Тема: Ориентирование. Азимут.




Цели занятия:

1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять азимут по компасу.

2. Развивающая: Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.

3. Воспитательная: Развивать познавательный интерес, положительную мотивацию, внимательность, наблюдательность.

Ход занятия:

Эпиграф к занятию:

Стрелка компаса на север

Показала направленье.

И по плану ты проверил

Путь дальнейшего движенья.

- Сформулируйте тему занятия.Определите цели, чему вы должны научиться.

- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?

Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.

-Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.

-Что такое горизонт? (Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)

Отгадайте загадку:

Эта линия всё время

Между небом и землёй.

Хоть весь год к ней прошагаем,

А на месте мы с тобой.

-Что называют линией горизонта?

(учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске)

Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.

Между ними – промежуточные стороны. Назовите направления промежуточных сторон.?

Способы ориентирования

-Ориентироваться можно разными способами.

-Какие способы ориентирования вам известны?

-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.

-Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.

Ориентирование по Луне.

Ориентирование по местным приметам.

Ориентирование по звездам.

Ориентирование по деревьям

Ориентирование по Солнцу.

-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.

Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам (по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса.

При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.

Вспомните: Правила работы с компасом.

1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).

2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.

З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад

Задание.

Определите, в какую сторону горизонта обращены окна вашей комнаты.

В каком направлении находится дверь? Ваш дом?

После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.

На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.

Азимут и его определение

-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

Между севером и точкой

Отсчитай по солнцу градус-

Это азимут. Он точно

Курс тебе укажет сразу.

- Что же такое азимут? Прочитайте определение.

- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

Задание.

Нахождение азимута по плану.

1. Определить направление на север.

2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.

3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

Ответь на вопросы:

1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?

2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?

З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?

4. С какой стороны на деревьях растет мох?

5. С какой стороны муравьи строят муравейник?

б. В какой стороне восходит Солнце?

Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале занятия? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

 

Тема: Масштаб

Цель: изучить способы изображения местности с помощью масштаба.

Задачи:

•· закрепить понятие «план местности» и знания о способах изображения объектов местности на плане;

•· сформировать понятие «масштаб», его виды;

•· научить учащихся пользоваться масштабом, изображать расстояние на местности в нужном масштабе

»

Ход занятия:

I. Организация учащихся

II. Вспомните способы изображения объектов местности на плане.

•1. Задание: Замените слова в приведенном рассказе условными знаками.

От пристани на реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3). Перешли его и пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7), мы свернули на просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру(9), берега которого местами оказались заболоченными(10). Вскоре мы подошли к дому лесника (11)- цели нашего пути.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: