Теория социально-психологического развития А.В. Петровского




Периодизация возрастного развития

1. Общие подходы к проблеме периодизации

2. Периодизации детского развития по внешнему критерию

3. Периодизации детского развития по внутреннему критерию

4. Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев

5. Периодизация интеллектуального развития по Пиаже (самостоятельно)

 

Общие подходы к проблеме периодизации

Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка

I теории непрерывного развития — развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.

II теории дискретного развития — развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.

Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций такого типа:

ü по внешнему критерию,

ü по одному внутреннему признаку

ü по нескольким внутренним признакам детского развития.

 

Периодизации детского развития по внешнему критерию

Периодизации этого типа построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия.

 

Периодизация В.Штерна.

В. Штерн - один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля.

Онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

1. Ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего -

2. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны.

3. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния.

a. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов.

b. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру.

i. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного

и ветхозаветного мира.

ii. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры,

iii. пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения

iv. в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.

Периодизация Р. Заззо.

 

Еще один пример — периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.

1) стадия раннего детства (до 3 лет)

2) стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении.

3) стадия начального школьного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки;

4) стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование;

5) стадия высшего или университетского образования.

 

Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Периодизация А.В. Петровского.

 

Теория социально-психологического развития А.В. Петровского

В рамках деятельностного подхода была разработана теория развития личности как процесс вхождения ее в различные социальные группы - А. В. Петровский. В качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы - референтные, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления.

Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной (значимой) группы. На каждом возрастном этапе он включается в новую референтную группу: семья, группа детского сада, школьный класс, неформальные подростковые группы. Для любой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения.

Процесс развития включает три стадии: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию.

1. Адаптация: когда ребенок входит в новую стабильную группу, он приспосабливается к ней - усваивает ее нормы, овладевает формами и средствами деятельности. Ему необходимо быть таким как все. Эта фаза предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт.

Трудность: появление конформности, безынициативности, робости, неуверенности в себе.

2. Индивидуализация: появление противоречия между результатом адаптации (стал таким как все) и неудовлетворенной потребностью в проявлении своих индивидуальных особенностей. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе.

Трудность: отвержение индивидуальных черт группой может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной самооценке.

3. Интеграция: ребенок сохраняет лишь те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития.

Трудность: дезинтеграция приводит к вытеснению из группы или к изоляции в группе, из которой он не может выйти. На следующей ступени будет затруднена адаптация (кризис в развитии личности).

Вывод: детство - это, в основном, приспособление ребенка к социальной среде, отрочество - проявление своей индивидуальности, в юности должна произойти интеграция в обществе. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой, по Петровскому, являются тем фактором, который участвует в формировании личности ребенка.

Эпоха, период развития Референтная группа Стадии
Эпоха детства   адаптация
раннее детство (0 - 3 года) семья  
дошкольное детство (3 - 7 лет) группа детского сада  
младший школьный возраст (7 - 11 лет) школьный класс  
Эпоха отрочества   индивидуализация
средний школьный возраст (11 - 15 лет). неформальные подростковые группы  
Эпоха юности   Итеграция.
старший школьный возраст. Группа по интересам  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: