специфика диагностики, профилактики и коррекции памяти ( у дошкольников )




РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1.2.

Репрезентативная система

Репрезентативная система – понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

Специфика диагностики, профилактики и коррекции видов внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность психич. активности на определенном объекте. Выделяет непроизв., произв., послепроизв. внимание.

Структура ВН.: концентрация, объём, распределение, устойчивость, подвижность. При диагностике ВН., способности его активности использовался корректурный тест Бурдона. Это тест с напечатанными в строчку буквами или др. знаков (кольца Лондтельда). Испытуемый за время д. определить в каждой строке все знаки, зачёркивая определенным способом некот. из них, в результате получится ряд количественных данных: кол-во пропущенных знаков (что характеризует меру произвольности (работоспособности) и точности работы обследуемого, что вычисляется с помощью определённых формул). Кол-во просмотренных и правильно оцененных знаков позволяет определить продуктивность деятельности ребенка, чел-ка в течении длительного времени. Эксперимент состоит из 3-х серий и проводится коллективно. В 1-й серии испытуемый д. зачеркнуть буквы С, К, а букву А обвести в кружочек. Во 2-ой серии испытуемый на ряду с вычёркиванием тех же букв, д. считать звуки высокого тона, кот. предъявлялся на фоне звуков низкого тона с магнитофона через динамик. В 3-ей серии повтор-ся 1-я серия. Обраб. данных: 1. в каждой серии выдел-ся продукт-сть работы по минутам и в целом за серию подсчитывается кол-во просмотренных букв, число зачёркнутых букв и кол-во ошибок. Ошибками счит-ся пропуски тех букв, кот. д.б. зачёркнуты. Ошибки определяются специальным ключём. 2. строятся графики на основе данных: динамика, продуктивность. График - это кривая отражающая число воспринятых звуков высокого тона по минутам. 3. по суммарным данным в каждой серии вычислялся показатель точности работы. 4. диагностика показателей чистой производности и показателей точности работы.

Чёрно - красные таблицы представляют собой квадрат Шульце, в кот. размещены чёрные и красные цифры, испытуемый д. опред-ть порядок показанных чёрных и красных цветов. Полагает проверку переключаемости внимания, отвлекаемость от других помех). Обраб. результатов: 1. на основании данных сост-ть таблицу и построить график времени выполнения задания для каждого испытуемого. 2. по кривой записи вычислить время поиска каждого числа для каждой серии ответа. 3. построить график времени поиска каждого числа по сериям; по оси обсцисс числа таблицы, а по оси ординат время в секундах. 4. составить таблицу времени выполнения задания и числа допущенных ошибок в каждой серии. Успешность тренировки внимания хар-ся индивид-но – типологическими особ-ми (св-ми высш. нервн. деят-ти.). Приёмами тренировки ВН. М. выступить словарный диктант с комментированием, обнаружение ошибок в тексте, чтение текста до заданного выражения. Для коррекции внимания используются упражнения на распределение внимания, направленное на выработку у реб-ка умение выполнить 2 разных действия одновременно (рисует круги и считае хлопки, кот. взрослый сопровождает рисование) Упражнения на усиление концентрации: игры – соревнования. В течении 1-2 мин. Показ-ся предметы, затем их убирают и просят подробно описать предмет. На тренировку переключ. ВН.: найти отличия. На тренировку распределения и избирательности ВН.: среди буквенного текста вставлены слова, нужно найти и подчеркнуть слова:Бсолнце и Травстол. Увелич. объёма ВН: чтение помехой (дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой – л. Ритм. При чтении они также ищут ответы на вопросы.

специфика диагностики, профилактики и коррекции памяти (у дошкольников)


Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и меняется по мере развития его мозга, в ходе психического развитияпод влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

Память - основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности. Овладение языком, усвоение знаний об окружающем мире, приобщение к миру человеческой культуры, овладение нормами поведения, приобретение опреде­ленных навыков и умений - псе это связано с работой памяти. Непрерывное расширение кругозора, усложнение деятельности и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками приводят как к количественным, так и к глубоким качественным преобразованиям памяти ребенка.

До 3-4 лет память ребенка носит преимущественно непроизвольный характер. На ранних этапах развития память слита с ощущением и восприятием, с деятельностью ребенка. Ребенок легко запечатлевает яркие, красочные, необычные, движущиеся предметы, привлекающие внимание своей новизной и динамичностью, качество непроизвольного запоминания зависит от содержания материала (легче запоминается то, что представлено наглядно и близко к жизненному опыту), а также от того, насколько активно ребенок действует с ним (легко запоминается тот материал, скоторым ребенок что-то делал - ощупывал, вырезал, строил, перекладывал и т. п.). Лучше запоминаются предметы, если ребенок называет их. Включение слова в деятельность существенно изменяет восприятие и запоминание не только различных предметов, но и их цвета, величины, формы, пространственного расположения, а также выполняемых ребенком действий.

Задача развития памяти ребенка на этом этапе реализуется через интересную для него деятельность, в процессе непосредственного обогащения сенсорного опыта, через эмоциональное воздействие.

Для развития памяти малыша необходимо поддерживать его интерес к окружающему миру, обращать внимание на новые объекты, привлекать к наблюдению за перемещением машин, жи­рных, людей. Полезно называть то, что ребенок в данный момент воспринимает, а в дальнейшем побуждать его пользоваться наименованиями предметов и их свойств. Важно обогащать чувственный опыт ребенка, удовлетворять потребность во впечатлениях, формировать наглядные представления о явлениях природы, жизни животных и растений, труде взрослых, о временных и пространственных отношениях, назначении предметов и т. п., тоесть выполнять непроизвольную память ребенка социально значимым содержанием.

Особое значение имеет развитие обратной памяти. Именно конкретные, наглядные, детальные образы предметов, их свойств, действий, т. е представления, составляют основное содержание детской памяти. Они являются тем строительным материалом, которым пользуется ребенок в своих играх, рисунках, рассказах'

Следует выделить еще одно достижение в развитии памяти детей дошкольного возраста. Осознание цели запомнить стиму­лирует осознанный поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Первоначально способы запоминания и припоминания очень примитивны: это повторение поручения вслед за взрослым, проговаривание материала шепо­том, прикосновение к картинкам, их пространственное перемеще­ние и т. п. В дальнейшем появляются и более сложные приемы запоминания: применение вспомогательных средств, требующих умения создавать новые связи, новую структуру, искать опору на уже известное (в качестве вспомогательных средств могут высту­пать картинки, слова, графические символы, наглядные модели). Начинается развитие произвольной логической памяти.

Воспитание памяти ребенка старшего дошкольного возраста предполагает целенаправленное обучение его тому, как нужно запоминать и припоминать, как использовать разнообразные спо­собы смысловой обработки материала (смысловую группировку и смысловое соотнесение), а также как контролировать процесс запоминания (как осуществлять самоконтроль).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: