2-ая пол. XIXв. – время становления и расцвета рус. пейзажной живописи. Именно в этом жанре были сделаны открытия, связ. с работой на пленэре, осознанием красоты и самобытности национ. мотивов. Именно русская природа начинает представлять для художников определ. и направленный интерес с нач. 1870-х годов. До этого времени русских художников привлекали экзотические красоты итальянских и крымских ландшафтов.
В начале 1870-х годов настоящим откровением стала картина А. К. Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» (1871, ГТГ) – один из высоч. образцов рус. лирич. пейзажа, канон пейз. живописи. В этой работе С. передает всю непритяз. красоту и очарование русской природы. Типичный для средней полосы вид с первыми признаками весны: оседающий и потемневший снег, корявые рус. березки. Над их голыми ветвями нахохленные от мартовской сырости грачи. За прудиком виднеются деревянные заборы и крыши строений, а в дымке сыроватого воздуха маячит церковка с шатровой колокольней. Вот весь сюжет «Грачей». Зрители словно впервые увидели и ощутили, что в этом скромном пейзаже таится столько жизни. Любимая тема – весна («Ранняя весна», «Повеяло весной» и др.).
Если пейзажи Саврасова лирич., то у И.И. Шишкина (1832-1898) – «героические», с эпич. размахом, силой и мощью рус. природы. Прекр. живописец и певец родной природы, он учился в МУЖВЗ, затем в АХ, был активн. членом Товарищества. Его любимые мотивы – могучие корабельные сосны («Утро в сосновом лесу». 188; «Корабельная роща». 1898; «Сосновый бор»1883; «На севере диком..»1890 и др.), не зря его прозвали «царем леса». Еще – дубы («Среди долины ровныя…») и просторы («Рожь»).
Живопись В.Д. Поленова (1844-1927) многогранна: художник работал в масляной и графич. техниках, в истор. и портр. жанрах, но особенно много – в пейзажном. Он открыл новое отношение к этюду как к вполне самодостаточному худож. пр-ию. Работа на пленэре дала ему возможность исследовать тонкие соотношения цвета и света, использовать цветные тени. Ряд картин, исполн. Поленовым в 1870-х гг, выдвинули проблему слияния пейзажа и жанра, воплотившуюся в тв-ве живописцев след. поколения. Этюд к картине «Московский дворик» (1878) художник писал из окон своей квартиры. Ею он дебютировал на Выставке передвижников в 1878 году.
|
Еще одна из картин, получ. известность на передвижной выставке –«Бабушкин сад»(1878). Эта работа аллегорична и поэтична одновременно – она акцентирует идею вечного и гарм. движения и обновления жизни: прошлое и настоящее, старое и молодое, старинный усадебный дом и буйной свежая июньская зелень, пожилая хозяйка сада и ее юная компаньонка.
Одним из талант. учеников Саврасова и Поленова был Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Художественная концепция мастера определяется как «пейзаж настроения» или «лирический пейзаж». Левитан избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Пейзажи Левитана настолько пронизаны духовным нац. колоритом, что до сих пор мы, воспринимая некот. образы родной природы, называем их «левитановскими».
Самым ярким пейзажистом, в становлении кот. Шишкин принял участие, стал Ф. А. Васильев (1850-1873). По общему признанию современников, Федор Васильев – наиболее талантливый пейзажист этого времени. Ранняя смерть прервала его взлет, а творческая биография продолжалась всего 7 лет. Васильев был одарен от природы тонким восприятием цветовых оттенков, предпочитал теплую золотисто-коричневую или зелено-синюю гамму, необычное освещение. Стремясь к выражению сильных чувств, он искал особенные состояния природы, выявляя драмат. контрасты, противопоставление стихий: напряжение перед грозой, искрящийся свет после грозовой бури, оттепель посреди зимы. Особое место в его пейзажах отводится небу – художник изображает сложную жизнь неба во всем его многообразии. Таковы его работы «После дождя. Проселок» (к.1860-х), «Оттепель»(1871), «Мокрый луг»(1872), и, написанный незадолго до смерти, незаконченный пейзаж «Болото в лесу. Осень»(1872).
|
Необычные впечатления вызывали работы А. И. Куинджи(1842-1910), кот. выделялся неорд-тью натуры, физической и духовной силой, независимостью суждений, склонностью к экспериментам и новаторству (увлечения астрономией, физикой цвета и света). Куинджи получил благословление на профессию у великого мэтра живописи И.К.Айвазовского, позднее поступил в пейзажный класс АХ, но не закончил ее. Интерес художника вызывали ситуации в природе, связанные с необычным лунным или солнечным освещением. Тема вечного и прекрасного света, непостижимости Вселенной, таинственности мироздания и всего сущего на земле составила главное направление творч. поисков художника. В 1870-е годы Куинджи создает в этом ключе ряд пейзажных работ: «Березовая роща» (1879), «Степь»(1875), «Ладожское озеро» и др. В 1880 г. Куинджи устраивает выставку одной картины – «Лунная ночь на Днепре» (1880), которая восхитила как русскую, так и франц. публику необыкн. фосфоресцирующим свечением ночной природы. Картина имела доп. подстветку, усилив. эффект глубины пространства.