АВТОРИТЕТ ТРЕНЕРА В КОМАНДЕ




 

Важнейший фактор психического развития личности профессионала - включение его в постоянное решение социокультурных проблем, которые сегодня затрагивают как общество в целом, так и каждую профессиональную сферу, каждого человека.

Одной из важнейших проблем, существующих сегодня в профессиональной деятельности, является рассогласование между характером отношения «человек – деятельность», который необходим для реализации процесса развития, а именно субьектно-личностного отношения, и характером отношения бессубъектного, который существует и воспроизводится сегодня в социальной практике.

Данное противоречие остро проявляет себя и в сфере спортивной деятельности. Анализ тренерской деятельности показывает, что для нее характерно рассогласование между двумя тенденциями (ориентациями):

1. репродуктивно-консервативными, авторитарными установками и стереотипами, характеризующими сознание тренера и ориентированными прежде всего на выполнение узкопрофессиональных спортивно-технических задач. Для их выполнения тренер используется в качестве основного средства, «материала», который оформляется в соответствии с профессиональной функцией, реализуемой им на своем рабочем месте. В этой ситуации тренер «прикрепляется» к существующим должностным функциям и живет по их законам. Личностно-профессиональная позиция тренера редуцируется до функционально-исполнительской. Этот тип отношений «человек – деятельность» называется бессубъектным;

2. ценностями педагогического гуманизма, творчества, профессионализма, где тренер выступает в качестве субъекта, ориентирующегося на создание новых форм общественной жизни.

Признание человека в качестве главной ценности дает возможность осуществлять профессиональную деятельность на принципиально иных основаниях, главный из которых - принцип творческого развития личности[12].

Успешное осуществление педагогом процесса личностного формирования его учеников на гуманистических началах возможно при наличии авторитета. Это важное и непременное условие. Авторитетность - существенная характеристика личности, которая складывается в системе межличностных отношений.

Феномен авторитета подвергался анализу в связи с рассмотрением феномена лидерства. Лидерство - явление, безусловно, близкое авторитету, но это не одно и то же. А.А. Ершов (1971) отмечает, что понятия «лидер» и «авторитет» перекрещиваются, но они не тождественны[13].

Подход к рассмотрению авторитета исключительно с точки зрения наличия или отсутствия тех или иных качеств индивида должен быть расценен как устаревший. С этим выводом А.В. Петровского (1987) нельзя не согласиться, потому что феномен авторитета не определяется только интраиндивидной атрибуцией личности[14]. В то же время нельзя не признать, что определенные интраиндивидные качества, реализация которых осуществляется в условиях совместной деятельности, либо благоприятствуют, либо затрудняют завоевание авторитетной позиции, оказываясь при этом не причиной, а лишь предпосылкой его становления.

В феномене авторитета воплощается диалектическое единство объективных и субъективных факторов. Для построения авторитетных отношений в диадах педагог - ученик важна экспертность учителя, т.е. учащиеся должны воспринимать его как опытного и знающего человека и на этом основании подчиняться ему. Педагог должен восприниматься как активный, деятельный человек. Причем активность проявляется не только в конкретных делах, но и в манерах, в речи, принятии ответственности. Следует отметить, что успех личности является одной из самых важных предпосылок ее влияния на других. Людям свойственно подражать тому, кто достиг успеха, а у подростков это качество выражено особенно. Поэтому учителю очень важно давать повод для оценки его деятельности как успешной, и сам он должен производить впечатление преуспевающей личности.

Способность добиваться успеха воспринимается как самостоятельное качество человека, не связанное с определенным видом его деятельности (Е.В. Егорова-Гантман, 1994)[15].

Успешность деятельности педагога во многом зависит от его профессиональной устойчивости. Процесс формирования профессиональной устойчивости по своей природе хаотичен. Для большинства преподавателей, тренеров этот процесс заканчивается по прошествии нескольких лет после окончания вуза, когда педагоги располагают уже значительным опытом и большим стажем работы по специальности. Однако достаточно и таких, которые не выдерживают возникающих трудностей и оставляют педагогическую деятельность, не реализовав себя в ней.

Еще в процессе обучения в вузе можно заложить предпосылки для достижения успеха в профессиональной деятельности не только в плане экспертности будущего специалиста, но и в плане его личностных качеств[16].

 


Заключение

 

Итак, основная задача тренера – учить любить трудиться. Лучшее для этого средство личный пример тренера. Замечено: у трудолюбивых наставников, как правило, лентяев не бывает. Порядок, раз и навсегда установленный в команде, поможет тренеру, опираясь на ведущих игроков удерживать высокий уровень дисциплины, трудовую и очень радостную атмосферу в команде.

Закон педагогики, сформулированный В. А. Сухомлинским гласит: «Источником детского желания трудиться является, прежде всего, желании узнать». В развитии этого желания все, почти все зависит от тренера. Он не только должен быть самым трудолюбивым в команде. Главное для тренера — уметь работать на игроков. Каждый день, каждую минуту обязан тренер давать юным хоккеистам новые знания, придумывать для них новые тренировочные упражнения, выдумывать подбадривающие слова.

В команде всегда должна царить жизнерадостная атмосфера кипучей, творческой деятельности ребят. И тренеру важно ее постоянно поддерживать, умело поднимать авторитет своих ближайших добровольных помощников, постоянно с ними советоваться, считаться с их мнением.

Создание коллектива с привлечением к этому делу фантазии и инициативы ребят сделает занятия творческими. И тогда даже на самых трудных, тяжелых тренировках непременно будут улыбки.

Дружный труд в коллективе поможет юным хоккеистам воспитывать в себе очень важные для жизни, для учебы качества - пытливость, самодисциплину, умение следить за собой. Забота о делах коллектива, о товарищах станет жизненной нормой юноши.

 


Список литературы

 

1. Андриади И.П. Детерминанты авторитета педагога // Теория и практика физической культуры. - № 9. – 1998. С. 36.

2. Базаревич С. Испытываю кайф от побед «молодежки» // ФиС. - № 5. – 2004. С. 15.

3. Буймен Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 268 с.

4. Васильков Г.А. От игр к спорту. – М.: Советский спорт, 1988. – 186с.

5. Верхлина Б., Верхлин В. Учитель, который приходит на помощь // Спорт в школе. - № 11. – 2004. С. 8.

6. Горбачева В.В. Методологические основания и социально-психологические механизмы самоопределения личности тренера // Теория и практика физической культуры. - № 5. – 1999. С. 28.

7. Ершов А.А. Лидер и авторитет группы: К постановке проблемы // Экспериментальная прикладная психология. - Л.: Наука, 1971. – 178 с.

8. Железняк М.Н. Спортивные игры. – М.: Советский спорт, 2001. – 352 с.

9. Имидж лидера / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. - М.: Знание, 1994. – 168 с.

10. Либо М. Команда без которой мне не жить // Персонал-Микс. - №3. – 2002. С. 26.

11. Лобановский В. Бесконечный матч. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 220 с.

12. Майоров Б.А. Хоккей для юношества. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 288 с.

13. Машинцева Е., Чеботарев Р. Тренер или учитель? // Спорт в школе. - № 7. – 2005. С. 14.

14. Петров К. Российский хоккей с мячом на современном этапе // ФиС. - № 7. – 2004. С. 21.

15. Портных Ю.И. Спортивные игры. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 448 с.

16. Психология развития личности / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. – 262 с.

17. Спасский О.Д. Хоккей. - М.: Физкультура и спорт, 2003. – 236 с.

18. Спортивные игры: Учебник // Под ред. В.Д. Ковалева. - М.: Просвещение, 1999. – 305 с.

19. Тарасов А.В. Хоккей без тайн. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 266с.


[1] Петров К. Российский хоккей с мячом на современном этапе // ФиС. - № 7. – 2004. С. 21.

[2] Машинцева Е., Чеботарев Р. Тренер или учитель? // Спорт в школе. - № 7. – 2005. С. 14.

[3] Лобановский В. Бесконечный матч. – М.: Физкультура и спорт, 1999. С. 90.

[4] Лобановский В. Бесконечный матч. – М.: Физкультура и спорт, 1999. С. 95.

[5] Лобановский В. Бесконечный матч. – М.: Физкультура и спорт, 1999. С. 116.

[6] Железняк М.Н. Спортивные игры. – М.: Советский спорт, 2001. С. 115.

[7] Железняк М.Н. Спортивные игры. – М.: Советский спорт, 2001. С. 121.

[8] Тарасов А.В. Хоккей без тайн. – М.: Молодая гвардия, 1988. С. 49.

[9] Тарасов А.В. Хоккей без тайн. – М.: Молодая гвардия, 1988. С. 54.

[10] Тарасов А.В. Хоккей без тайн. – М.: Молодая гвардия, 1988. С. 57.

[11] Машинцева Е., Чеботарев Р. Тренер или учитель? // Спорт в школе. - № 7. – 2005. С. 14.

[12] Горбачева В.В. Методологические основания и социально-психологические механизмы самоопределения личности тренера // Теория и практика физической культуры. - № 5. – 1999. С. 28.

[13] Ершов А.А. Лидер и авторитет группы: К постановке проблемы // Экспериментальная прикладная психология. - Л.: Наука, 1971. С. 74.

[14] Психология развития личности / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. С. 51.

[15] Имидж лидера / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. - М.: Знание, 1994. С. 77.

[16] Андриади И.П. Детерминанты авторитета педагога // Теория и практика физической культуры. - № 9. – 1998. С. 36.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: