Упражнение «Сочиняем стихи»




Тренинг для родителей

«Развитие креативности как эффективная форма взаимодействия

Родителей и детей с ОВЗ»

 

Автор: Логинова Надежда Александровна, педагог-психолог

 

 

г. Каргополь

2021 год

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В современном образовании от родителей требуется достаточно большое количество совместных творческих работ с ребёнком. Это и продуктивная деятельность, и выполнение проектов, и подготовка домашнего задания, и организация свободного времени. Детям с особенностями в развитии иногда сложно изучать окружающий мир в общепринятой форме: занятия, уроки. Именно поэтому развитие креативности взрослого – залог свободной, недерективной формы взаимодействия с детьми.

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами, могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, внесения новшеств в игровую и бытовую деятельность детей и родителей. Материал может быть использован на родительских собраниях в образовательных организациях, в практической работе педагогов-психологов школ, социально-реабилитационных центров. Отдельные упражнения можно использовать в массовых мероприятиях, направленных на развитие творческих способностей.

 

 

Цель тренинга: осознание креативности в себе и её развитие.

Основные задачи:

1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

2. Осознание характеристики креативной среды.

3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Методы работы: мозговой штурм, дискуссия, разминки.

Материалы: флипчарт, бэйджи, листы бумаги, ручки, ватман, маркер, мяч, мягкая игрушка, заготовки стихов, музыкальное сопровождение.

Количество участников: до 25 человек.

В процессе тренинга можно выделить такие этапы проведения занятия:

  Этап занятия Время
  Разогрев группы 20 минут
  Основная деятельность 50 минут
  Завершение 20 минут

 

Общее время тренинга: 1 час 30 минут.

Организационные моменты.

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы:

1. говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;

2. желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;

3. критикуя – предлагай;

4. не давать оценок другим участникам;

5. вся личная информация, сообщённая на тренинге, является закрытой.

По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

I Этап – разогрев

Упражнение «Знаю как»

Процедура: Ведущий бросает мяч (игрушку) кому-то из участников. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования того предмета, который назовёт ведущий. Затем участники бросают мягкую игрушку друг другу, называя различные предметы. В ходе обсуждения проделанной работы можно группе такие вопросы: «В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?», «Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?», «Что вам помогало справляться с поставленной задачей?».

Упражнение «Воздух-земля-вода»

Процедура: Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля» или «вода», а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» – название птицы, во втором случае («земля») – животного, и если было сказано «вода» – название рыбы. По ходу работы тренер побуждает участников группы увеличивать темп [1, с. 57].

II Этап – Основная деятельность

Упражнение «Буквы»

Процедура: Группа делится на две подгруппы. Необходимо написать в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. Надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, «Нужно Говорить Очень Красиво».

Через три минуты тренер предлагает участникам подгрупп по очереди сказать, сколько у них написано предложений, а затем просит каждого прочитать написанные ими предложения. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

Тренер предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут. Когда отведенное время закончится, каждая подгруппа снова сообщает, сколько им удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем тренер продолжает инструкцию: «Теперь напишите рассказ. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет десять минут». (Можно не задавать тематику написания рассказа).

Когда работа завершена, участники подгрупп зачитывают свои рассказы. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается [3, с. 43].

Упражнение «Сочиняем стихи»

Процедура: Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание:

· Утром настроение плохое,

Глаз накрасить не могу никак…

· Вместе с мужем мы собрались
Выйти вдруг куда - нибудь…

· Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут…

· Я решила похудеть,
Села на диету…

· После смены я решила
Быстренько уйти домой…

· Всех решила удивить
И французский суп сварить…

· Родители, часто сердясь и бранясь,

С ребенком теряют душевную связь… и др.

(Всего заготовок по количеству участников).

Упражнение «Рисунок родителя, довольного своей семьёй»

Процедура: Группа делится на три подгруппы. На листах ватмана необходимо изобразить родителя, довольного своей семьёй. На создание образа дается 20 минут. Каждая команда представляет свой портрет. Обсуждение [3, с. 56].

III Этап – Завершение

Упражнение «Мультяшка»

Процедура: Участники перекидывают мяч друг другу со словами: «Если бы ты был мультяшкой (назвать героя), то с тобой/про тебя сняли бы фильм (жанр/название)».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: