МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТРЯДНЫХ ОГОНЬКОВ
Огонек — традиционная форма отрядной работы в детских оздоровительных лагерях. Современную методику проведения отрядного огонька как форму организации открытого обсуждения жизни коллектива, общий самоанализ деятельности разработали педагоги ВДЦ «Орленок» еще в 60-е годы прошлого столетия.
Итак, на ежедневном огоньке анализируют прожитый день, обсуждают работу дежурных командиров, органов самоуправления. На другом огоньке, тематическом, идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. На огоньке знакомятся, строят планы на будущее, оценивают себя, свою работу, размышляют о чем-то интересном. И прощаются тоже на огоньке. Здесь мечтают, спорят, поют самые дорогие, любимые песни... Об огоньках в памяти детей остается больше всего самых теплых, лирических воспоминаний.
Так что же такое отрядный огонек?
Огонек — это:
- особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, научиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны;
- способ коллективного обсуждения отрядом и вожатым прожитого дня, анализа проведенных дел, рефлексии взаимоотношений;
- отрядное дело, позволяющее поговорить на интересующие всех темы, обсудить волнующие каждого участника коллектива вопросы, сделать это творчески и интересно;
- особый стиль разговора, диалога, дискуссии, беседы, позволяющий снять напряжение дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, просто пообщаться в непринужденной обстановке;
- метод педагогической работы, позволяющий педагогу достичь определенных целей и задач;
- механизм реализации отрядной программы педагога и достижения предполагаемых результатов (если огоньки выстроены в определенной системе).
|
Считаем важным выделить некоторые условия, правила и традиции огонька:
- особый эмоциональный настрой и доброжелательная атмосфера, обстановка доверия;
- разговор должен быть открытым и искренним, может иногда и суровым, но с пониманием другого и других, с уважением общего мнения, коллективной
оценки, уважением личного мнения и оценки каждого участника огонька;
- критика должна быть конструктивной. Критиковать надо не с целью унизить или оскорбить, а с целью помочь и посоветовать;
- во время разговора следует избегать повышенных тонов;
- на огоньке каждый может сказать все, что желает, но внимательно слушая и не перебивая говорящего; нельзя кому-либо запретить говорить или кого-то заставить говорить;
- необходимо наличие живого огня (костра, свечи);
- особый выбор песен (например, создающий соответствующую выбранной теме атмосферу);
- специальная вечерняя речевка;
- участники удобно рассаживаются, обычно по кругу. В кругу каждый видит лица и глаза всех своих товарищей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется;
- вожатый не навязывает свое мнение ребятам, избегает категоричных утверждений, чаще задает вопросы, чем формулирует готовые ответы;
- огонек — это конфиденциальный разговор: все, что говорилось на огоньке, пусть там и останется.
Возможно появление иных правил. Важно продумать, как предложить эти правила детям. Опытные вожатые вводят их постепенно: сначала обсуждают неудачи общения и только потом предлагают ребятам зафиксировать правила. Иногда можно вводить правила в открытом порядке, т. е. предоставлять возможность их обсуждения (можно сделать ссылку на то, что эти правила были созданы ребятами с предыдущих смен). Все правила должны быть приняты каждым участником разговора, только тогда они будут работать.
|
Огонек в различные периоды смены имеет свои организационные и воспитательные возможности.
Огонек оргпериода
Основные задачи огонька: способствовать возникновению у ребят потребности в общении, анализе собственной и коллективной деятельности, создавать доверительную атмосферу в отряде, познакомить с традициями лагеря.
В первые дни огоньки могут быть достаточно продолжительными, однако затягивать не следует: 40–60 минут, в зависимости от возраста детей. Желательно, чтобы на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Подведение итогов дня не должно занимать более 15–25 минут. На первом огоньке можно рассказать об истории возникновения и жизни детского лагеря, о его традициях и географических особенностях.
Важно помнить, что рассказ вожатого должен быть непринужденным, неформальным. Не бойтесь использовать шутки, веселые истории из своей практики. Самое главное — не перегнуть палку, ведь огонек — это итог дня; не стоит поднимать настроение детей, иначе их будет трудно уложить спать. Перед тем как провести огонек, подумайте, в какой форме он будет проходить, что вы хотите сказать детям и что хотите от них услышать. Сюжеты огонька могут варьироваться в зависимости от общего разговора и настроения. Самое главное — это «разбудить» в детях потребность к общению.
|
Очень важно, чтобы каждый мог высказаться.
На огоньке знакомятся, строят планы на будущее, оценивают себя, свою работу, размышляют о чем-то интересном. И прощаются тоже на огоньке. Здесь мечтают, спорят, поют самые дорогие, любимые песни.
должны не оценивать другого, а говорить о том, что, с их точки зрения, стоило бы изменить в деятельности, что они конкретно предлагают и что могут сделать сами. На жалобы детей следует реагировать так: «А что вы сами можете предложить?», «Как вы считаете, что в этой ситуации можно сделать?». В противном случае у детей может сформироваться потребительское отношение к окружающим и нежелание искать ресурсы внутри отряда. Очень опасно затягивать вожатскую вступительную речь, тем более поучать ребят или осуждать их на огоньке за проступки. Нужно помнить о том, что у детей в оргпериод приподнятое, мажорное настроение, и речь вожатого может остаться невоспринятой, а сам он получит скорее негативную оценку. Необходимо получать «обратную связь». Еще одна задача — способствовать укреплению веры ребят в лучшее.
Можно предложить разные темы отрядных огоньков, например: «Письмо домой», «Письмо другу», «Мой первый лагерь», «Что я люблю и чего не люблю», «Событие, оказавшее наибольшее влияние на мою жизнь» и др.
Одной из самых распространенных сегодня форм в оргпериод является огонек «Расскажи мне о себе». Проводить его лучше не в первый день смены, как это принято во многих лагерях, а день на третий, когда у детей уже сформируется потребность в «вечернем общении».
Опыт показал, что у детей в первые два дня еще не возникает устойчивого интереса знакомиться со всеми членами отряда, он выбирает себе «ближайшее окружение». У некоторых еще нет потребности говорить о себе и слушать других. В этом случае огонек может стать формальным, оттолкнуть стеснительных, закрытых ребят и сформировать мнение о вечернем общении, как о чем-то скучном. Следует не торопиться, внимательно понаблюдать за отрядом и провести первый огонек только тогда, когда дети действительно будут нуждаться в нем.
Советуем заранее подготовить ребят к предстоящему огоньку. Ребята должны знать, когда он будет, о чем предстоит разговор. Самая главная задача — установить доверительную атмосферу, сформировать доброжелательное отношение ко всем членам отряда. Создайте необычную обстановку: выложите из букв на полу название огонька, поставьте не одну, а несколько свечей. Можно включить мелодичную музыку для необходимого настроя.
Следует подумать и над тем, как дети пойдут на огонек. Если они с шумом будут собираться в указанном месте в течение нескольких минут, то потом вам, возможно, будет нелегко сделать переход к задушевному разговору. Собраться лучше где-нибудь в нейтральном месте — где есть возможность угомонить особо шумных и настроить всех на предстоящий разговор посредством стихотворения, легенды (Приложение 4). Можно завязать детям глаза и таким образом добираться до места проведения огонька. Главное условие — соблюдение дисциплины.
На первом огоньке стулья должны быть предварительно расставлены по кругу в соответствии с количеством человек. В центре следует поставить горящую свечу (или свечи). В круг можно зайти цепочкой. Сесть следует организованно. Ребят в цепочку можно построить по принципу «мальчик-девочка». Это поможет избежать проблем с шушукающимися подружками.
Откуда возникла традиция сидеть в кругу?
Во-первых, это удобно — видно всех участников разговора.
Во-вторых, это традиция многих лагерей, орлятская традиция.
Вожатым рекомендуется сесть друг напротив друга, это подчеркнет равенство с ребятами, участвующими в разговоре. Вожатые, сидящие рядом, будут напоминать приемную комиссию.
Рассказ о себе следует начать первым — у вас будет возможность задать темп и стиль разговора. Главное, чтобы каждый из ребят высказался на первом огоньке. Если вы почувствуете, что дети начали уставать, переключите их внимание на какую-нибудь историю или легенду, а затем снова продолжайте огонек. По традиции огонек можно завершить песней «Вечерняя» и орлятской вечерней речевкой:
Вожатые: «День отшумел, и, ночью объятый, лагерь зовет уснуть».
Мальчики: «Доброй вам ночи, девчата-орлята!»
Девочки: «Доброй вам ночи, ребята-орлята!»
Все вместе: «Завтра нам снова в путь!»
В детских оздоровительных лагерях слова речевки «девчата-орлята» и «ребята-орлята» можно заменить на «наши ребята» и «наши девчата».
Огонек основного периода
Огоньки в основной период помимо функции анализа жизнедеятельности отряда могут носить и тематический характер. На тематическом огоньке можно обсудить с детьми такие темы: «Что бы я изменил в своей школе», «Мои любимые стихи», «Любовь», «Белая ворона» и др. Тематический огонек является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Вожатые предлагают ребятам тему и возможность подготовиться к обсуждению. Можно создать инициативные группы из ребят и провести огонек их силами. Не бойтесь высказывать свою точку зрения ребятам, однако навязывать ее не следует.
На огоньке должно быть время для творчества, чтобы любой член отряда смог продемонстрировать свои способности, умения.
Пригласите на огонек гостя (с творческим подарком!). Им может стать поэт, музыкант, представитель администрации лагеря, вожатый или член другого отряда.