РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1.2.
Репрезентативная система
Репрезентативная система – понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.
Специфика диагностики, профилактики и коррекции видов внимания
Внимание – направленность и сосредоточенность психич. активности на определенном объекте. Выделяет непроизв., произв., послепроизв. внимание.
Структура ВН.: концентрация, объём, распределение, устойчивость, подвижность. При диагностике ВН., способности его активности использовался корректурный тест Бурдона. Это тест с напечатанными в строчку буквами или др. знаков (кольца Лондтельда). Испытуемый за время д. определить в каждой строке все знаки, зачёркивая определенным способом некот. из них, в результате получится ряд количественных данных: кол-во пропущенных знаков (что характеризует меру произвольности (работоспособности) и точности работы обследуемого, что вычисляется с помощью определённых формул). Кол-во просмотренных и правильно оцененных знаков позволяет определить продуктивность деятельности ребенка, чел-ка в течении длительного времени. Эксперимент состоит из 3-х серий и проводится коллективно. В 1-й серии испытуемый д. зачеркнуть буквы С, К, а букву А обвести в кружочек. Во 2-ой серии испытуемый на ряду с вычёркиванием тех же букв, д. считать звуки высокого тона, кот. предъявлялся на фоне звуков низкого тона с магнитофона через динамик. В 3-ей серии повтор-ся 1-я серия. Обраб. данных: 1. в каждой серии выдел-ся продукт-сть работы по минутам и в целом за серию подсчитывается кол-во просмотренных букв, число зачёркнутых букв и кол-во ошибок. Ошибками счит-ся пропуски тех букв, кот. д.б. зачёркнуты. Ошибки определяются специальным ключём. 2. строятся графики на основе данных: динамика, продуктивность. График - это кривая отражающая число воспринятых звуков высокого тона по минутам. 3. по суммарным данным в каждой серии вычислялся показатель точности работы. 4. диагностика показателей чистой производности и показателей точности работы.
Чёрно - красные таблицы представляют собой квадрат Шульце, в кот. размещены чёрные и красные цифры, испытуемый д. опред-ть порядок показанных чёрных и красных цветов. Полагает проверку переключаемости внимания, отвлекаемость от других помех). Обраб. результатов: 1. на основании данных сост-ть таблицу и построить график времени выполнения задания для каждого испытуемого. 2. по кривой записи вычислить время поиска каждого числа для каждой серии ответа. 3. построить график времени поиска каждого числа по сериям; по оси обсцисс числа таблицы, а по оси ординат время в секундах. 4. составить таблицу времени выполнения задания и числа допущенных ошибок в каждой серии. Успешность тренировки внимания хар-ся индивид-но – типологическими особ-ми (св-ми высш. нервн. деят-ти.). Приёмами тренировки ВН. М. выступить словарный диктант с комментированием, обнаружение ошибок в тексте, чтение текста до заданного выражения. Для коррекции внимания используются упражнения на распределение внимания, направленное на выработку у реб-ка умение выполнить 2 разных действия одновременно (рисует круги и считае хлопки, кот. взрослый сопровождает рисование) Упражнения на усиление концентрации: игры – соревнования. В течении 1-2 мин. Показ-ся предметы, затем их убирают и просят подробно описать предмет. На тренировку переключ. ВН.: найти отличия. На тренировку распределения и избирательности ВН.: среди буквенного текста вставлены слова, нужно найти и подчеркнуть слова:Бсолнце и Травстол. Увелич. объёма ВН: чтение помехой (дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой – л. Ритм. При чтении они также ищут ответы на вопросы.
специфика диагностики, профилактики и коррекции памяти (у дошкольников)
Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и меняется по мере развития его мозга, в ходе психического развитияпод влиянием условий жизни, воспитания и обучения.
Память - основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности. Овладение языком, усвоение знаний об окружающем мире, приобщение к миру человеческой культуры, овладение нормами поведения, приобретение определенных навыков и умений - псе это связано с работой памяти. Непрерывное расширение кругозора, усложнение деятельности и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками приводят как к количественным, так и к глубоким качественным преобразованиям памяти ребенка.
До 3-4 лет память ребенка носит преимущественно непроизвольный характер. На ранних этапах развития память слита с ощущением и восприятием, с деятельностью ребенка. Ребенок легко запечатлевает яркие, красочные, необычные, движущиеся предметы, привлекающие внимание своей новизной и динамичностью, качество непроизвольного запоминания зависит от содержания материала (легче запоминается то, что представлено наглядно и близко к жизненному опыту), а также от того, насколько активно ребенок действует с ним (легко запоминается тот материал, скоторым ребенок что-то делал - ощупывал, вырезал, строил, перекладывал и т. п.). Лучше запоминаются предметы, если ребенок называет их. Включение слова в деятельность существенно изменяет восприятие и запоминание не только различных предметов, но и их цвета, величины, формы, пространственного расположения, а также выполняемых ребенком действий.
Задача развития памяти ребенка на этом этапе реализуется через интересную для него деятельность, в процессе непосредственного обогащения сенсорного опыта, через эмоциональное воздействие.
Для развития памяти малыша необходимо поддерживать его интерес к окружающему миру, обращать внимание на новые объекты, привлекать к наблюдению за перемещением машин, жирных, людей. Полезно называть то, что ребенок в данный момент воспринимает, а в дальнейшем побуждать его пользоваться наименованиями предметов и их свойств. Важно обогащать чувственный опыт ребенка, удовлетворять потребность во впечатлениях, формировать наглядные представления о явлениях природы, жизни животных и растений, труде взрослых, о временных и пространственных отношениях, назначении предметов и т. п., тоесть выполнять непроизвольную память ребенка социально значимым содержанием.
Особое значение имеет развитие обратной памяти. Именно конкретные, наглядные, детальные образы предметов, их свойств, действий, т. е представления, составляют основное содержание детской памяти. Они являются тем строительным материалом, которым пользуется ребенок в своих играх, рисунках, рассказах'
Следует выделить еще одно достижение в развитии памяти детей дошкольного возраста. Осознание цели запомнить стимулирует осознанный поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Первоначально способы запоминания и припоминания очень примитивны: это повторение поручения вслед за взрослым, проговаривание материала шепотом, прикосновение к картинкам, их пространственное перемещение и т. п. В дальнейшем появляются и более сложные приемы запоминания: применение вспомогательных средств, требующих умения создавать новые связи, новую структуру, искать опору на уже известное (в качестве вспомогательных средств могут выступать картинки, слова, графические символы, наглядные модели). Начинается развитие произвольной логической памяти.
Воспитание памяти ребенка старшего дошкольного возраста предполагает целенаправленное обучение его тому, как нужно запоминать и припоминать, как использовать разнообразные способы смысловой обработки материала (смысловую группировку и смысловое соотнесение), а также как контролировать процесс запоминания (как осуществлять самоконтроль).