Затраты, связанные с неудовлетворительным менеджментом профессионального здоровья и безопасности, крайне велики.
По оценке Международной Организации Труда ежегодно в мире происходит свыше 250 миллионов несчастных случаев на рабочих местах, результатом которых является временная или постоянная потеря трудоспособности. Иными словами, это 685 000 несчастных случаев каждый день или 8 – каждую секунду. Ежедневно на рабочих местах погибает 3 000 человек, т.е. каждую минуту происходит две трагедии. Исследования, проведенные в ряде европейских стран, показали, что объем потерь, связанных с ненадлежащим обеспечением профессионального здоровья и безопасности, варьируется в пределах от 1,2 до 10,1% от валового национального продукта.
Затраты каждой конкретной компании на выплату компенсаций и штрафов могут быть весьма существенными, а иногда и просто непомерными, ведущими к прекращению деятельности организации. Хотя финансовый аспект и является серьезным аргументом для внедрения системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, существует и множество других предпосылок для такого шага. Практически невозможно подсчитать моральный ущерб, связанный с переживаниями, болью и страданиями при серьезном несчастном случае, потере здоровья или даже гибели.
Очевидно, что такой результат вытекает из неудовлетворительной работы системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, и серьезно страдает репутация компании, где произошел несчастный случай. В дальнейшем это негативно сказывается на отношениях компании со всеми заинтересованными сторонами.
Практический опыт, накопленный в последние 4-5 лет, позволяет указать на основные проблемы, замедляющие распространение подходов системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда на предприятиях.
|
1. Низкий уровень общего менеджмента на предприятиях. Как уже было подчеркнуто, система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, тесно связана с системой менеджмента организации в целом и должна быть ее составной частью. Международные стандарты подразумевают, что внедрение системы менеджмента OHSAS 18001 осуществляется в определенном организационном контексте.
Предполагается, что определена миссия организации, формируется иерархия целей и задач, осуществляется систематическое планирование, разрабатываются и фиксируются процедуры. Кроме того, в промышленности в целом характерен низкий уровень менеджмента, что проявляется, в первую очередь, в недостаточном использовании современных подходов к планированию и анализу результативности, невнимании к мотивации персонала, формализованном подходе к его обучению.
Такая ситуация, безусловно, создает трудности для внедрения системы менеджмента OHSAS 18001 на предприятиях. В то же время, именно с этим связан значительный потенциал для снижения воздействия на окружающую среду с использованием организационных и малозатратных мероприятий. Например, разработка и соблюдение специальных процедур обращения с опасными веществами реально приводит к предотвращению или сокращению воздействия таковых на окружающую среду и персонал предприятия, а в ряде случаев способствует снижению себестоимости продукции. Кроме того, внедрение системы менеджмента предоставляет предприятию возможность на примере решения природоохранных проблем опробовать современные подходы к менеджменту, закладывая базу для создания системы менеджмента качества, отвечающей принципам, заложенным в стандарты систем менеджмента качества ISO серии 9000, а также повысить эффективность системы.
|
Сегодня технологический прогресс и интенсивное давление конкуренции стремительно меняют условия труда, его процессы и организацию. Первостепенное значение принадлежит законодательству, но само по себе оно недостаточно для того, чтобы направлять эти изменения или поспевать за новыми опасностями и рисками. Организации тоже должны постоянно реагировать на вызовы, брошенные им в сфере охраны труда, и разрабатывать эффективные ответы в виде динамичных стратегий управления.
Сегодня вопросы промышленной безопасности становятся по значимости сравнимыми с проблемами охраны окружающей среды и вопросами сохранения мира.
2. Техносфера стала представлять для человека серьезную опасность. Болезни и травмы не являются неизбежными спутниками трудовой деятельности, а бедность не может служить оправданием невнимания к безопасности и здоровью работников.
Положительное воздействие внедрения систем охраны здоровья и безопасности персонала на уровне организации как на снижение опасностей и рисков, так и на производительность, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками во всем мире.
Многие организации проявляют заинтересованность в эффективности и демонстрации возможностей управления охраной труда (охраной здоровья и безопасностью) работников (персонала).
|
3. Проблемы системы управления охраной труда. Одна из серьезных проблем в том, что действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев.
Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу. Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показаниям.
Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права. Так, законодательством установлены права работников на безопасные условия труда и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда. Вместе с тем, административный ресурс контроля и надзора за исполнением указанных норм трудового права фактически исчерпан: численность государственных инспекторов по охране труда позволяет обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению страховых случаев в расчете на организацию не чаще, чем один раз в 2 года. При этом, даже несмотря на это, в результате проверок выявляется порядка 1,5 млн. правонарушений в сфере охраны труда.
Действующая организация охраны труда является неспособной к функционированию в условиях новой экономики. Во многом это связано с тем, что система управления охраной труда завершила свое организационное оформление в основном в 70-е годы прошлого века и, соответственно, была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи.
Вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.
4. Проблемы системы социального страхования. Отсутствие у работодателей мотивации в улучшении условий труда обусловлено и тем обстоятельством, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая по-прежнему лежит на государстве, в то время как риски производственного травматизма, которым подвергаются работники, контролируются работодателями и соответственно должны находиться в сфере их прямой ответственности.
Ежегодные расходы работодателей на установленные законодательством компенсации работникам за работу во вредных или опасных условиях труда и расходы на средства индивидуальной защиты составляют более 60 млрд. рублей. Ежегодные страховые выплаты Фонда социального страхования по оплате временной нетрудоспособности работающих, реабилитации пострадавших и предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников составляют 30 млрд. рублей. При этом система установления страховых тарифов для конкретных предприятий построена на основе их принадлежности к определенным видам экономической деятельности, а не на реальных показателях профессиональных рисков повреждений здоровья работников.
Таким образом, широко применяемая в мире практика надбавок и скидок к страховым тарифам («бонус-малюс»), когда фактические показатели каждого отдельного предприятия сопоставляются с показателями других предприятий той же категории риска, так как действует в отношении очень ограниченного круга страхователей и не способствует усилению заинтересованности большинства работодателей в активизации работы по улучшению условий и охраны труда.
Выплаты Пенсионного фонда в связи с досрочным выходом на пенсию по старости на льготных основаниях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда составляют более 10,4 млрд.тенге в год, а расходы на предоставление пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья и профзаболевания – более 6,6 млрд.тенге в год. Установление досрочной (льготной) пенсии производится на основании многочисленных списков и перечней производств, работ, профессий, должностей и категорий работающих. Использование указанных списков не только нарушает нормы Трудового кодекса о запрете дискриминации трудящихся, связанной с их принадлежностью к определенной должности или профессии, но и способствует закреплению рабочей силы на участках с неблагоприятными условиями труда.
Формирование бюджетов Фонда социального страхования и Пенсионного происходит за счет взносов предприятий, ставших, по сути, обязательным налогом. В связи с этим круг субъектов, несущих ответственность по страхованию, не совпадает с кругом лиц, подвергающихся риску, т.е. самих страхуемых. Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда.
В целом, модель обязательного социального страхования и управления системой охраны труда, сложившаяся в эпоху индустриализации страны, не соответствует современным требованиям развития экономики и перспективным задачам перехода на новый тип производства и диверсификации.
Системный характер назревших проблем обуславливает необходимость реформирования всей системы управления охраной труда, т.е. управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности с учетом потребности развития экономики.
Главная цель – защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – работодателей и работников.
Новая концепция системы управления профессиональными рисками основывается на фундаментальном принципе: «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять».
Создание системы управления профессиональными рисками предполагает проведение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.
Основой системы управления профессиональными рисками станет сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда, а именно – оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
5. Проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов.
6. Проблема модернизации нормативно-правовой базы. Имеющийся фонд не укомплектован зарубежными техническими регламентами, а также недостаточно укомплектован международными, региональными и национальными стандартами иностранных государств в целях проведения работ по гармонизации действующих в Казахстане нормативных документов с международными требованиями. Имеющиеся международные и национальные стандарты иностранных государств и другие нормативные правовые акты не переведены на государственный язык. В предстоящий период необходимо расширение и обновление фонда.
Для проведения работ по расширению и обновлению фонда, а также по информационному обмену в полном объеме необходимо модернизировать техническое оснащение информационной системы фонда и продолжить работу по его развитию.
7. Запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении.
8. Сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом.
9. Длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии.
10. Большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов.
На сегодняшний день, данные проблемы обусловлены недостаточным пониманием проблемы реформирования со стороны государственных органов, которые негативно влияют на создание единой политики в области технического регулирования, незаинтересованность предприятий и организаций Казахстана в работе международных технических комитетов ISO, отсутствием экспертов-аудиторов, зарегистрированных в международных реестрах, отсутствием испытательной базы и современного оборудования для контроля качества отдельных видов продукции, недостаточным уровнем квалификации специалистов в области технического регулирования, малочисленностью государственных инспекторов, несовершенство технического законодательства и нормативных документов, отвечающих современным требованиям науки и техники, отсутствием условий для оперативного обмена информацией и нормативными документами на республиканском, межгосударственном и международном уровнях.
Проведя анализ, следует отметить, что развитие системы технического регулирования в РК, будет способствовать их сближению с аналогичными международными системами путем разработки и гармонизации ряда технических регламентов и нормативных документов, совершенствования форм и методов технического регулирования, в том числе в сфере стандартизации, изменения процедур подтверждения соответствия продукции, а также совершенствования деятельности в области информационного обеспечения, в связи с этим необходимо разработать рекомендаций для успешного внедрения системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда.