Эрик Эриксон — последователь 3.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.
Основные понятия теории Эриксона. Одно из центральных понятий теории Эриксона — идентичность личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.). Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.
Стадия развития | Область социальных отношений | Нормальная линия развития | Аномальная линия развития | Результат прогрессивного развития | Психосоциальный кризис |
Младенчество, орально-сенсорная стадия (0 - 1 год) | Мать, заместитель | Доверие к людям, взаимная любовь, признание, удовлетворение потребностей, защищенность | Недоверие к людям, плохое обращение матери, игнорирование, пренебрежение, лишение любви | Энергия, жизненная радость, надежда | Доверие - недоверие |
Раннее детство, Мышечно-анальная стадия (1 – 3 года) | Родители, прародители | Самостоятельность, уверенность в себе, автономия | Сомнение в себе, чувство стыда, зависимость, неприспособленность, сомнение в способностях, желание скрыть ущербность | Контроль над собой, независимость, сила воли | Автономия - стыд и сомнения |
Дошкольный возраст, локомоторно-генитальная стадия (3 – 6 лет) | Братья, сестры | Активность, инициативность, подвижность, любознательность, живое воображение | Пассивность, чувство вины, вялость, зависть, подавленность, уклончивость, отсутствие инициативы | Целеустремленность | Инициатива - чувство вины |
Школьный возраст, латентная стадия (6 – 12 лет) | Школа, соседи | Трудолюбие, чувство долга, развитие познавательных и коммуникативных умений, постановка и решение задач, усвоение инструментальных и предметных действий | Чувство собственной неполноценности, слаборазвитые навыки. Избегание сложных заданий и ситуаций соревнования, конформность, ощущение себя «посредственностью» | Овладение знаниями и умениями, компетентность | Трудолюбие - неполноценность |
Юность (12/13 – 19/20 лет) | Сверстники | Жизненное самоопределение, планы на будущее, самоопределение, поиск себя, формирование мировоззрения, становление индивидуальности | Путаница ролей, смещение временных перспектив, самопознание в ущерб отношений с внешним миром, путаница в моральных и мировоззренческих установках | Преданность и верность | Эго-идентичность – ролевое смешение |
Ранняя взрослость (зрелость) (20 – 25 лет) | Друзья, сотрудники | Близость к людям, сотрудничество, стремление к контактам, создание семьи, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворенность личной жизнью | Изоляция от людей, избегание близких отношений, неразборчивые отношения, трудности характера, состояние одиночества | Любовь, симпатия | Интимность – одиночество (изоляция) |
Средняя взрослость (зрелость) (26 – 64 года) | Профессия, дом | Творчество, работа над собой и с другими людьми, зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, гордость за своих детей, воспитание нового поколения | Застой, эгоизм, непродуктивность в работе, исключительная забота о самом себе, всепрощение себя | Творчество, забота | Творческая активность (продуктивность) - застой |
Поздняя взрослость (зрелость) (старше 65 лет) | Человечество, ближние | Полнота жизни, раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка, принятие прожитой жизни, способность примириться с неизбежным, чувство исполненного долга, понимание того, что смерть не страшна, умиротворенность | Отчаяние, жизнь прожита зря, времени осталось мало, оно летит слишком быстро, осознание бессмысленности, потеря веры в себя и других, желание прожить жизнь заново, ощущение отсутствия в мире порядка, доброты, боязнь приближающейся смерти | Отрешенность, мудрость, свобода | Эго-интеграция (умиротворение) - отчаяние |
Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями; мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.
|
|
Еще одно важное положение теории Эриксона — кризисность развития. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом возрасте личностные новообразования, приобретаемые ребенком, могут быть позитивными, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативными, вызывающими отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.
Эриксон установил:
ü Существует 8 возрастных стадий развития
ü На каждой стадии – психосоциальный конфликт, который должен быть разрешен.
ü Развитие – результат взаимодействия биологических потребностей индивидов и требований общества.
ü Ядро, вокруг которого строится личность – приобретение личностной идентичности.