Структуру государственной системы технического регулирования составляют:
1. Правительство Республики Казахстан обеспечиваетпроведение формирование системы технического регулирования и правовую реформу в данной области в соответствии с конституционным Законом РК «О Правительстве Республики Казахстан».
К компетентности Правительства РК в области технического регулирования относятся:
- разработка основных направлений государственной политики в области технического регулирования;
- формирование государственной системы технического регулирования. Создание необходимых государственных структур находится в компетенции Правительства;
- обеспечение проведения правовой реформы в области технического регулирования;
- утверждений программы развития государственной системы технического регулирования;
- утверждение правил применения защитных технологий и перечня документов и объектов, подлежащих обязательной защите;
- утверждение правил создания и ведения депозитария классификаторов технико-экономической информации;
- создание консультативно-совещательных органов в интересах обеспечения безопасности продукции, услуги, процессов;
- принятие, внесение изменений и дополнений, отмена нормативных правовых актов в области технического регулирования в пределах своей компетенции.
2. Уполномоченный орган, назначаемый ПравительствомРК для межотраслевой координации работ в области технического регулирования.
Уполномоченный орган по техническому регулированию осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов и формирование программы разработки нормативных правовых актов в области технического регулирования.
|
Уполномоченный орган выполняет следующие функции:
В области технического регулирования:
- участвует в формировании государственной системы технического регулирования;
- осуществляет реализацию государственной политики в области технического регулирования;
- осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования;
- совместно с государственными органами разрабатывает программы развития государственной системы технического регулирования и координирует их выполнение;
- организует анализ и проведение экспертизы проектов и нормативных правовых актов в области технического регулирования на соответствие государственной политике в области технического регулирования и целям (цели рассмотрены в первой лекции);
- взаимодействует с техническими комитетами по стандартизации, физическими и юридическими лицами по вопросам технического регулирования;
- представляет РК в международных и региональных организациях по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, участвует в работах по международной и региональной стандартизации, взаимному признанию результатов подтверждения соответствия;
- организует ведение реестра государственной системы технического регулирования (реестр – документ учета регистрации сертификатов соответствия, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий, экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, НД);
|
- организует и координирует работу государственного фонда нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов;
- обеспечивает функционирование Информационного центра;
- определяет порядок и организует аттестацию экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, стандартизации, аккредитации, а также организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области технического регулирования;
- организует и координирует работы по проведению государственного контроля и надзора за соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
- в порядке, установленном законодательством РК, выдает, приостанавливает действие аттестата аккредитации на срок до шести месяцев, привлекает к ответственности физических и юридических лиц, нарушивших требования, установленные нормативными правовыми актами в области технического регулирования в отношении продукции, услуги, на стадии реализации.
При не устранении причин, по которым было приостановлено действие аттестата аккредитации, или при выявлении в течение срока действия аттестата аккредитации повторного нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования, аттестат аккредитации аннулируется только судом по представлению уполномоченного органа.
В сфере стандартизации:
- устанавливает порядок разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие государственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации;
|
- организует анализ и разработку стандартов, гармонизированных с нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
- устанавливает порядок учета и применения международных, региональных и национальных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, правил и рекомендаций иностранных государств по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации на территории Республики Казахстан;
- организует издание и распространение официальных изданий государственных, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств, правил и рекомендаций по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, публикует информацию о них;
- устанавливает порядок разработки планов и программ государственной стандартизации;
- организует подтверждение переводов нормативных документов по стандартизации на государственный и русский языки.
В сфере подтверждения соответствия и аккредитации:
- устанавливает правила проведения работ с участием государственных органов, технических комитетов по стандартизации и органов по подтверждению соответствия;
- осуществляет аккредитацию юридических лиц;
- устанавливает формы сертификата соответствия, декларации о соответствии и аттестата аккредитации;
- разрабатывает правила государственной системы технического регулирования;
- создает апелляционную комиссию для рассмотрения жалоб (апелляций);
- подготавливает предложения об отмене документов по вопросам подтверждения соответствия, изданных другими организациями, если они не отвечают требованиям государственной системы технического регулирования в соответствии с законодательством РК;
- организует работы по межлабораторным сравнительным испытаниям (сличениям).
3. Государственные органы в пределах своей компетенции в области технического регулирования осуществляют:
- анализ научно-технического уровня нормативных правовых актов в области технического регулирования и взаимосвязанных с ними стандартов;
- подготовку и внесение в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, предложений о разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования или изменений и дополнений в нормативные правовые акты в области технического регулирования, актуализации и унификации нормативных документов по стандартизации;
- организацию работ по разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования и государственных стандартов в соответствии с принимаемыми в Республике Казахстан планами и программами;
- создание экспертных советов для разработки проектов нормативных правовых актов в области технического регулирования, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов. Разработку нормативных правовых актов в области технического регулирования должны осуществлять государственные органы по вопросам, входящим в их компетенцию. С целью обеспечения объективности при подготовке технических решений предусматривается создание экспертных советов, в состав которых включаютсяпредставители государственныхорганов, технических комитетов по стандартизации, научных, общественных объединений, предприятий и организаций РК.
4. Экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах создаются для разработки проектов нормативных правовых актов в области технического регулирования, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов, в сфере, связанной с разработкой и применением нормативных правовых актов в области технического регулирования.
Экспертныйсовет осуществляет свою деятельностьв соответствии с Положением, утвержденным руководителем государственногооргана и согласованным с уполномоченным органом по техническому регулированию.
Состав и положение об экспертных советах в области технического регулирования при государственных органах утверждаются государственными органами.
В состав экспертного совета включаются представители государственных органов, технических комитетов по стандартизации и других заинтересованных сторон.
Заседания экспертного совета имеют открытый характер, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственнойтайны доступ к информации должен быть ограничен.
5. Технические комитеты по стандартизации создаются в отраслях экономики по предложениям государственных органов и заинтересованных сторон для проведения работ по стандартизации на межотраслевом уровне. В состав технических комитетов по стандартизации включаются представители государственных органов и заинтересованных сторон.
Компетенции технических комитетов определена с учетом сложившейся международной практики. В их компетенции входят:
- подготовка предложений по определению основных направлений развития государственной системы технического регулирования по закрепленным объектам и направлениям деятельности;
- участие в разработке и экспертизе государственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации, международных, региональных, национальных стандартов и классификаторов технико-экономической информации иностранных государств и изменений к ним в установленном порядке (разработка стандартов, в т.ч. гармонизируемых с техническими регламентами);
- подготовка предложений к программам развития государственной системы технического регулирования по разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования и государственных стандартов.
С целью единообразного подхода к созданию и обеспечению объективности при разработке стандартов, порядок создания, работы, ликвидации технических комитетов по стандартизации устанавливается уполномоченным органом.
6. Органы по подтверждению соответствия - организации независимо от форм собственности, независимые от производителей (исполнителей) продукции, услуги, поставщиков и потребителей продукции, услуги, государственных органов, имеющие в штате экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия и лаборатории по закрепляемым направлениям деятельности, аккредитованные в порядке, установленном Правительством РК.
Любая организация, в том числе иностранная, претендующая на проведение работ в национальной системе подтверждения соответствия в качестве органа по подтверждению соответствия, может выполнять указанные работы при условии прохождения, ею аккредитации в порядке, утвержденном Правительством РК.
Орган по подтверждению соответствия может иметь или не иметь испытательную лабораторию в своем составе, но обязательно иметь в штате экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия.
Органы по подтверждению соответствия на условиях договора с заявителями в пределах области аккредитации осуществляют следующие функции:
- рассматривают заявки изготовителей (исполнителей), продавцов на проведение работ по обязательному подтверждению соответствия, идентифицируют продукцию, услугу, предоставленные для подтверждения соответствия;
- проводят работы по обязательному подтверждению соответствия;
- проводят по заявкам изготовителей (исполнителей) работы, необходимые для принятия декларации о соответствии;
- регистрируют декларации о соответствии;
- проводят согласно схеме подтверждения соответствия инспекционную проверку продукции, услуги, прошедших обязательное подтверждение соответствия, в случае выявления их несоответствия установленным требованиям приостанавливают или отменяют действие выданных сертификатов соответствия или действие регистрации декларации о соответствии в порядке, установленном уполномоченным органом;
- ведут реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
Органы по подтверждению соответствия вправе:
- проводить обязательное и добровольное подтверждение соответствия объектов в пределах области аккредитации по заявке изготовителя (исполнителя), продавца;
- привлекать для осуществления процедур подтверждения соответствия на условиях договора компетентные организации, экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, технических экспертов по видам продукции, услуги или деятельности;
- запрашивать от заявителя представления документов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия.
Органы по подтверждению соответствия обязаны:
- обеспечить заявителю беспрепятственный доступ к информации о правилах и условиях подтверждения соответствия;
- не допускать дискриминацию по отношению к заявителю;
- представлять сведения о выданных сертификатах соответствия, зарегистрированных декларациях о соответствии и об отказах в сертификации объектов в соответствии с правилами государственной системы технического регулирования в сфере подтверждения соответствия;
- обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческий интерес заявителя, независимо от страны происхождения продукции, услуги.
7. Лаборатории - организации и их структурные подразделения (филиалы, представительства) независимо от форм собственности, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Правоспособность лабораторий по проведению испытаний с целью подтверждения соответствия возникает в момент получения ими аттестата аккредитации и прекращается в связи с истечением срока действия, его отзывом, аннулированием и признанием недействительным в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Лаборатории на условиях договора с органами по подтверждению соответствия или другими заявителями:
- проводят испытания объектов для целей обязательного или добровольного подтверждения соответствия в пределах своей области аккредитации;
- обеспечивают достоверность результатов испытаний;
- оформляют и выдают результаты работ в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом;
- осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
8. Эксперты-аудиторы, непосредственно осуществляющие работы в областитехнического регулирования по подтверждению соответствия, стандартизации и аккредитации.
Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия участвуют в проведении работ по подтверждению соответствия определенных видов продукции, услуги в составе органа по подтверждению соответствия или на основании договора (контракта) с ним согласно нормативным правовым актам в области технического регулирования.
Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия не вправе выполнять работы по подтверждению соответствия конкретной продукции, услуги, если они представляют интересы заявителя или состоят в трудовых или иных договорных отношениях с ним.
Эксперты-аудиторы по стандартизации вправе участвовать в работах по международной и региональной стандартизации.
Эксперты-аудиторы по аккредитации участвуют в проведении работ по аккредитации органов по подтверждению соответствия и лабораторий в порядке, установленном Правительством РК.
Квалификационные требования, порядок подготовки и аттестации экспертов-аудиторов по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, выдачи, приостановки или аннулирования аттестата эксперта-аудитора устанавливаются уполномоченным органом.
9. Информационный центр, представляющий информацию относительно нормативных правовых актов и стандартов в соответствии с Соглашениями ВТО по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам.
Информационный центр создается и функционирует в порядке, установленном Правительством РК, для взаимодействия с Секретариатом Всемирной торговой организации, странами-членами Всемирной торговой организации, международными организациями с целью предоставления заинтересованным сторонам и иностранным государствам по их запросам копий документов и информации о (об):
- действующих или разрабатываемых нормативных правовых актах, в области технического регулирования, стандартах, изменениях к ним и процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги;
- членстве или участии РК в международных организациях и международных договорах по стандартизации, подтверждению соответствия, аккредитации двустороннего и многостороннего характера;
- источниках опубликования проектов разрабатываемых и принятых нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов или информации о них.
Информация размещается в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования в виде уведомления. Форма, порядок заполнения и представления уведомления определяются уполномоченным органом.
Доступность информационных правовых и нормативных документов, а также информация о них является одним из принципов системы технического регулирования.
Информационный центр создаетсяи функционирует в порядке, установленном Правительством РК.
10. Государственный фонд нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов формируемый с целью прослеживания и соответствия требований нормативных, правовых актов и стандартов своевременной актуализации документов.
Государственный фонд нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов - это совокупность специализированных фондов нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов и иных документов государственных органов, формируемых в пределах своей компетенции.
Формирование данного фонда необходимо для обеспечения прослеживаемости, актуализации, взаимосвязи и гармонизации требований, устанавливаемых в нормативных правовых актах в области технического регулирования, стандартах и иных нормативных документах.
Издание и обеспечение пользователей стандартами организаций входит в функции организаций, принявших эти стандарты.
Официальная информация о разрабатываемых и принятых нормативных правовых актах в области технического регулирования, государственных, национальных, международных, региональных стандартах и классификаторах технико-экономической информации, стандартах организаций и рекомендациях по стандартизации, а также указанные документы должны быть доступны для пользователей, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.
Издание и обеспечение пользователей стандартами и нормативными документами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогами и указателями стандартов и информацией о них осуществляются в порядке, установленном уполномоченным органом.
Информация о принятии каждого стандарта и иного нормативного документа по стандартизации и один их экземпляр направляются лицом, разработавшим документ, а уполномоченный орган для формирования единой справочно-библиографической базы данных.