От духовного к религиозному: четыре экзистенциальных аспекта бытия




Бытие человека подобно острову в море неизведанного, непознаваемого, того, о чем человек мог бы сказать: «Я даже не знаю, что я этого не знаю». Откуда мы пришли, куда мы идем, для чего все это? «Великое море, в котором «поселилось» наше бытие, дает слишком мало ответов на все эти вопросы. И хотя мы стоим на обжитой безопасной почве серединной части острова, нам совершенно ясно, кто мы и где мы, стоит только приглядеться повнимательнее, обратить взгляд в сторону береговой линии острова, - и эта «ясность» может легко исчезнуть» [4, с. 16].

Если бы мы задались целью рассмотреть четыре аспекта человеческого бытия в мире [4]: отношения с миром, дающим ответ на вопрос «Могу ли я быть здесь?», отношения с жизнью, задающей вопрос: «Нравится ли мне жизнь?», отношения с собой с вопросом «Имею ли я право быть таким, на что я вообще имею право и чего хочу?», и, наконец, отношения с будущим, которые напрямую ставят вопрос: «Ради чего имеет смысл действовать?», если обратиться к различным сторонам жизни, мы можем проследить постепенное превращение духовного переживания в собственно религиозное. “Опыт предельных переживаний” в этих четырех аспектах жизни ведет к “пробуждению для экзистенции”, подобно тому, как это происходит с переживанием пограничных ситуаций, о которых говорит Ясперс. Кратко перечислим эти переживания, метафорически похожие на прогулки по береговой полосе различных сторон нашего острова экзистенции (мы рассмотрим попарно первый и четвертый, а затем второй и третий аспекты экзистенции):

Первый аспект бытия в мире связан с познанием и восприятием данностей бытия, он сопровождается чувством удивления, которое при достаточном опыте страдания и понимания способствует появлению фундаментального о доверия к миру. Прикасаясь к основе бытия, человек в самую трудную минуту своей жизни, ощущает поразительную вещь: у бытия есть основа, она, несмотря ни на что, все-таки обнаруживаются, и держит человека, когда рушатся привычные опоры, этот фундамент не дает ему провалиться в Ничто. Старые люди говорят: «Никогда так не было, чтоб никак не б ы ло». Базовое доверие к миру позволяет жить без страха, но «покупается» ценой большого опыта страдания.

Четвертый аспект близко соприкасается с опытом доверия к миру. Он связан с опытом обнаружения смысла. Он учит человека понимать контексты, в которых он оказался, ориентируясь на содержание ситуации и выполнять работу по обнаружению ее экзистенциального смысла [2]. В пределе эта привычка искать смысл приводит человека к вопросу об онтологическом смысле – к Богу, ибо только творец знает смысл собственного творения. Человеку постичь этот смысл невозможно, но можно прийти к вере в то, что он, превосходящий тебя Порядок, есть. Обретение веры - это глубочайшее переживание, «укорененности в бытии, защищенности, обеспеченности и мира» (это описание мы нашли у С.Франка, но и у А.Лэнгле оно звучит очень похоже).

Второй аспект бытия касается собственно жизни, понимаемой как смена событий и переживаний, как дыхание, пульсация, поток, как переменчивая и текучая стороны бытия. «Я живу – но нравится ли мне жить? Хорошо ли это – быть здесь? Не только нагрузки и страдания отнимают у нас радость существования. Нередко из-за рутины будней, невнимательного отношения к тому, как ты живешь, все вдруг становится скудным и пресным. Для того чтобы нам нравилось жить, вновь нужны три предпосылки: близость, время и отношения. Могу ли я устанавливать и поддерживать близость со всем, что меня окружает, – вещами, растениями, животными, людьми? Могу ли позволить другому человеку эмоционально приблизиться ко мне? Чему я уделяю время? Выделять время для кого-либо или чего-либо означает отдавать этому часть своей жизни. Есть ли у меня отношения, на которые я не жалею времени и, находясь в которых, чувствую близость? Если у меня отсутствуют близость, время и отношения, то возникает тоска, затем холодность, наконец, депрессия. Если же все это есть, я ощущаю движение вместе с миром и собой, в котором ощущается глубина жизни. Опыт такого рода образует фундаментальную ценность моего бытия в мире, глубочайшее чувство ценности жизни» [3, с.137]. И предельное переживание этого аспекта бытия – благодарность за жизнь и все хорошее, что она подарила. Пусть даже что-то уже утеряно, но оно продолжает жить в памяти сердца до моего последнего часа.

И, наконец, третий аспект – бытие собой, или Personsein - персональность человека. Не сам человек задумал и привел себя в этот мир. Здесь он дан себе и отвечает за себя, свою персональную глубину, за сущностное, за свою единичность, единственность. Кто я? В повседневной жизни путь на глубину начинается с готовности не бросать себя, не уходить в выученное, компульсивное, конформное, а оставаться внутренне присутствующим, то есть свободным, Такие опыты ведут к переживанию достоинства Person и благоговения перед персональностью Другого.

Так, фундаментальное доверие к миру, благодарность к жизни, вера в превосходящий тебя порядок и благоговения перед персональностью человека создают горизонт духовного переживания.

Вывод.

Школа, построенная на диалоге и уважении, дающая детям опыт самоотдачи и опыт переживания смысла, останется одним из самых мощных проводников духовности. А общество, построенное на уважении достоинства его граждан – это общество культурных людей. Мы можем сказать, что, в конечном счете, воспитание ребенка, так же, как исцеление в психотерапии, происходит из Духовного. Г.С.Померанц: «Когда я глубоко живу, я вижу общую почву, из которой растут все высокие религии, все религии, обращенные к целостной вечности. Я не боюсь брать из нескольких традиций сразу. Я принимаю помощь отовсюду, где нахожу ее. Я не участвую в споре, какая традиция лучше. И что выше: религия в рамках догмы, свободное от догм искусство, созерцание природы, любовь… Все может быть путем. И все пути в глубину сходятся» [5, c.28].

 

Литература

1. Кривцова С. Слушать и слышать// Жизненные навыки. Групповые психологические занятия в 5-6 классе/ Под. Ред. Кривцовой С.В., - М: Генезис, 2011.

2. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ - найти согласие с жизнью. – Московский психотерапевтический журнал, №1, 2001, с. 5-23.

3. Лэнгле А. Психотерапия: научный метод или духовная практика// Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. – М.: Генезис, 2005.

4. Лэнгле А. Дух и экзистенция: о духовном начале, имманентно присущем экзистенциальному анализу. – Экзстенциальный анализ, №3, 2011, с.11-23.

5. Померанц Г.С., Миркина З.А. В тени вавилонской башни. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

6. Франк С. Л. С нами Бог // Франк С. Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. С. 253-254.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

8. Щитцова Т.В. Momento nаsci: Сообществои генеративный опыт. Штудии по экзистенциальной антропологии. – Вильнюс: ЕГУ, Москва: ООО «Вариант», - 2006


[1] Кьеркегор активно критикует понятие «воспитание» как оно дано в философии Гегеля. Воспитание по Гегелю – это определение пути, на котором индивидуум может достичь ясного исторического самосознания, при этом под самосознанием имеется в виду понимание всеобщего как истины своего единичного бытия ( то жепонимание воспитания мы встречаем у Маркса и соответственно, в советской педагогике). Кьеркегор говорит о нем, как о воспитании по типу наставления. В основании наставления и настоящего воспитания лежит одна и та же задача экзистенциального преобразования адресата. Но «если понятие наставления получает содержательное наполнение в ориентации на что-то абсолютное (законы общества в марксистско-гегелевской картине бытия или богоотношение и вечное блаженство в христианской религиозности), то понятие воспитание непосредственно фиксирует аспект становления личностью, культивирования у другого способности быть собой» [8, с.160—161]. Подробнее, см. [1].

 

[2] Виктор Франкл (1905-1997), австрийский врач, психотерапевт, основатель логотерапии и экзистенциального анализа. Будучи венским евреем, два с половиной года провел в концлагерях, выжив, написал книгу: «Не смотря ни на что сказать жизни «Да»!» о своем опыте пребывания в концлагере. В послевоенные годы стал известен во сем мире благодаря этому труду и своим лекциями в защиту духа и человеческой персональности.

[3] Когнитивный диссонанс – термин из когнитивно—бихевиоральной теории мотивации Л.Фестингера: две взаимоисключающие правды выводят человека из спокойного состояния, чтобы восстановить равновесие, он развивает познавательную активность.

[4] Структура экзистенции в концепции А. Лэнгле представлена четырьмя экзистенциальными мотивациями, описывающими отношения с миром, с жизнью, с собой и с будущим (см. [2], [3], [4]).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: