Тема № 9. Правовое обеспечение экологической безопасности




Понятие экологической безопасности как предупреждение и устранение экологической деградации, связанной с угрозой жизни и существованию человека, государства, общества. Экология и рациональное использование земельных и водных ресурсов. Экология и рациональное использование земельных и водных ресурсов.

Предупреждение производственных аварий с тяжелыми экологическими последствиями и устранение их последствий.

Порядок эксплуатации опасных объектов в Вооруженных Силах.

Предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий. Система прогнозирования стихийных бедствий. Организация и проведение аварийно-спасательных работ.

Виды и правовой режим экологически неблагополучных территорий. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, зоны экологического бедствия, территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению.

Правовые меры обеспечения радиационной безопасности. Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. Нормирование. Меры защиты граждан, военнослужащих и окружающей среды при радиационных авариях. Радиационно-гигиенические паспорта.

Порядок обращения с химическими и биологическими веществами. Государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ. Правовые требования к уничтожению химического оружия.

 

Тема № 10. Законодательные основы устройства вооруженных сил основных стран блока НАТО

Назначение, структура и задачи блока НАТО. Общая организация, порядок управления и состав вооруженных сил США и Германии. Правовые основы их комплектования и прохождения военной службы.

Военно-юридические органы основных стран НАТО, их структура, организация, порядок комплектования, прохождения службы, полномочия должностных лиц.

5.2. Тематические планы дисциплины «Правовая работа в Вооруженных Силах РФ»

Разделы дисциплины, тема Всего часов(в т.ч. самост. работа) В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции семинары практические занятия
    144 (в т.ч. 45ч. сам. раб.)        
  Предмет и система военной администрации         Лекция-беседа, опрос на семинаре, самостоятельная работа.
  Организационно-правовые основы государственного руководства и управления ВС РФ         Лекция-беседа, опрос на семинаре, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
  Воинская обязанность в РФ, комплектование Вооруженных Сил личным составом         Лекция-беседа, опрос на семинаре, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
  Военная служба и порядок ее прохождения в РФ         Лекция-беседа, опрос на семинаре, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
  Юридическая ответственность военнослужащих и гражданского персонала         Лекция-беседа, опрос на семинаре, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
  Законность и ее обеспечение в ВС РФ         Лекция-беседа, опрос на семинаре, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
  Правовые основы снабжения ВС РФ материальными средствами, ведения войскового хозяйства. Правовой режим финансов организаций         Лекция-беседа, опрос на семинаре, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
  Социальное обеспечение военнослужащих, лиц, проходивших военную службу и их семей         Лекция-беседа, опрос на семинаре, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
  Правовое обеспечение экологической безопасности         Лекция-беседа, опрос на семинаре, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
  Законодательные основы устройства вооруженных сил основных стран блока НАТО         Лекция-беседа, опрос на семинаре, самостоятельная работа.
100% аудиторных занятий проводятся в активных и интерактивных формах: с использованием проблемного подхода, острой беседы, групповой дискуссии, решения ситуационных задач и т.д.

Семинарские занятия

№ темы Тематика семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
  Предмет и система военной администрации опрос на семинаре, групповые дискуссии, летучки, решение ситуационных задач и т.п.  
  Организационно-правовые основы государственного руководства и управления ВС РФ опрос на семинаре, групповые дискуссии, летучки, решение ситуационных задач и т.п.  
  Воинская обязанность в РФ, комплектование Вооруженных Сил личным составом опрос на семинаре, групповые дискуссии, летучки, решение ситуационных задач и т.п.  
  Военная служба и порядок ее прохождения в РФ опрос на семинаре, групповые дискуссии, летучки, решение ситуационных задач и т.п.  
  Юридическая ответственность военнослужащих и гражданского персонала опрос на семинаре, групповые дискуссии, летучки, решение ситуационных задач и т.п.  
  Законность и ее обеспечение в ВС РФ опрос на семинаре, групповые дискуссии, летучки, решение ситуационных задач и т.п.  
  Правовые основы снабжения ВС РФ материальными средствами, ведения войскового хозяйства. Правовой режим финансов организаций опрос на семинаре, групповые дискуссии, летучки, решение ситуационных задач и т.п.  
  Социальное обеспечение военнослужащих, лиц, проходивших военную службу и их семей опрос на семинаре, групповые дискуссии, летучки, решение ситуационных задач и т.п.  
  Правовое обеспечение экологической безопасности опрос на семинаре, групповые дискуссии, летучки, решение ситуационных задач и т.п.  
  Законодательные основы устройства вооруженных сил основных стран блока НАТО опрос на семинаре, групповые дискуссии, летучки, решение ситуационных задач и т.п.  
100% аудиторных занятий проводятся в активных и интерактивных формах: с использованием проблемного подхода, острой беседы, групповой дискуссии, решения ситуационных задач и т.д.

Практические занятия

№ темы Тематика семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
  Организационно-правовые основы государственного руководства и управления ВС РФ Устный и письменный опрос, составление проектов документов, решение задач, рассмотрение сложных правовых ситуаций.  
  Воинская обязанность в РФ, комплектование Вооруженных Сил личным составом Устный и письменный опрос, составление проектов документов, решение задач, рассмотрение сложных правовых ситуаций.  
  Военная служба и порядок ее прохождения в РФ Устный и письменный опрос, составление проектов документов, решение задач, рассмотрение сложных правовых ситуаций.  
  Юридическая ответственность военнослужащих и гражданского персонала Устный и письменный опрос, составление проектов документов, решение задач, рассмотрение сложных правовых ситуаций.  
  Законность и ее обеспечение в ВС РФ Устный и письменный опрос, составление проектов документов, решение задач, рассмотрение сложных правовых ситуаций.  
  Правовые основы снабжения ВС РФ материальными средствами, ведения войскового хозяйства. Правовой режим финансов организаций Устный и письменный опрос, составление проектов документов, решение задач, рассмотрение сложных правовых ситуаций.  
  Социальное обеспечение военнослужащих, лиц, проходивших военную службу и их семей Устный и письменный опрос, составление проектов документов, решение задач, рассмотрение сложных правовых ситуаций.  
  Правовое обеспечение экологической безопасности Устный и письменный опрос, составление проектов документов, решение задач, рассмотрение сложных правовых ситуаций.  
100% аудиторных занятий проводятся в активных и интерактивных формах: лекции-беседы, лекции-дискуссии, групповая дискуссия, решение ситуационных задач и т.д.

Самостоятельная работа

№ темы Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
«Правовая работа в ВС РФ»  
  Работа с нормативными актами, учебной литературой. Составление плана-конспекта по изучаемой теме. Решение ситуационных задач. Работа с материалами правоприменительной и судебной практики. Подготовка докладов по темам, согласованным с преподавателем и т.п.  
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Самостоятельная работа студентов включает: чтение и изучение нормативных актов, учебной, научно-методической литературы, материалов судебной практики (постановлений Пленумов Верховных Судов РФ, а также РСФСР, СССР в части, не противоречащей действующему законодательству, обзоров судебной практики Верховного Суда РФ, судов субъектов РФ, решений по конкретным делам); подготовку к семинарским занятиям, конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку ответов на экзаменационные вопросы.

В процессе самостоятельной работы изучение материала (при подготовке к семинарским занятиям, экзамену, подготовке реферата, доклада и т.д.) целесообразно начинать с изучения положений закона, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе. Усвоенные позиции следует затем соотнести со складывающейся практикой применения закона, для чего необходимо будет обращение к соответствующим постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и материалам судебной практики по конкретным делам, публикующимся, например в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и имеющимся в правовых системах (Консультант Плюс и др.). Для более углубленного усвоения вопроса должно иметь место обращение к специальной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Право в Вооружённых Силах», ЭНИ «Военное право», «Военно-юридический журнал», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендует­ся делать выписки наиболее важного материала, в частности основных поня­тий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных поня­тий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскры­вающих сущность той или иной уголовно-правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, экзаменам рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Это поможет студентам приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- в составлении плана изученного источника;

- в выписках концептуальных положений автора работы;

- в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника;

- в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;

- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

Кроме того, студент должен самостоятельно отслеживать изменения закона, используя при этом официальные издания («Российскую газету» «Парламентскую газету» «Собрание законодательства»).

В процессе самостоятельной работы целесообразно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и рассмотрение проблемных ситуаций. Практическое занятие делает упор на рассмотрение практических вопросов, обсуждение материалов практики, практических проблем, решения задач, составление документов. Все это требует соответствующей самостоятельной подготовки студентов.

Готовясь к семинару, студент должен самостоятельно:

- проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;

- изучить материалы лекций и литературу, делая выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара;

- продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу студент готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в рабочей программе, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада у студента возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Практическое занятие предполагает закрепление полученных знаний при разрешении сложных практических ситуаций и составлении типовых документов. При решении задач и составлении документов студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении поставленных проблем.

В ходе решения задачи следует изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы. Сами ответы должны быть исчерпывающими. Аргументировать позицию целесообразно ссылками на закон, постановления Пленумов Верховного Суда, теоретические разработки. В случае, если ответ на вопросы, поставленные в задаче, не является однозначным, желательно формулировать и аргументировать собственную позицию, а также обосновать, почему, с точки зрения автора, иные подходы к решению проблемы представляются неверными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: