Транспортное обслуживание Ижорских заводов
Историческая справка
Ижорские заводы начали свою историю в 1722 году - по указу Петра Первого была заложена пильная мельница ниже по течению реки Ижоры, при которой стали также развиваться якорное, медное и цепное производства. Именно поэтому основной транспортной артерией служила река Ижора, также перевозки осуществлялись с помощью гужевого транспорта.
В начале 19 века Ижорский завод стал машиностроительным - именно на нём были выпущены первые в России пароход, землечерпательные снаряды, корабельная броня и другое судовое оборудование. В 1893 году от станции Колпино Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, которая вступила в строй в 1847 году, были проложены пути колеи 1524 мм до некоторых цехов (современные 3 и 2 маневровые районы).
В 1904 году была построена вагоноремонтная мастерская, а в 1906 году начал работу полноценный железнодорожный цех. В начале 20 века завод активно участвовал в революционной жизни страны на стороне большевиков - так, Ижорский завод поставлял знаменитые бронеавтомобили для РККА, также занимался производством брони и корабельного оборудования, а в 1919 году рабочие завода наряду с частями РККА защищали город от наступления Юденича.
В межвоенное время на заводе развивается производство: так, были созданы первые советские блюминги, штамповочные прессы, сделаны крупные поковки. В транспортной службе тоже произошли изменения: было создано локомотивное депо, на котором не только ремонтировались, но и частично производились паровозы серий ФД и Л.
Во время советско-германской войны завод продолжал работу, выпуская бронеавтомобили и различные виды брони, а также корпуса для танков. Силами железнодорожного цеха строились бронепоезда. Рабочие Ижорского завода в составе Ижорского батальона защищали рубежи Ленинграда от немецких войск в составе ополчения.
|
В период с 60-х до конца 80-х годов 20 века на заводе осуществляется техническое перевооружение, осваиваются новые производства, цеха приобретают вид, близкий к современному. В отношении транспортной службы - это замена 2 локомотивов каждые 5 лет на более современные. Также осуществляются работы по централизации стрелок и сигналов, что намного ускоряет маневровую работу, строятся новые пути (так, в начале 80-х годов длина всех путей составляла более 150-ти км). Именно в этот период был создан задел, на котором в основном и держится современное производство.
Также в 80-х годах значение речного транспорта постепенно сходит на нет по причине того, что Ижора - река узкая, мелководная и извилистая, что не позволяет использовать на ней суда большой грузоподъёмности.
Экономический кризис 90-х годов отразился как на Ижорском заводе, так и на транспортной службе: на долгое время было заброшено строительство новых цехов, производства были разделены между различными собственниками, был отделён и транспортный цех.
На данный момент все недостроенные цеха построены и введены в эксплуатацию, тем самым расширив перечень производимой заводами продукции.
На данный момент основными собственниками производств на Ижорской промплощадке являются ОАО «Объединённые Машиностроительные Заводы» (ОАО «ОМЗ») с дочерними организациями и ОАО «Северсталь», а также несколько менее крупных производителей.
|
ООО «ОМЗ-Спецсталь» является дочерним предприятием ОАО «ОМЗ» и имеет в своём распоряжении несколько цехов, где осуществляются различные производственные операции:
. в 8 цехе расположены сталеплавильная печь ДСП-120 и оборудование для изготовления слитков массой до 500 т из широкой номенклатуры марок сталей. Входящие грузы: шихта из 36 цеха, огнеупорные материалы от 47 цеха и железорудные окатыши от внешних поставщиков; выходящие грузы: горячие слитки для 15, 20 и 47 цехов, холодные слитки для 20 цеха и ИТК, шлак, обрезки металла, использованный огнеупорный кирпич и крупногабаритный металлолом для 36 цеха.
. в 20 цехе располагается кузнечно-прессовое производство, где производится изготовление поковок (полуфабрикатов для металлообработки: валов, пластин, плит, обечаек, колец, дисков и т.п.) массой от 250 кг до 3 т и их обработка. Входящие грузы: горячие и холодные слитки от 8 цеха; выходящие грузы: поковки для внешних клиентов и 44 цеха, прибыли и другие отходы металлообработки для 36 цеха.
. в 47 цехе изготовляют крупногабаритные поковки массой от 3,5 т до 260 т. Входящие грузы: горячие слитки от 8 цеха и огнеупорные материалы от внешних клиентов; выходящие грузы: поковки для внешних клиентов, 66 цеха и ИЗ, отходы производства для 36 цеха.
. в 66 и 44 цехах находятся станки для чистовой обработки поковок. Входящие грузы: поковки от 47 и 20 цехов; выходящие грузы: чистовые металлоизделия для ИЗ и внешних клиентов.
. в 15 цехе находятся газопламенные печи, в которых производится термообработка и закалка стальных слитков и листов. Входящие грузы: горячие слитки из 8 цеха, черновые стальные листы от ЛПЦ; выходящие грузы: обработанные стальные листы для внешних клиентов, обработанные поковки для Картэкса и ИЗ, а также для внешних клиентов.
|
. 36 цех имеет несколько отделений:
. в шихтовом отделении производится складирование и сортировка шихты по форме (стружка, прибыли, обрезь) и маркам стали. Входящие грузы: неотсортированная шихта со всех предприятий Ижорской промплощадки; выходящие грузы: отсортированная шихта для переплавки в 8 цехе;
. в копровом отделении производится разрушение и резка крупногабаритного лома (изложницы, прокатные валки и т.п.), а также сортировка получившейся шихты. Входящие грузы: крупногабаритный лом со всех предприятий Ижорской промплощадки; выходящие грузы: порезанная и отсортированная шихта для переплавки в 8 цехе;
. в шлаковом отделении производится разгрузка и складирование шлака, использованных песка и огнеупорного кирпича, а также извлечение из них металла. Входящие грузы: необработанный шлак, использованные песок и огнеупорный кирпич с 8 и 38 цехов; выходящие грузы: очищенный шлак для внешних клиентов, шихта для переплавки в 8 цехе.
ОАО «Ижорские Заводы» (ИЗ) являются дочерним предприятием ОАО «ОМЗ» и специализируются на выпуске корпусов для реакторов АЭС, а также сосудов высокого давления для химической и нефтехимической промышленности. Входящие грузы: обечайки и мелкая оснастка от 47 и 66 цехов; выходящие грузы: готовая продукция для потребителей, отходы металлообработки для 36 цеха.
ООО «ОМЗ - Литейное Производство» (ОМЗ-ЛП) является дочерним предприятием ОАО «ОМЗ» и владеет двумя цехами:
. в 38 цехе производится отливка и гидравлическая очистка стальных деталей для машиностроения (станины, корпуса, ковши экскаваторов), судостроения (гребные винты) и других отраслей промышленности. Входящие грузы: расплавленная сталь от 8 цеха, песок от внешних клиентов; выходящие грузы: отливки для дальнейшей обработки в 74 цехе, использованный песок и обрезки металла 36 цеху.
. в 74 цехе производится чистовая обработка отливок из 38 цеха и отправка готовых деталей на Картэкс и внешним клиентам.
ООО «ИЗ-Картэкс им. П.Г. Коробкова» является дочерним предприятием ОАО «ОМЗ» и производит электрические карьерные экскаваторы и буровые установки, а также запчасти к ним, дополнительно производит обслуживание и ремонт вышеуказанных машин. Входящие грузы: металлопрокат от внешних клиентов и литые стальные детали от 74 цеха; выходящие грузы: разобранные карьерные экскаваторы, буровые установки и запчасти к ним для внешних клиентов и отходы металлообработки для 36 цеха.
ОАО «Северсталь» владеет листопрокатным цехом (ЛПЦ), в котором расположен один из трёх в России металлургических комплексов Стан-5000, на котором можно получить крупногабаритный листовой прокат для производства труб большого диаметра. Входящие грузы: слябы извне от ЧерМК; выходящие грузы: стальные листы для ИТЗ, 15 цеха и внешних клиентов, окалина для внешних клиентов, металлический лом для переплавки на ЧерМК.
В составе ЛПЦ также имеется валошлифовальное отделение (ВШО), на котором обслуживаются прокатные валки Стана-5000. Выходящие грузы: отходы обработки валков для переплавки на ЧерМК.
ОАО «Ижорский Трубный Завод» (ИТЗ) является дочерним предприятием Северстали и производит сварные одношовные трубы большого диаметра. Входящие грузы: стальные листы из ЛПЦ; выходящие грузы: трубы большого диаметра для внешних клиентов.
ООО «СМЦ-Колпино» также является «дочкой» Северстали и занимается металлообработкой и производством различных изделий из металлопроката для нужд предприятий машиностроения и судостроения. Входящие грузы: стальные листы от ЛПЦ и внешних клиентов; выходящие грузы: изделия из металлопроката для внешних клиентов.
ООО «Ижорская Трубная Компания» (ИТК) производит бесшовные стальные трубы небольших диаметров. Входящие грузы: стальной прокат круглого сечения от внешних клиентов и холодные слитки от 8 цеха; выходящие грузы: готовые трубы для внешних клиентов, бракованные трубы и отходы металлообработки для 36 цеха.
ЗАО «Интеркос-4» является подразделением Магнитогорского Металлургического Комбината и производит штампы и стальные штампованные изделия. Входящие грузы: стальные рулоны; выходящие грузы: штампы и стальные штампованные изделия.
ЗАО «Транскат» производит медную проволоку и контактный провод из привозного медного проката.
ЗАО «Слюдяная Фабрика» производит различные изделия из натуральной слюды: электроизоляцию, фасонные изделия и др. Входящие грузы: натуральная слюда от внешних клиентов; выходящие грузы: готовая продукция для внешних клиентов.
ООО «Алитер-Акси» занимается производством огнеупорных смесей и изделий из огнеупорных бетонов. Входящие грузы: сырьё (корунд, бокситы, щебень и т.д.) от внешних клиентов; выходящие грузы: готовая продукция для внешних клиентов.
Также на Ижорской промплощадке представлены два предприятия автомобилестроения: ЗАО «Магна Технопласт» и ЗАО «Вланкас», которые производят пластиковые штампованные изделия (бампера, решётки радиатора и т.п.). Входящие грузы: гранулированный пластик и краски от внешних клиентов; выходящие грузы: готовая продукция для внешних клиентов (заводы Ford, General Motors и Toyota под Санкт-Петербургом).
ООО «Бетонекс» и ОАО «ДСК №5» производят различные изделия из бетона: блоки, плиты, кольца, поребрики и тротуарную плитку. Входящие грузы: цемент и керамзит от внешних клиентов; выходящие грузы: изделия из бетона для внешних клиентов.
ООО «Мазутно-Топливный Терминал» (МТТ) осуществляет приём нефтепродуктов и их распределение по предприятиям Ижорской промышленной площадки, а также реализует нефтепродукты внешним клиентам.
ЗАО «Балтимор-Нева» производит из привозного сырья соусы и кетчупы, а также консервированные овощи и фрукты.
Таким образом, в основном предприятия на Ижорской промплощадке связаны с производством стали и широкой номенклатуры изделий из неё, что и определяет основные типы подвижного состава для транспортировки полуфабрикатов и продукции.
Железнодорожные перевозки
Все железнодорожные перевозки по территории Ижорской промплощадки и от цехов до станции Колпино Октябрьской железной дороги, а также маневровые работы на этой станции, осуществляет ООО «Железнодорожная Транспортно-Экспедиторская Компания» (ООО «ЖТЭК»).
ООО «ЖТЭК» было образовано в 2003 году путём продажи частным лицам Транспортного Управления Ижорских заводов и за 10 лет «самостоятельного плавания» смогло расширить перечень предоставляемых услуг:
· перевозка грузов железнодорожным транспортом и маневровая работа;
· перевозка грузов и пассажиров автотранспортом;
· экспедирование грузов;
· строительство, ремонт и текущее содержание железнодорожных путей;
· ремонт железнодорожного и автомобильного подвижного состава;
· разработка схем погрузки и крепления груза;
· погрузочно-разгрузочные работы;
· оборудование вагонов под погрузку;
· взвешивание автомобилей и вагонов;
· производство деревянной тары и упаковки;
· строительно-монтажные и ремонтные работы.
На данный момент в распоряжении ЖТЭК имеются:
· 107 км железнодорожных путей необщего пользования;
· 10 работающих и 1 резервный тепловоз серий ТГМ4А и ТГМ4Б;
· 6 железнодорожных кранов;
· дрезины с различным навесным оборудованием для строительства и ремонта железнодорожного пути;
· более 300 единиц собственного вагонного парка;
· совмещённое локомотивное и вагонное депо, в котором может производиться ремонт локомотивов, вагонов, железнодорожных кранов и самоходного специализированного подвижного состава;
· депо для путейской техники и база материалов верхнего строения пути;
· железнодорожные и автомобильные весы;
· козловой кран;
· помещение для экипировки локомотивов.
Оперативно железнодорожные перевозки управляются дежурными четырёх маневровых районов (3, 5, 6 и 9 районы) с общим диспетчерским руководством и дежурным по станции Колпино (если ведётся маневровая работа на станции или перемещение вагонов между станцией и путями ЖТЭК).
Внутризаводские перевозки грузов осуществляются в собственном (заводском) вагонном парке, а перевозки от и до станции Колпино и далее по путям общего пользования (внешние перевозки) - в вагонах других собственников (Первая Грузовая Компания, Вторая Грузовая Компания, Трубная Грузовая Компания, Новая Перевозочная Компания и т.д.). Дело в том, что для упрощения маневровой работы и из-за небольшого количества вагонов в маневровом составе («рекорд» - 11 вагонов) на заводских вагонах отсутствуют автотормоза, а выпускать такие вагоны на пути общего пользования запрещается.
Внешние перевозки грузов осуществляются как в универсальных:
· в полувагонах (слябы для ЛПЦ, детали экскаваторов и буровых установок от Картэкса, литые детали от 74 цеха, сырьё для Алитер-Акси и ДСК №5, трубы от ИТЗ и ИТК, детали от 44 и 66 цехов и от Интеркоса-4),
· в платформах (литые детали от 74 цеха, изделия от 44 и 66 цехов),
· в крытых вагонах (медный прокат для Транската, слюда для Слюдяной Фабрики, огнеупорные материалы для 36 цеха),
так и в специализированных вагонах:
· в хопперах (цемент для Бетонекса, песок для 38 цеха, сырьё для Алитер-Акси),
· в цистернах (нефтепродукты для МТТ),
· в полувагонах с крышкой (стальные рулоны для Интеркоса-4),
· в думпкарах (щебень для Службы Пути ЖТЭК),
· в сталевозных платформах (стальной лист от 15 цеха),
· в вагонах-сталевозах (стальной лист от ЛПЦ),
· в вагонах-трубовозах (трубы большого диаметра от ИТЗ) и
· в транспортёрах различной конструкции и грузоподъёмности (готовая продукция Ижорского Завода, 44 и 66 цехов).
В общем, внешние перевозки - это завов сырья и полуфабрикатов на предприятия промышленной площадки и вывоз готовой продукции потребителям.
Внутризаводские перевозки, прежде всего, обслуживают технологические потребности цехов, а также выполняют перевозку полуфабрикатов (то, что для принимающего цеха - полуфабрикат, для отгружающего - готовая продукция) и отходов производства между цехами. Для внутризаводских перевозок используются следующие типы универсальных вагонов:
· коробки - полувагоны без автотормозов (обрезки металла от ИТК и Ижорского Завода до шихтового отделения 36 цеха) и
· площадки - платформы без автотормозов (полуфабрикаты литых деталей от 38 до 74 цеха, холодные слитки от 8 цеха до ИТК, стальные листы от ЛПЦ до 15 цеха и крупногабаритный лом от всех производств до копрового отделения 36 цеха);
Однако, большая часть внутризаводских перевозок для упрощения и ускорения технологических процессов производства выполняется в специализированных вагонах:
· в вагонах-термосах (горячие слитки от 8 до 15, 20 и 47 цехов);
· в чугуновозах (крупная металлическая обрезь в «нагретом» состоянии от ИТК и 47 цеха и небольшие по объёму партии металлолома от 38 цеха до шихтового и копрового отделений 36 цеха, а также перевозка крупной шихты между шлаковым и шихтовых отделениями 36 цеха);
· в вагонах-шихтовозах (отсортированная шихта от 36 до 8 цеха);
· в шлаковозах (шлаковые отходы от 8 и 38 цехов до шлакового отделения 36 цеха);
· в штрипсовых платформах (стальные листы от ЛПЦ до ИТЗ);
· в транспортёрах (перевозка негабаритных полуфабрикатов между 47 цехом и ИЗ, а также негабаритного лома между 8 и 47 цехами и копровым отделением 36 цеха);
· в транспортёрах-термосах (перевозка крупногабаритных и тяжеловесных горячих слитков от 8 до 47 цеха);
· в лесовозках (бракованные трубы от ИТК до шихтового отделения 36 цеха, а также перевозка круглого проката от складов ИТК до производственных мощностей)
· в прибыльных площадках (прибыли от 20 цеха до шихтового отделения 36 цеха);
· в стружечных площадках (контейнеры со стружкой от Картэкса до шихтового отделения 36 цеха);
· в кирпичных коробках (огнеупорные материалы от 47 до 8 цеха) и
· в думпкарах (шлаковые отходы и использованный огнеупорный кирпич от 8 цеха до шлакового отделения 36 цеха).
Как видно из написанного выше, во внешних перевозках железнодорожный транспорт используется в основном для перевозки массовых грузов на большие расстояния (слябы, цемент, песок и трубы), либо если дальность перевозок очень большая (детали экскаваторов и бурильных установок), либо если весогабаритные характеристики груза позволяют перевозить его железнодорожным транспортом (корпуса реакторов, оборудование для нефтехимии).
Во внутризаводских перевозках железнодорожным транспортом обслуживаются в основном массовые перевозки (перевозка отсортированной шихты в шихтовозах, стального листа в штрипсовых платформах) и перевозки негабаритных грузов, однако есть и такие виды перевозок, которые другим транспортом перевозить небезопасно: это перевозка шлака, горячих слитков и нагретой металлической обрези.
Автомобильные перевозки
Значительную часть грузовых и пассажирских автомобильных перевозок на территории Ижорской промплощадки (как внутризаводских, так и внешних) выполняет автотранспортная служба (АТС) ЖТЭК, которая имеет в своём распоряжении:
· более 80 единиц грузовых автомобилей, навесного оборудования и полуприцепов к ним;
· 20 единиц автобусов различной вместимости;
· трактора, ковшовые погрузчики, экскаваторы и другая строительная и спецтехника;
· ремонтные помещения на 20 машиномест.
Конкуренцию ей составляет ООО «Ижоражилстрой», которая также обладает разнообразным автопарком и имеет возможность ремонтировать автомобили.
Также автомобильные перевозки (как пассажирские, так и грузовые) выполняются собственным парком предприятий и сторонними перевозчиками, а многие сотрудники добираются до работы личным автотранспортом.
Автомобильный транспорт специализируются на перевозке малых партий грузов на небольшие расстояния, а также на перевозках в пределах Санкт-Петербурга и его пригородов непосредственно потребителям. Это следующие виды перевозок:
· перевозка готовой продукции от ДСК №5 и Бетонекса до строительных площадок Санкт-Петербурга и области;
· перевозка пластиковых деталей автомобилей от Вланкаса и Магны до автозаводов Ford, Nissan, General Motors и Toyota, которые расположены в пригородах Петербурга;
· перевозка готовой продукции от Слюдяной Фабрики и Алитер-Акси до потребителей;
· перевозка металлической стружки от ИЗ до шихтового отделения 36 цеха;
· перевозка необработанных поковок от 20 цеха до потребителей;
· перевозка обработанных изделий от 66 и 44 цехов до потребителей;
· перевозка использованного песка от 38 цеха до шлакового отделения 36 цеха;
· перевозка труб от ИТК до потребителей;
· перевозка круглого проката от поставщиков до ИТК;
· перевозка труб от ИТЗ до открытого склада на территории Ижорской промплощадки;
· перевозка штампованных изделий Интеркос-4 до автозаводов в пригородах Петербурга;
· перевозка сырья и готовой продукции на Балтиморе.
Перевозки сверхнегабаритных грузов от ИЗ до пристани на Неве в посёлке Усть-Славянка выполняет ООО «Кинмарк», которое имеет в своём распоряжении более 50 тягачей и около 100 специализированных прицепов различных размеров и грузоподъёмности.
железнодорожный автомобильный груз перевозка
Заключение
Подводя итог написанному, хочу сказать, что конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом будет только возрастать, так как автомобильный транспорт в пределах промплощадки более скоростной и манёвренный, чем железнодорожный транспорт. Например, 3 года назад сырьё на Балтимор перевозилась железнодорожным транспортом, однако сейчас всё перевозится на автомобилях. Также и металлическая стружка из ИЗ для 36 цеха год назад перевозилась в стружечных площадках, однако стружечные контейнеры теперь переставили с вагонов на автомобильные полуприцепы. Или недавний пример: в апреле 38 цех стал перевозить использованный песок с помощью самосвалов, хотя до этого перевозил с помощью думпкаров.
Однако, как бы ни обострялась конкуренция, предприятия на территории Ижорской промышленной площадки без транспортного обслуживания не останутся.
Источники информации
1. www.jtec.ru - официальный сайт ООО «ЖТЭК»;
2. www.keenmark.com - официальный сайт ООО «Кинмарк»;
3. www.omz-izhora.ru - официальный сайт ОАО «Ижорские Заводы»;
4. www.omz-specialsteel.com - официальный сайт ООО «ОМЗ-Спецсталь»;
5. www.omz-foundry.ru - официальный сайт ООО «ОМЗ - Литейное Производство»;
6. www.iz-kartex.com - официальный сайт ООО «ИЗ-Картэкс им. П.Г. Коробкова»;
7. www.severstal.com - официальный сайт ОАО «Северсталь»;
8. www.itz.severstal.com - официальный сайт ОАО «Ижорский Трубный Завод»;
9. www.omz-izhora.ru/press-center/newspaper - электронная версия заводской газеты «Ижорец»;
10. www.smc.severstal.com - официальный сайт ООО «СМЦ-Колпино»;
11. www.itpz.ru - официальный сайт ООО «Ижорская Трубная Компания»;
12. www.transkat.spb.ru - официальный сайт ЗАО «Транскат»;
13. www.intercos-iv.ru - официальный сайт ЗАО «Интеркос-4»;
14. www.spbsluda.ru - официальный сайт ЗАО «Слюдяная Фабрика»;
15. www.aliter.spb.ru - официальный сайт ООО «Алитер-Акси»;
16. www.magnatechnoplast.ru - официальный сайт ЗАО «Магна Технопласт»;
17. www.kristagroup.com - официальный сайт ЗАО «Вланкас»;
18. www.dsk-5.spb.ru - официальный сайт ОАО «ДСК №5».