Цели занятия:
1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять азимут по компасу.
2. Развивающая: Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3. Воспитательная: Развивать познавательный интерес, положительную мотивацию, внимательность, наблюдательность.
Ход занятия:
Эпиграф к занятию:
Стрелка компаса на север
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.
- Сформулируйте тему занятия.Определите цели, чему вы должны научиться.
- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?
Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.
-Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
-Что такое горизонт? (Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)
Отгадайте загадку:
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.
-Что называют линией горизонта?
(учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске)
Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
Между ними – промежуточные стороны. Назовите направления промежуточных сторон.?
Способы ориентирования
-Ориентироваться можно разными способами.
-Какие способы ориентирования вам известны?
-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.
-Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.
Ориентирование по Луне.
Ориентирование по местным приметам.
Ориентирование по звездам.
Ориентирование по деревьям
Ориентирование по Солнцу.
-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.
Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам (по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.
Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса.
При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.
Вспомните: Правила работы с компасом.
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад
Задание.
Определите, в какую сторону горизонта обращены окна вашей комнаты.
В каком направлении находится дверь? Ваш дом?
После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.
На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.
Азимут и его определение
-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.
Между севером и точкой
Отсчитай по солнцу градус-
Это азимут. Он точно
Курс тебе укажет сразу.
- Что же такое азимут? Прочитайте определение.
- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
Задание.
Нахождение азимута по плану.
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.
Ответь на вопросы:
1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?
2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?
З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
4. С какой стороны на деревьях растет мох?
5. С какой стороны муравьи строят муравейник?
б. В какой стороне восходит Солнце?
Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале занятия? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?
Тема: Масштаб
Цель: изучить способы изображения местности с помощью масштаба.
Задачи:
•· закрепить понятие «план местности» и знания о способах изображения объектов местности на плане;
•· сформировать понятие «масштаб», его виды;
•· научить учащихся пользоваться масштабом, изображать расстояние на местности в нужном масштабе
»
Ход занятия:
I. Организация учащихся
II. Вспомните способы изображения объектов местности на плане.
•1. Задание: Замените слова в приведенном рассказе условными знаками.
От пристани на реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3). Перешли его и пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7), мы свернули на просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру(9), берега которого местами оказались заболоченными(10). Вскоре мы подошли к дому лесника (11)- цели нашего пути.).