Новые подходы к словарно-орфографической работе
Словарно-орфографическая работа – один из самых сложных видов работ. Трудность состоит не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать. Запоминание словарных слов – это работа и ребенка, и взрослого.
Начиная работать над заучиванием словарных слов, следует вспомнить правило педагогики, на котором основаны все методики: системность. В применении к словарным словам нужно воспользоваться алгоритмом запоминания независимо от того, какое слово – легкое или трудное, короткое или длинное.
Алгоритм запоминания словарных слов
1. Объяснение значения слова. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а иногда объяснение значения ассоциативно помогает запомнить и написание. Объяснять значение трудных слов лучше всего в несколько этапов.
Сначала вести общее понятие, например, валеология – это наука (сравнить со словами биология, геология). После того, как ребенок усвоил это слово в общем, дополняем определение яркими, запоминающимися деталями: валеология – это наука, рассказывающая, как жить в гармонии с природой.
2. Орфографическое чтение вслух. Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому что дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали. Не к а рабль, не кораб о ль. А именно к о ра бл ь.
3. Одновременное написание и произношение. Дома на бумаге, желательно цветным фломастером или карандашом, в классе на доске. Так мы реализуем одновременно звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы «работаем» сразу на 2 типа детей: визуалов (зрительно) и аудиалов (на слух).
Запись по памяти.
5. Проверка по образцу. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно их исправить, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом еще прописать слово, проговаривая его, дополнив словосочетанием.
Способы, облегчающие запоминание словарных слов
Образное представление словарного слова: картинка, картинка в графическом оформлении слова.
Сначала надо объяснить ребенку, как надо рисовать картинку и на что обращать внимание. После этого ребенок пусть сам фантазирует. Дети легко рисуют слова с конкретными лексическими значениями (береза, фонтан, лимон), сложнее даются слова с абстрактными значениями (мороз, народ). Одновременно подобное рисование является хорошим способом введения новых слов в абстрактный словарный запас ребенка (дельфин, коллектив, интеллигент).
Конечно, не всегда и не все слова можно нарисовать. В таком случае можно привлечь «аудиальную» подсказку, т.е. связать слово с так называемым мнемоническим представлением. К изученной единице можно подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а главное, имеет схоже звучание. Например: Костя в костюме.
Если слово русское по происхождению, то проще всего обратиться к его этимологии. Происхождение слова объяснит его написание.
Пример: Рябина. Круглый год украшают рябины наши леса, села, города. В любом сквере красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому? Вишня, яблоня и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые, и белые цветы; темнеют просвечивают сквозь листья, цветки и воздух.»Рябые», - говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.
Способы запоминания словарных слов
Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его пальчиком в воздухе, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа. При этом слово нужно написать на доске или на потолке.
Кроме этого существует несколько игр и упражнений, разработанных специально для запоминания словарных слов.
1. Запоминание слова по сетке. Написать крупными печатными буквами, подчеркнуть каждую букву: ВОКЗАЛ. Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы. Можно в разброс.
2. Устный кроссворд. Предложить ребенку узнать слова. Вы называете определение, а ребенок называет слово и записывает его (но не определения из академических словарей). Например: архитектурное сооружение, предназначенное для спуска или подъема пешком. Что это? (Лестница). При такой работе актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.
Устный перекрестный кроссворд. Например: 1. Инструмент, которым забивают гвозди. 2. Инструмент, которым рубят дрова. 3. Малина, черника, крыжовник - одним словом. 4. Большой населенный пункт. 5. Овощ красного цвета.
3. Древнерусское письмо. Распределить слова по схожести орфограмм. Задача детей написать слова под диктовку, но только согласными (гласными). Например: профессор (прфсср), территория (трртр), ассоциация (ссцц); яблоко (яоо), морковь (оо), портфель (ое).
4. Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется. Составить словосочетания, чтобы слова в них начинались на одну букву. Задание имеет смысл, когда используется несколько словарных слов на разные буквы.
Например: шофер шустрый
салют сияет
жонглёр Жора
футбол французский
Закрыть левый столбик, ребенок вспоминает слова.
5. Словарное лото. Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами. В игре участвуют от 2х игроков любого возраста. Правила как в лото. Выигрывает тот, кто первым закроет карты маленькими карточками.
6. Парочки. Материал: несколько пар небольших карточек с одинаковыми словами. Карточки раскладываются на столе в разброс или рядами. 1-й игрок открывает 2 любые карточки. Если на них написано одно и то же слово, забирает себе, берет следующие, если нет – кладет обратно, ход переходит к другому игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, игроки пытаются их запомнить. Игра заканчивается, когда все карточки-«парочки» найдены. Выигрывает тот, кто собрал больше парочек.
7. Трудные слова. Изготовить карточки со словами, в которых выделены проблемные буквы, чем больше их выделено, тем лучше. Количество карточек увеличивается с изучением новых слов. Количество учеников от 2-х до 5-ти человек.
Перед началом игры каждый игрок получает равное количество карточек со словами. Делая ход, игрок выкладывает карточку, четко проговаривая слово, особенно выделяя проблемные буквы. Противник должен найти у себя карточку со словом, в котором выделена одна из проблемных букв, и положить ее сверху, а также четко проговорив слово. Если у игрока нет слова с нужными буквами, он пропускает ход.
Выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. А проигравший должен придумать по одному смешному предложению с оставшимися у него словами.
Введение словарных слов
Горох, столица, лагерь, коллектив.
ГОРОХ
а) ОРОХГ (составить слово из букв).
б)
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
4. Что это за голова, что только зубы и борода.
2. В огороде вырастаю,
Иногда я созреваю.
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
1. Ни окон, ни дверей.
Полна горница людей.
3. Снаружи красна,
Внутри бела.
На голове хохолок,
Зеленый лесок.
5. Золотое решето, черных домиков полно.
в) Убери лишнее слово: КИВИ, БАНАН, АРБУЗ, ГОРОХ, АНАНАС.
СТОЛИЦА
а)
а | б | н | к | л | т | у | и | с | о | ц | ш |
9, 6, 10, 5, 8, 11, 1
(с т о л и ц а)
б) 100+Л и ЦА
в) Расположить персонажей в такой последовательности, в какой они появлялись в сказке «Колобок».
Заяц – Л
Бабка – Т
Лиса – А
Волк – И
Дед – С
Медведь – Ц
Колобок – О
КОЛЛЕКТИВ
![]() |
ЛАГЕРЬ
а) А Г Р У Ш А К
Н А Р Б У З И
А В И Ш Н Я В
Н С Л И В А И
А Л А Г Е Р Ь
С Г Р А Н А Т
б) Записать в порядке убывания буквы
РЬАЕЛГ
в) Раскрась клеточки с цифрой 1.
Ассоциативные рисунки
![]() | ![]() | ![]() |
К Л Б К
![]() |
ПУГ ВИЦА
Ребусы
О 5 40 А А
опять сорока рок
подарок
восток
Таким образом, словарная работа – это важный этап любого урока русского языка. Чем лучше вы овладеете разнообразными приемами, тем выше будет результат освоения словарных слов вашими учениками.