Плохому мы учимся быстро




(о «ценностях» Западной цивилизации)

 

Я раньше часто задавался вопросом: насколько мы, россияне отличаемся в своей порочности от так называемого цивилизованного Запада. И чем больше встречался с иностранцами (общественными деятелями, учеными, государственными и муниципальными служащими), тем больше сомневался в их непогрешимости и нашем большом отличии от них.

Помните, когда во времена перестройки нас уговаривали покончить с якобы пагубной советско-коммунистической идеологией, то все время ставили в пример европейские ценности, которые будто бы само собой формируются рыночными отношениями. Живут такие немцы, французы, англичане и «разные прочие шведы», у которых всё есть, полнейший достаток, и поэтому они даже и не думают воровать, посвящать свою жизнь наживе, что, естественно, требует где-то хитрить, обманывать и совершать другие грехи. Суды у них праведные, чиновники неподкупные, парламентарии только достойные уважения избирателей, бизнес прозрачный, выборы честные…, в общем, этакий «капиталистический коммунизм». Потом, когда поток «забугорной» информации прорвал наш «железный занавес», мы вдруг увидели сначала в кинофильмах, а затем и в информационно-аналитических программах, что на самом деле там всё не так уж красиво. А потом мы стали ездить туда в деловые командировки, на учебу, семинары, встречаться с общественными деятелями, учеными, чиновниками, депутатами и начали осознавать, что в кинофильмах и хрониках нам, оказывается, показывают правду. А может, все эти пороки там не так уж многочисленны и не проявляются с таким размахом, как у нас во всех сферах деятельности и на всех уровнях государства?

В начале 90-х, побывав за рубежом и проявляя при этом дотошность в стремлении познать правду об их обществе, я услышал однажды в очень откровенном разговоре, что все пороки у них развиты (если так уместно сказать) ещё сильнее, чем стране советской. Тогда мне рассказали, что в Европейских странах есть «придворные общественные объединения», которые часто создаются при явной поддержке чиновников и бизнеса в противовес по-настоящему оппозиционным общественным организациям и движениям. Именно эти «придворные» объединения являются обычно лидерами различных региональных и международных программ, проектов, благотворительных и иных фондов. Пообещали мне, что и нас они вовлекут в эти, как принято называть в России, «отмывочные» проекты и программы, на которых будут «кормиться» наши привластные «общественники» и их зарубежные «друзья». После этого мне, «Фоме не верующему», оставалось только искать подтверждения сказанному. И я постоянно находил эти подтверждения. Вот, несмотря на очень тяжелые времена, когда денег не хватало на самые жизненно важные нужды, российские города и регионы вдруг начали участвовать в различных международных программах, в том числе и экологических. Причем это участие требовало немалых затрат: на прием иностранных гостей, на проведение различных мероприятий (порой абсолютно непонятных), на загранкомандировки.… Тут же стали появляться многочисленные общественники, никому не известные досель и ранее не замеченные в стремлении к общественной деятельности по решению значимых проблем.

Как-то, в начале 2000-тысячных, в Международном Восточно-Европейском университете организовали встречу с представителями немецкой общественной экологической организации. Такие мероприятия бывали и раньше, но на них трудно попасть без приглашения чиновников. А приглашают, естественно, таких людей, у которых острых вопросов не возникает никогда. И вот я «пробрался» на встречу с немцами, воспользовавшись своим преподавательским статусом в этом вузе. Терпеливо пересидев привычные для таких тусовок разговоры, я, набравшись наглости, взял и спросил иностранцев «в лоб»: «Почему вы всё время участвуете в программах, инициированных нашими чиновниками, с которыми мы, настоящие общественные организации, боремся за реализацию тех задач, которые прописаны в этих программах? Вы же понимаете, что они (наши чиновники) никогда не будут добиваться нужного результата? Может, надо сотрудничать не с чиновниками, а с теми общественниками, которые действительно заинтересованы в достижении поставленных целей?» И в ответ я получил подтверждение всего услышанного раньше. Немецкие «общественники» откровенно признались, что они не могут сотрудничать с теми людьми, которые не имеют финансовых и административных возможностей, так как их общественная деятельность требует значительных затрат и какого-то поощрения. Стало быть, для них тоже важна кормушка, а не результат деятельности?!

Если приглядеться внимательно, то можно найти очень яркие примеры такого порочного сотрудничества на международном уровне. Одним из них является Проект Европейского регионального бюро Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровые города». Уже при первом знакомстве с его программными материалами возникают серьёзные сомнения о целесообразности участия в нем и уже тем более, если речь идет о весьма значительных затратах. Вот посудите сами, насколько вам ясны конечные цели этого проекта и его программ и, главное, попытайтесь представить реальные результаты этого грандиозного начинания.

Поскольку Ижевск стал участвовать в этом проекте со второй его стадии (с 1995 г.), то давайте обратимся к стратегической задаче, поставленной именно на этот период:

«Вторая стадия проекта (1993-1997 гг.) должна иметь более выраженную практическую направленность и характеризоваться повышенным акцентированием здоровой общественной политики и всеобъемлющего и всестороннего планирования городского здравоохранения».

Мне лично вообще трудно понять, о чем идет речь, но это было констатировано в качестве главного итога деятельности за указанный период. А теперь вспомните уровень нашего здравоохранения и состояния физической культуры и спорта в то время?!

Следующая 3-я стадия проекта (1998-2002 гг.) была призвана «сыграть ведущую роль в продолжении деятельности, направленной на укрепление городского – и тем самым всемирного – здравоохранения в духе новаторства устойчивым и непрерывным образом».

Ну что, ощутили этот результат?

А вот как после Джакартской конференции конкретизировали цели проекта, представив их в виде декларации об укреплении здоровья населения, выделив при этом пять приоритетных задач на 21-е столетие (!):

- Повышение социальной ответственности за здоровье;

- Повышение инвестиций на здравоохранительную деятельность;

- Усиление и расширение партнерских связей и объединений в интересах здоровья и его охраны;

- Повышение потенциальных возможностей общины, населения и обеспечение реальных возможностей и правомочий для каждого человека;

- Обеспечение необходимой для пропаганды и укрепления здоровья инфраструктуры.

Интересно, в чём результаты будем измерять? В количестве плакатов? Или в количестве загранкомандировок по части партнерских связей?

Нет, конечно, наверное, кое-что реализовано. Ну, например, трудно будет утверждать, что не выполнены вот такие задачи:

- Города должны располагать механизмами, обеспечивающими интегрированный подход к планированию здравоохранения, с установлением связей между их здравоохранительной политикой и другими ключевыми общегородскими стратегиями и их здравоохранительной стратегией и осуществляемой на базе города;

- Города должны претворять в жизнь стратегию связей, коммуникации, включающей широкий круг механизмов, с тем, чтобы стимулировать наглядность здравоохранительной проблематики и широкое обсуждение проблем общественного здравоохранения;

- Городам надлежит обеспечить участие своего мэра (или ведущего политического руководителя) в совещаниях мэров в начале стадии (1998 г.) и в середине (2000 г.);

- Реклама и продвижение здорового образа жизни.

Город Ижевск в разном статусе участвует в проекте с 1995 года. За это время проведено много всяких совещаний, конференций, семинаров, разработано несколько подпрограмм, в которых задействованы десятки людей, издано несколько буклетов, отчетных и других материалов. Десятки чиновников и «общественников» побывали в загранкомандировках, в том числе и длительных (до 1-2-х месяцев). В проекте предусмотрена и экологическая подпрограмма (по устойчивому развитию городов).

Однажды я побывал на заседании координационного комитета по реализации проекта, (2.07.1999 г.). Оно запомнилось очень характерной для таких форумов атмосферой, напоминающей пир во время чумы. Столько восторженных выступлений, отчетов о каких-то грандиозных достижениях, благодарственных речей зарубежных представителей проекта, вперемешку с откровенными глупостями и враньем. Слушать ораторов и смотреть весь этот «спектакль» было очень утомительно и грустно, особенно, зная, что на самом деле никаких результатов не только нет, но они и не предвидятся по объективным причинам. Тогда уже начинали изменять экологическое и градостроительное законодательство, ухудшая с каждой поправкой, с каждой новой редакцией законов условия для реализации прав граждан на благоприятную (здоровую) среду жизнедеятельности в городах. Органы государственного экологического и санитарного контроля уже подчинили исполнительной власти, в депутаты стали выбирать только руководителей предприятий и бизнесменов. Всё это было известно как нашим, так и иностранным руководителям и участникам проекта. Все уже понимали, что это напрасная трата огромных денег.

Потом я встретился с двумя бывшими коллегами по работе в Госкомитете по охране окружающей среды, которые побывали в длительных зарубежных командировках, и они подтвердили, что вся эта международная программа является всеми осознаваемой халтурой.

За 22 года реализации подпрограммы устойчивого развития города в рамках международного проекта «Здоровые города» в Ижевске уничтожены все реки и половина городских и пригородных зеленых зон. Город уплотнили высотной застройкой в некоторых местах так, что даже днем жильцам первых этажей близстоящих от высоток домов приходится включать электрический свет. Большую часть частного автотранспорта загнали в городские дворы, многие детские сады и школы также окружили машинами.

Сейчас нас уже не только не удивляет обилие всяких программ и проектов, результатов которых не видно, мы уже даже не обращаем внимания на то, что практически всё население страны вовлечено в эти, по сути, воровские механизмы, на которых наживаются чиновники и прислуживающие им «придворные общественники». Мы быстро учимся плохому у «цивилизованного» Запада. И, кажется, даже обгоняем их. Вот уже появились долговременные «отмывочные» (воровские) проекты, как например, «Формирование комфортной городской среды», в результате которого все старательно делают эту среду дискомфортной.

 

10.06.2018 г. Александр Тор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: