Огонек основного периода




МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТРЯДНЫХ ОГОНЬКОВ

Огонек — традиционная форма отрядной работы в детских оздоровитель­ных лагерях. Современную методику проведения отрядного огонька как форму организации открытого обсуждения жизни коллектива, общий самоанализ де­ятельности разработали педагоги ВДЦ «Орленок» еще в 60-е годы прошлого столетия.

Итак, на ежедневном огоньке анализируют прожитый день, обсуждают работу дежурных командиров, органов самоуправления. На другом огоньке, тематическом, идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. На огоньке знакомятся, строят планы на будущее, оценивают себя, свою работу, размышляют о чем-то интересном. И прощаются тоже на огоньке. Здесь мечтают, спорят, поют самые дорогие, любимые песни... Об огоньках в памяти детей остается больше всего самых теплых, лирических воспоминаний.

Так что же такое отрядный огонек?

Огонек — это:

- особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, на­учиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны;

- способ коллективного обсуждения отрядом и вожатым прожитого дня, анали­за проведенных дел, рефлексии взаимоотношений;

- отрядное дело, позволяющее поговорить на интересующие всех темы, обсу­дить волнующие каждого участника коллектива вопросы, сделать это творче­ски и интересно;

- особый стиль разговора, диалога, дискуссии, беседы, позволяющий снять на­пряжение дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, просто пообщаться в непринужденной обстановке;

- метод педагогической работы, позволяющий педагогу достичь определенных целей и задач;

- механизм реализации отрядной программы педагога и достижения предпола­гаемых результатов (если огоньки выстроены в определенной системе).

Считаем важным выделить некоторые условия, правила и традиции огонька:

- особый эмоциональный настрой и доброжелательная атмосфера, обстановка доверия;

- разговор должен быть открытым и искренним, может иногда и суровым, но с пониманием другого и других, с уважением общего мнения, коллективной

оценки, уважением личного мнения и оценки каждого участника огонька;

- критика должна быть конструктивной. Критиковать надо не с целью унизить или оскорбить, а с целью помочь и посоветовать;

- во время разговора следует избегать повышенных тонов;

- на огоньке каждый может сказать все, что желает, но внимательно слушая и не перебивая говорящего; нельзя кому-либо запретить говорить или кого-то заставить говорить;

- необходимо наличие живого огня (костра, свечи);

- особый выбор песен (например, создающий соответствующую выбранной теме атмосферу);

- специальная вечерняя речевка;

- участники удобно рассаживаются, обычно по кругу. В кругу каждый видит лица и глаза всех своих товарищей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется;

- вожатый не навязывает свое мнение ребятам, избегает категоричных утверж­дений, чаще задает вопросы, чем формулирует готовые ответы;

- огонек — это конфиденциальный разговор: все, что говорилось на огоньке, пусть там и останется.

Возможно появление иных правил. Важно продумать, как предложить эти правила детям. Опытные вожатые вводят их постепенно: сначала обсуждают неудачи общения и только потом предлагают ребятам зафиксировать правила. Иногда можно вводить правила в открытом порядке, т. е. предоставлять воз­можность их обсуждения (можно сделать ссылку на то, что эти правила были созданы ребятами с предыдущих смен). Все правила должны быть приняты каж­дым участником разговора, только тогда они будут работать.

Огонек в различные периоды смены имеет свои организационные и вос­питательные возможности.

Огонек оргпериода

Основные задачи огонька: способствовать возникновению у ребят потреб­ности в общении, анализе собственной и коллективной деятельности, создавать доверительную атмосферу в отряде, познакомить с традициями лагеря.

В первые дни огоньки могут быть достаточно продолжительными, одна­ко затягивать не следует: 40–60 минут, в зависимости от возраста детей. Жела­тельно, чтобы на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Подведение итогов дня не должно занимать более 15–25 минут. На первом огоньке можно рассказать об истории возникновения и жизни детского лагеря, о его традициях и географических особенностях.

Важно помнить, что рассказ вожатого должен быть непринужденным, не­формальным. Не бойтесь использовать шутки, веселые истории из своей прак­тики. Самое главное — не перегнуть палку, ведь огонек — это итог дня; не стоит поднимать настроение детей, иначе их будет трудно уложить спать. Перед тем как провести огонек, подумайте, в какой форме он будет проходить, что вы хоти­те сказать детям и что хотите от них услышать. Сюжеты огонька могут варьиро­ваться в зависимости от общего разговора и настроения. Самое главное — это «разбудить» в детях потребность к общению.

Очень важно, чтобы каждый мог высказаться.

На огоньке знакомятся, строят планы на будущее, оценивают себя, свою рабо­ту, размышляют о чем-то интересном. И прощаются тоже на огоньке. Здесь мечтают, спорят, поют самые дорогие, любимые песни.

должны не оценивать другого, а говорить о том, что, с их точки зрения, стоило бы изменить в деятельности, что они конкретно предлагают и что могут сде­лать сами. На жалобы детей следует реагировать так: «А что вы сами можете предложить?», «Как вы считаете, что в этой ситуации можно сделать?». В про­тивном случае у детей может сформироваться потребительское отношение к окружающим и нежелание искать ресурсы внутри отряда. Очень опасно затяги­вать вожатскую вступительную речь, тем более поучать ребят или осуждать их на огоньке за проступки. Нужно помнить о том, что у детей в оргпериод припод­нятое, мажорное настроение, и речь вожатого может остаться невоспринятой, а сам он получит скорее негативную оценку. Необходимо получать «обратную связь». Еще одна задача — способствовать укреплению веры ребят в лучшее.

Можно предложить разные темы отрядных огоньков, например: «Письмо домой», «Письмо другу», «Мой первый лагерь», «Что я люблю и чего не люблю», «Событие, оказавшее наибольшее влияние на мою жизнь» и др.

Одной из самых распространенных сегодня форм в оргпериод является огонек «Расскажи мне о себе». Проводить его лучше не в первый день смены, как это принято во многих лагерях, а день на третий, когда у детей уже сформи­руется потребность в «вечернем общении».

Опыт показал, что у детей в первые два дня еще не возникает устойчивого интереса знакомиться со всеми членами отряда, он выбирает себе «ближайшее окружение». У некоторых еще нет потребности говорить о себе и слушать дру­гих. В этом случае огонек может стать формальным, оттолкнуть стеснительных, закрытых ребят и сформировать мнение о вечернем общении, как о чем-то скучном. Следует не торопиться, внимательно понаблюдать за отрядом и про­вести первый огонек только тогда, когда дети действительно будут нуждаться в нем.

Советуем заранее подготовить ребят к предстоящему огоньку. Ребя­та должны знать, когда он будет, о чем предстоит разговор. Самая главная задача — установить доверительную атмосферу, сформировать доброжелатель­ное отношение ко всем членам отряда. Создайте необычную обстановку: выло­жите из букв на полу название огонька, поставьте не одну, а несколько свечей. Можно включить мелодичную музыку для необходимого настроя.

Следует подумать и над тем, как дети пойдут на огонек. Если они с шумом будут собираться в указанном месте в течение нескольких минут, то потом вам, возможно, будет нелегко сделать переход к задушевному разговору. Собрать­ся лучше где-нибудь в нейтральном месте — где есть возможность угомонить особо шумных и настроить всех на предстоящий разговор посредством стихот­ворения, легенды (Приложение 4). Можно завязать детям глаза и таким обра­зом добираться до места проведения огонька. Главное условие — соблюдение дисциплины.

На первом огоньке стулья должны быть предварительно расставлены по кругу в соответствии с количеством человек. В центре следует поставить горя­щую свечу (или свечи). В круг можно зайти цепочкой. Сесть следует организо­ванно. Ребят в цепочку можно построить по принципу «мальчик-девочка». Это поможет избежать проблем с шушукающимися подружками.

Откуда возникла традиция сидеть в кругу?

Во-первых, это удобно — видно всех участников разговора.

Во-вторых, это традиция многих лагерей, орлятская традиция.

Вожатым рекомендуется сесть друг напротив друга, это подчеркнет равен­ство с ребятами, участвующими в разговоре. Вожатые, сидящие рядом, будут напоминать приемную комиссию.

Рассказ о себе следует начать первым — у вас будет возможность задать темп и стиль разговора. Главное, чтобы каждый из ребят высказался на пер­вом огоньке. Если вы почувствуете, что дети начали уставать, переключите их внимание на какую-нибудь историю или легенду, а затем снова продолжайте огонек. По традиции огонек можно завершить песней «Вечерняя» и орлятской вечерней речевкой:

Вожатые: «День отшумел, и, ночью объятый, лагерь зовет уснуть».

Мальчики: «Доброй вам ночи, девчата-орлята!»

Девочки: «Доброй вам ночи, ребята-орлята!»

Все вместе: «Завтра нам снова в путь!»

В детских оздоровительных лагерях слова речевки «девчата-орлята» и «ре­бята-орлята» можно заменить на «наши ребята» и «наши девчата».

Огонек основного периода

Огоньки в основной период помимо функции анализа жизнедеятельности отряда могут носить и тематический характер. На тематическом огоньке можно обсудить с детьми такие темы: «Что бы я изменил в своей школе», «Мои лю­бимые стихи», «Любовь», «Белая ворона» и др. Тематический огонек является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Вожатые предлагают ре­бятам тему и возможность подготовиться к обсуждению. Можно создать иници­ативные группы из ребят и провести огонек их силами. Не бойтесь высказывать свою точку зрения ребятам, однако навязывать ее не следует.

На огоньке должно быть время для творчества, чтобы любой член отряда смог продемонстрировать свои способности, умения.

Пригласите на огонек гостя (с творческим подарком!). Им может стать поэт, музыкант, представитель администрации лагеря, вожатый или член другого отряда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: