Структура государственной системы технического регулирования




 

Структуру государственной системы технического регулирования составляют:

1. Правительство Республики Казахстан обеспечиваетпроведение формирование системы технического регулирования и правовую реформу в данной области в соответствии с конституционным Законом РК «О Правительстве Республики Казахстан».

К компетентности Правительства РК в области технического регулирования относятся:

- разработка основных направлений государственной политики в области технического регулирования;

- формирование государственной системы технического регулирования. Создание необходимых государственных структур находится в компетенции Правительства;

- обеспечение проведения правовой реформы в области технического регулирования;

- утверждений программы развития государственной системы технического регулирования;

- утверждение правил применения защитных технологий и перечня документов и объектов, подлежащих обязательной защите;

- утверждение правил создания и ведения депозитария классификаторов технико-экономической информации;

- создание консультативно-совещательных органов в интересах обеспечения безопасности продукции, услуги, процессов;

- принятие, внесение изменений и дополнений, отмена нормативных правовых актов в области технического регулирования в пределах своей компетенции.

2. Уполномоченный орган, назначаемый ПравительствомРК для межотраслевой координации работ в области технического регулирования.

Уполномоченный орган по техническому регулированию осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов и формирование программы разработки нормативных правовых актов в области технического регулирования.

Уполномоченный орган выполняет следующие функции:

В области технического регулирования:

- участвует в формировании государственной системы технического регулирования;

- осуществляет реализацию государственной политики в области технического регулирования;

- осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования;

- совместно с государственными органами разрабатывает программы развития государственной системы технического регулирования и координирует их выполнение;

- организует анализ и проведение экспертизы проектов и нормативных правовых актов в области технического регулирования на соответствие государственной политике в области технического регулирования и целям (цели рассмотрены в первой лекции);

- взаимодействует с техническими комитетами по стандартизации, физическими и юридическими лицами по вопросам технического регулирования;

- представляет РК в международных и региональных организациях по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, участвует в работах по международной и региональной стандартизации, взаимному признанию результатов подтверждения соответствия;

- организует ведение реестра государственной системы технического регулирования (реестр – документ учета регистрации сертификатов соответствия, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий, экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, НД);

- организует и координирует работу государственного фонда нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов;

- обеспечивает функционирование Информационного центра;

- определяет порядок и организует аттестацию экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, стандартизации, аккредитации, а также организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области технического регулирования;

- организует и координирует работы по проведению государственного контроля и надзора за соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования;

- в порядке, установленном законодательством РК, выдает, приостанавливает действие аттестата аккредитации на срок до шести месяцев, привлекает к ответственности физических и юридических лиц, нарушивших требования, установленные нормативными правовыми актами в области технического регулирования в отношении продукции, услуги, на стадии реализации.

При не устранении причин, по которым было приостановлено действие аттестата аккредитации, или при выявлении в течение срока действия аттестата аккредитации повторного нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования, аттестат аккредитации аннулируется только судом по представлению уполномоченного органа.

В сфере стандартизации:

- устанавливает порядок разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие государственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации;

- организует анализ и разработку стандартов, гармонизированных с нормативными правовыми актами в области технического регулирования;

- устанавливает порядок учета и применения международных, региональных и национальных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, правил и рекомендаций иностранных государств по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации на территории Республики Казахстан;

- организует издание и распространение официальных изданий государственных, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств, правил и рекомендаций по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, публикует информацию о них;

- устанавливает порядок разработки планов и программ государственной стандартизации;

- организует подтверждение переводов нормативных документов по стандартизации на государственный и русский языки.

В сфере подтверждения соответствия и аккредитации:

- устанавливает правила проведения работ с участием государственных органов, технических комитетов по стандартизации и органов по подтверждению соответствия;

- осуществляет аккредитацию юридических лиц;

- устанавливает формы сертификата соответствия, декларации о соответствии и аттестата аккредитации;

- разрабатывает правила государственной системы технического регулирования;

- создает апелляционную комиссию для рассмотрения жалоб (апелляций);

- подготавливает предложения об отмене документов по вопросам подтверждения соответствия, изданных другими организациями, если они не отвечают требованиям государственной системы техниче­ского регулирования в соответствии с законодательством РК;

- организует работы по межлабораторным сравнительным испытаниям (сличениям).

3. Государственные органы в пределах своей компетенции в области технического регулирования осуществляют:

- анализ научно-технического уровня нормативных правовых актов в области технического регулирования и взаимосвязанных с ними стандартов;

- подготовку и внесение в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, предложений о разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования или изменений и дополнений в нормативные правовые акты в области технического регулирования, актуализации и унификации нормативных документов по стандартизации;

- организацию работ по разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования и государственных стандартов в соответствии с принимаемыми в Республике Казахстан планами и программами;

- создание экспертных советов для разработки проектов нормативных правовых актов в области технического регулирования, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов. Разработку нормативных правовых актов в области технического регулирования должны осуществлять государственные органы по вопросам, входящим в их компетенцию. С целью обеспечения объективности при подготовке технических решений предусматривается создание экспертных советов, в состав которых включаютсяпредставители государственныхорганов, технических комитетов по стандартизации, научных, общественных объединений, предприятий и организаций РК.

4. Экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах создаются для разработки проектов нормативных правовых актов в области технического регулирования, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов, в сфере, связанной с разработкой и применением нормативных правовых актов в области технического регулирования.

Экспертныйсовет осуществляет свою деятельностьв соответствии с Положени­ем, утвержденным руководителем государственногооргана и согласованным с уполномоченным органом по техническому регулированию.

Состав и положение об экспертных советах в области технического регулирования при государственных органах утверждаются государственными органами.

В состав экспертного совета включаются представители государственных органов, технических комитетов по стандартизации и других заинтересованных сторон.

Заседания экспертного совета имеют открытый характер, за исключением слу­чаев, если в интересах сохранения государственнойтайны доступ к информации должен быть ограничен.

5. Технические комитеты по стандартизации создаются в отраслях экономики по предложениям государственных органов и заинтересованных сторон для проведения работ по стандартизации на межотраслевом уровне. В состав технических комитетов по стандартизации включаются представители государственных органов и заинтересованных сторон.

Компетенции технических комитетов определена с учетом сложившейся международной практики. В их компетенции входят:

- подготовка предложений по определению основных направлений развития государственной системы технического регулирования по закрепленным объектам и направлениям деятельности;

- участие в разработке и экспертизе государственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации, международных, региональных, национальных стандартов и классификаторов технико-экономической информации иностранных государств и изменений к ним в установленном порядке (разработка стандартов, в т.ч. гармонизируемых с техническими регламентами);

- подготовка предложений к программам развития государственной системы технического регулирования по разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования и государственных стандартов.

С целью единообразного подхода к созданию и обеспечению объективности при разработке стандартов, порядок создания, работы, ликвидации технических комитетов по стандартизации устанавливается уполномоченным органом.

6. Органы по подтверждению соответствия - организации независимо от форм собственности, независимые от производителей (исполнителей) продукции, услуги, поставщиков и потребителей продукции, услуги, государственных органов, имеющие в штате экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия и лаборатории по за­крепляемым направлениям деятельности, аккредитованные в порядке, установленном Правительством РК.

Любая организация, в том числе иностранная, претендующая на проведение работ в национальной системе подтверждения соответствия в качестве органа по подтверждению соответствия, может выполнять указанные работы при условии прохождения, ею аккредитации в порядке, утвержденном Правительством РК.

Орган по подтверждению соответствия может иметь или не иметь испытательную лабораторию в своем составе, но обязательно иметь в штате экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия.

Органы по подтверждению соответствия на условиях договора с заявителями в пределах области аккредитации осуществляют следующие функции:

- рассматривают заявки изготовителей (исполнителей), продавцов на проведение работ по обязательному подтверждению соответствия, идентифицируют продукцию, услугу, предоставленные для подтверждения соответствия;

- проводят работы по обязательному подтверждению соответствия;

- проводят по заявкам изготовителей (исполнителей) работы, необходимые для принятия декларации о соответствии;

- регистрируют декларации о соответствии;

- проводят согласно схеме подтверждения соответствия инспекционную проверку продукции, услуги, прошедших обязательное подтверждение соответствия, в случае выявления их несоответствия установленным требованиям приостанавливают или отменяют действие выданных сертификатов соответствия или действие регистрации деклара­ции о соответствии в порядке, установленном уполномоченным органом;

- ведут реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.

Органы по подтверждению соответствия вправе:

- проводить обязательное и добровольное подтверждение соответствия объектов в пределах области аккредитации по заявке изготовителя (исполнителя), продавца;

- привлекать для осуществления процедур подтверждения соответствия на условиях договора компетентные организации, экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, технических экспертов по видам продукции, услуги или деятельности;

- запрашивать от заявителя представления документов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия.

Органы по подтверждению соответствия обязаны:

- обеспечить заявителю беспрепятственный доступ к информации о правилах и условиях подтверждения соответствия;

- не допускать дискриминацию по отношению к заявителю;

- представлять сведения о выданных сертификатах соответствия, зарегистрированных декларациях о соответствии и об отказах в сертификации объектов в соответствии с правилами государственной системы технического регулирования в сфере подтверждения соответствия;

- обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческий интерес заявителя, независимо от страны происхождения продукции, услуги.

7. Лаборатории - организации и их структурные подразделения (филиалы, представительства) независимо от форм собственности, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Правоспособность лабораторий по проведению испытаний с целью подтверждения соответствия возникает в момент получения ими аттестата аккредитации и прекращается в связи с истечением срока действия, его отзывом, аннулированием и признанием недействительным в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Лаборатории на условиях договора с органами по подтверждению соответствия или другими заявителями:

- проводят испытания объектов для целей обязательного или добровольного подтверждения соответствия в пределах своей области аккредитации;

- обеспечивают достоверность результатов испытаний;

- оформляют и выдают результаты работ в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом;

- осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

8. Эксперты-аудиторы, непосредственно осуществляющие работы в областитехнического регулирования по подтверждению соответствия, стандартизации и аккреди­тации.

Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия участвуют в проведении работ по подтверждению соответствия определенных видов продукции, услуги в составе органа по подтверждению соответствия или на основании договора (контракта) с ним согласно нормативным правовым актам в области технического регулирования.

Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия не вправе выполнять работы по подтверждению соответствия конкретной продукции, услуги, если они представляют интересы заявителя или состоят в трудовых или иных договорных отношениях с ним.

Эксперты-аудиторы по стандартизации вправе участвовать в работах по международной и региональной стандартизации.

Эксперты-аудиторы по аккредитации участвуют в проведении работ по аккредитации органов по подтверждению соответствия и лабораторий в порядке, установленном Правительством РК.

Квалификационные требования, порядок подготовки и аттестации экспертов-аудиторов по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, выдачи, приостановки или аннулирования аттестата эксперта-аудитора устанавливаются уполномоченным органом.

9. Информационный центр, представляющий информацию относительно нор­мативных правовых актов и стандартов в соответствии с Соглашениями ВТО по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам.

Информационный центр создается и функционирует в порядке, установленном Правительством РК, для взаимодействия с Секретариатом Всемирной торговой организации, странами-членами Всемирной торговой организации, международными организациями с целью предоставления заинтересованным сторонам и иностранным государствам по их запросам копий документов и информации о (об):

- действующих или разрабатываемых нормативных правовых актах, в области технического регулирования, стандартах, изменениях к ним и процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги;

- членстве или участии РК в международных организациях и международных договорах по стандартизации, под­тверждению соответствия, аккредитации двустороннего и многостороннего характера;

- источниках опубликования проектов разрабатываемых и принятых нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов или информации о них.

Информация размещается в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования в виде уведомления. Форма, порядок заполнения и представления уведомления определяются уполномоченным органом.

Доступность информационных правовых и нормативных документов, а также информация о них является одним из принципов системы технического регулирования.

Информационный центр создаетсяи функционирует в порядке, установленном Правительством РК.

10. Государственный фонд нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов формируемый с целью прослеживания и соответствия требований нормативных, правовых актов и стандартов своевременной актуализации документов.

Государственный фонд нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов - это совокупность специализированных фондов нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов и иных документов государственных органов, формируемых в пределах своей компетенции.

Формирование данного фонда необходимо для обеспечения прослеживаемости, актуализации, взаимосвязи и гармонизации требований, устанавливаемых в нормативных правовых актах в области технического регулирования, стандартах и иных нормативных документах.

Издание и обеспечение пользователей стандартами организаций входит в функ­ции организаций, принявших эти стандарты.

Официальная информация о разрабатываемых и принятых нормативных правовых актах в области технического регулирования, государственных, национальных, международных, региональных стандартах и классификаторах технико-экономической информации, стандартах организаций и рекомендациях по стандартизации, а также указанные документы должны быть доступны для пользователей, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

Издание и обеспечение пользователей стандартами и нормативными докумен­тами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогами и указателями стандартов и информацией о них осуще­ствляются в порядке, установленном уполномоченным органом.

Информация о принятии каждого стандарта и иного нормативного документа по стандартизации и один их экземпляр направляются лицом, разработавшим документ, а уполномоченный орган для формирования единой справочно-библиографической базы данных.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: