Выбор «ограниченного пространства» для создания пейзажа




·

Перед вами пустое пространство. Оно обведено четырьмя ограничительными линиями, или рамкой, размеры которой определяет художник.

Внутри этих линий можно нарисовать тысячи разнообразных пейзажей! Если принять во внимание некоторые соображения, то выбор рамки может быть легче, чем кажется.

Но в первую очередь художник должен знать, что именно он хочет изобразить, независимо от того, какой инструмент он для этого будет использовать: кисть, уголь, карандаш и т.п.

Поэтому соблюдение этих принципов имеет очень важное значение.

Картина не обязательно должна иметь определенный размер или форму.

Изображение может быть квадратным (А), прямоугольным(Б,В) или даже круглым (Г). Чаще всего выбирают прямоугольник. Четыре одинаковые стороны квадрата обычно навевают на зрителя скуку, но его тоже можно использовать, если это соответствует замыслу художника.

На форме круга тоже останавливают выбор, есть в нем что-то механическое и однообразное, не сочетающееся с композиционными принципами пейзажа. То же самое можно сказать и об овале.

Большинство художников предпочитают прямоугольное изображение с четко выраженной разницей длины и высоты. Уже само по себе это ограниченное пространство (прямоугольник) привлекает внимание зрителя.

Художник всегда начинает с выбора формы. Она начинает работать на него еще до того, как он в первый раз коснется этого пространство кисточкой или карандашом.

ПРЯМОУГОЛЬНИК, ВЫТЯНУТЫЙ В ДЛИНУ.

В пейзаже чаще всего используются прямоугольники, вытянутые в длину. Вытянутые прямоугольники больше подходят для портрета. Дело в том, что фигура человека рассматривается как вертикальная форма, а вид местности — в горизонтальной плоскости.

Другая причина в том, что поле зрения нашего глаза, смотрящего на отдаленные предметы, вроде тех, что изображены на пейзаже, больше растянуто в шири ну, чем в высоту.

Когда мы неподвижно глядим перед собой, оптическое или панорамное поле зрения у всех разное. Отличия определяются состоянием роговой оболочки глаза, просветом «окна» глаза (т.е. размером глаза в передней части глазного яблока) и расстоянием между глазами у разных людей.

Однако следует подчеркнуть, что работу художника определяют не эти факторы. ОН — ТВОРЕЦ, И ПОДОБНЫЕ НЮАНСЫДЛЯ НЕГО — НЕ БОЛЕЕ, ЧЕМ СЫРОЙ МАТЕРИАЛ, не имеющий принципиального значения.

Что происходит, когда мы бросаем взгляд на ослепительно-белое поле, обведенное «рамкой», вроде того, что изображено на рис. «А»? Это то самое двухмерное пространство, на которое и легли многие известнейшие картины.

Но в данном случает мы сможем сказать только одно: никому не захочется долго глядеть на это пустое белоснежное поле (разве что у кого-то возникает желание пофилософствовать и отождествить себя с абсолютным «ничто»).

В пределах этого пространство ничего не происходит, и наш взгляд, естественно, устремляется к ограничивающим его линиям, а затем и дальше. А если бы в рамке было что-то изображено, наш взгляд обязательно задержался бы хотя бы на один момент

Это наводит на мысль, что художник — творец, способный привлечь наше внимание одним взмахом кисти, прекрасно знает, что нужно поместить внутрь рамки!

Источник: Джек Хамм «Как рисовать пейзаж»

В построении пространственных планов пейзажных картин используются следующие образующие элементы:

1) обрамление, назначение которого -- ограничить боковые и верхние части первого плана с целью вычленить из общего пространства парка участок, на котором желательно остановить внимание зрителя;

2) кулисы -- боковые «ширмы», которые представляют собой элемент построения второго пространственного плана пейзажных картин;

3) доминанты картины или композиционный фокус -- самая выразительная часть пейзажной картины, концентрирующая на себе основное внимание зрителя.

В формировании пейзажа может быть создано бесконечное разнообразие композиций с различными пространственными планами и доминантными объектами, выбор которых обусловливается как природной ситуацией, так и художественным замыслом. Иногда средний план отсутствует из-за понижения рельефа местности или скрыт высокой живой изгородью, а широкие и спокойные дали заканчивают перспективу. Иногда же средний план в виде лесистого склона может перекрывать дальний план. В неглубоких замкнутых композициях особое значение приобретают оригинальные формы, фактура, цвет главных элементов, которые детально рассматриваются с близкого расстояния. Но всегда в садово-парковом пейзаже должны быть некие акценты, запоминающиеся и привлекающие внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: