк – И

Дед – С

Медведь – Ц

Колобок – О

 

КОЛЛЕКТИВ

 
 

 

 


ЛАГЕРЬ

а) А Г Р У Ш А К

Н А Р Б У З И

А В И Ш Н Я В

Н С Л И В А И

А Л А Г Е Р Ь

С Г Р А Н А Т

 

б) Записать в порядке убывания буквы

РЬАЕЛГ

 

в) Раскрась клеточки с цифрой 1.

 

                                             
                                             
                                             
                                             
                                             

Ассоциативные рисунки

           
     


К Л Б К

 
 


ПУГ ВИЦА

 

Ребусы

О 5 40 А А

опять сорока рок

подарок

восток

 

Таким образом, словарная работа – это важный этап любого урока русского языка. Чем лучше вы овладеете разнообразными приемами, тем выше будет результат освоения словарных слов вашими учениками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: