Урок русского языка.
Тема урока: Возвратное местоимение.
Задачи урока:
- распознавать местоимения в тексте, разграничивать разные разряды местоимений, изменять их по падежам, выявлять синтаксическую роль в предложении;
- анализировать использование разных форм возвратного местоимения себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении),
- отработка навыка употребления формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.
Ход урока
Актуализация знаний
- Внимательно прочитайте куплет песни на стихи Р. Рождественского, которую исполняет София Ротару («Родина моя») и постарайтесь ответьте на вопросы.
Я, ты, он, она,
Вместе- целая страна.
Вместе- дружная семья
В слове «мы»- сто тысяч «я»…
- О чем эти строки?
- Кто представляет дружную семью нашей Родины?
- Какую часть речи представляют эти слова?
-Что называется местоимением?
- Какой разряд местоимений мы изучили?
- Почему они так называются?
- Проверьте, хорошо ли вы их знаете.
Игра «Определи лицо». («Местоимения 1 лица», «Местоимения 2 лица», «Местоимения 3 лица»). Что нужно сделать, чтобы не ошибиться)
(Поставить местоимения в начальную форму, проанализировать их лексическое значение)
Местоимения: вами, он, меня, тобой, я, ты, они, её, его, вас, их, ими, оно, мы, вы, она, себя.
Новая тема.
- Прочитайте письмо.
Здравствуйте, ребята!
Я – возвратное местоимение «себя». Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я -удивительное местоимение. Живу в самом маленьком городе, который называется Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбы, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ. Мне нравится мой город, и я думаю всем трудно будет без меня!Так что не огорчайте меня, пишите грамотно, учитесь, овладевайте знаниями.
С дружеским приветом – возвратное местоимение себя.
- Кто же автор этого письма?
- Почему сегодня вы читали это письмо?
- Какова тема урока?
(Возвратное местоимение себя ).
- Каким вы увидели местоимение себя в письме?
- Чтобы поближе познакомиться с нашим гостем, я предлагаю провести расследование.
1. Прочитайте предложение и определите, на что указывает местоимение СЕБЯ?
Костя рассматривает СЕБЯ на фотографии.
Вывод: _________________________________________________
(Указывает на подлежащее в предложении)
2.Просклоняйте местоимение СЕБЯ
И.п.________________
Р.п_________________
Д.п.________________
В.п.________________
Т.п.________________
П.п.________________
Вывод: _________________________________________________
________________________________________________________
3.Измените местоимение СЕБЯ по числам и родам.
Вывод: _________________________________________________
________________________________________________________
(Не имеет формы именительного падежа, не имеет форм рода и числа)
4.Определите синтаксическую роль местоимения СЕБЯ.
Я забывал о себе, когда дело шло о пользе за Отечество (А. Суворов)
Возьми для себя образец героя, наблюдай его, иди за ним (А. Суворов).
Других не суди, на себя погляди.
Вывод: _________________________________________________
________________________________________________________
(В предложении всегда является дополнением)
- Предлагаю проверить наши выводы с материалом учебника стр. 275 - 276.
- Прочитайте вслух и сделайте вывод.
- Давайте проведем еще одно расследование и узнаем, почему местоимение так называется.
Таблица:
Умываюсь Учусь разбегаться | Умываю Учу бегу | себя |
- Что общего и чем отличаются данные слова?
- Почему они разделены на 3 группы?
- Внимательно приглядитесь к этому местоимению и вспомните, на какие глаголы оно похоже и почему?
Возвратное местоимение себя напоминает глаголы с суффиксом -ся (например, умыться, одеться). В грамматике эти глаголы называются возвратными, так как обозначают действие, которое направлено на самого себя, то есть на само действующее лицо.
- Вспомним, чем суффикс -ся отличается от всех других суффиксов?
Суффикс -ся отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончания: уч-ишь-ся. Это особое свойство суффикса -ся объясняется историческими причинами.
- В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно местоимениеся утратило самостоятельность, слилось с глагольными формами, превратившись из самостоятельной части речи в глагольный суффикс. Таким образом, возвратное местоимение себя осталось единственным оставшимся в живых представителем старинного аристократического рода возвратных местоимений.
- В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
- Какое открытие вы сделали из этого расследования?
Закрепление материала
- Предлагаю применить полученные знания в практической деятельности.
Вставьте в нужной форме местоимение СЕБЯ и определите его падеж.
1. Для ________ жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить.
2. Не кричи о __________, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
3. Нет лучше шутки, чем над __________.
4. Кто только о __________ хлопочет, тот о других и знать не хочет.
5. Других не суди, на __________погляди.
Фразеологизмы
А) Упр. 681.
- Прочитайте задание вслух.
- Что нужно сделать?
Что такое фразеологизмы?
- Определите значение фразеологизма УСТНО
- Что делать, если чего-то не знаем? (словари: Толковый, Фразеологический)
Б) Найдите соответствие.
1.Быть вне себя | А)тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух. |
2.Найти себя | Б)прийти в состояние крайнего раздражения. |
3.Прийти в себя | В)1)выходить из обморочного состояния, из забытья; 2) успокаиваться перестоять бояться, беспокоиться, волноваться. |
4.Выйти из себя | Г) проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности. |
5.Проявить себя | Д) правильно определить свои наклонности, свое призвание. |
6.Читать про себя | Е) скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей. |
7.Себе на уме | Ж) находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии. |