Периодизация Э.Эриксона.




Эрик Эриксон — последователь 3.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Основные понятия теории Эриксона. Одно из центральных понятий теории Эриксона — идентичность личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.). Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.

Стадия развития Область социальных отношений Нормальная линия развития Аномальная линия развития Результат прогрессивного развития Психосоциальный кризис
Младенчество, орально-сенсорная стадия (0 - 1 год) Мать, заместитель Доверие к людям, взаимная любовь, признание, удовлетворение потребностей, защищенность Недоверие к людям, плохое обращение матери, игнорирование, пренебрежение, лишение любви Энергия, жизненная радость, надежда Доверие - недоверие
Раннее детство, Мышечно-анальная стадия (1 – 3 года) Родители, прародители Самостоятельность, уверенность в себе, автономия Сомнение в себе, чувство стыда, зависимость, неприспособленность, сомнение в способностях, желание скрыть ущербность Контроль над собой, независимость, сила воли Автономия - стыд и сомнения
Дошкольный возраст, локомоторно-генитальная стадия (3 – 6 лет) Братья, сестры Активность, инициативность, подвижность, любознательность, живое воображение Пассивность, чувство вины, вялость, зависть, подавленность, уклончивость, отсутствие инициативы Целеустремленность Инициатива - чувство вины
Школьный возраст, латентная стадия (6 – 12 лет) Школа, соседи Трудолюбие, чувство долга, развитие познавательных и коммуникативных умений, постановка и решение задач, усвоение инструментальных и предметных действий Чувство собственной неполноценности, слаборазвитые навыки. Избегание сложных заданий и ситуаций соревнования, конформность, ощущение себя «посредственностью» Овладение знаниями и умениями, компетентность Трудолюбие - неполноценность
Юность (12/13 – 19/20 лет) Сверстники Жизненное самоопределение, планы на будущее, самоопределение, поиск себя, формирование мировоззрения, становление индивидуальности Путаница ролей, смещение временных перспектив, самопознание в ущерб отношений с внешним миром, путаница в моральных и мировоззренческих установках Преданность и верность Эго-идентичность – ролевое смешение
Ранняя взрослость (зрелость) (20 – 25 лет) Друзья, сотрудники Близость к людям, сотрудничество, стремление к контактам, создание семьи, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворенность личной жизнью Изоляция от людей, избегание близких отношений, неразборчивые отношения, трудности характера, состояние одиночества Любовь, симпатия Интимность – одиночество (изоляция)
Средняя взрослость (зрелость) (26 – 64 года) Профессия, дом Творчество, работа над собой и с другими людьми, зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, гордость за своих детей, воспитание нового поколения Застой, эгоизм, непродуктивность в работе, исключительная забота о самом себе, всепрощение себя Творчество, забота Творческая активность (продуктивность) - застой
Поздняя взрослость (зрелость) (старше 65 лет) Человечество, ближние Полнота жизни, раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка, принятие прожитой жизни, способность примириться с неизбежным, чувство исполненного долга, понимание того, что смерть не страшна, умиротворенность Отчаяние, жизнь прожита зря, времени осталось мало, оно летит слишком быстро, осознание бессмысленности, потеря веры в себя и других, желание прожить жизнь заново, ощущение отсутствия в мире порядка, доброты, боязнь приближающейся смерти Отрешенность, мудрость, свобода Эго-интеграция (умиротворение) - отчаяние

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями; мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще одно важное положение теории Эриксона — кризисность развития. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом возрасте личностные новообразования, приобретаемые ребенком, могут быть позитивными, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативными, вызывающими отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.

 

Эриксон установил:

ü Существует 8 возрастных стадий развития

ü На каждой стадии – психосоциальный конфликт, который должен быть разрешен.

ü Развитие – результат взаимодействия биологических потребностей индивидов и требований общества.

ü Ядро, вокруг которого строится личность – приобретение личностной идентичности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: