Система российского законодательства о противодействии коррупции




Юридический факультет

Кафедра конституционного и муниципального права

Реферат

По антикоррупционному праву

на тему:

«Вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения в системе российского законодательства».

 

Выполнила:

студентка 3 курса д/о

группы 1117БО6

Кудрявцева Ольга Сергеевна

Проверил:

старший преподаватель

кафедры конституционного и

муниципального права

Григорьев А.А.

 

г. Нижний Новгород

2020 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1: Современное законодательство и политика Российской Федерации в области борьбы с коррупцией……………………………………...5

1.1 Система российского законодательства о противодействии коррупции…………………………………………………………………………...5

1.2 Основные направления государственной политики Российской Федерации в области борьбы с коррупцией……………………………………...9

Глава 2: Привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение правонарушений коррупционной направленности…………………………………………………………………….15

2.1 Особенности правового положения государственных служащих и антикоррупционные требования к его служебному поведению………………15

2.1 Дисциплинарная ответственность государственных служащих за совершение правонарушений коррупционной направленности………………26

Заключение………………………………………………………………..33

Библиография……………………………………………………………..35

 

 

Введение

Проблема борьбы с коррупцией является одной из самых острых проблем Российского государства и общества. Коррупция, несмотря на все принимаемые государством усилия, начинает приобретать характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Она угрожает стабильности и безопасности общества, нанося ощутимый урон его социально-экономическому и политическому развитию. Поэтому готовность к эффективной борьбе с ней рассматривается мировым сообществом в качестве важнейшего показателя цивилизованности государства, его приверженности демократическим ценностям.

Проблема усугубляется тем, что сейчас коррупция выходит за рамки национальных границ. Доходы от нее после "отмывания" включаются в национальные и международные финансовые потоки, подрывая государственные и международные основы власти и экономики.

В условиях сложных социально-экономических преобразований граждане крайне остро реагируют на коррупционные проявления и справедливо ожидают от власти конкретных шагов по их искоренению.

Готовность к эффективной борьбе с коррупцией является важнейшим показателем цивилизованности государства, его приверженности к демократическим принципам и ценностям.

Международным и национальным опытом доказано, что коррупции невозможно противостоять путем осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий на различных направлениях. Снизить ее уровень можно, лишь реализуя целостную систему последовательных мер на ключевых направлениях. Слишком взаимосвязаны многие проблемы. Нужен только комплексный подход в решении проблем, острота которых не спадает, а, напротив, в последнее время многократно возрастает.

Выработка целостной государственной стратегии противодействия коррупции и осуществление последовательной и скоординированной политики в этой сфере являются одними из насущных задач правовых преобразований на современном этапе. От их решения зависит реализация национальных интересов России практически во всех сферах общественных отношений.

Сегодня коррупция превратилась в одну из наиболее серьезных проблем, поэтому международное сообщество объединяет усилия в борьбе с этим явлением. В этих целях используется весь арсенал правовых средств, начиная с мер уголовно-правового и гражданско-правового характера и заканчивая специфическими методами налогового и финансового контроля.

В целом анализ ситуации с противодействием коррупции в стране позволяет сделать выводы о необходимости принятия первоочередных мер по совершенствованию государственной политики в этой сфере. Важнейшей составной частью антикоррупционной политики должно стать формирование эффективного антикоррупционного законодательства.

 

 

Глава 1. Современное законодательство и политика Российской Федерации в области борьбы с коррупцией

Система российского законодательства о противодействии коррупции

В Конституции РФ закреплены приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18), обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2), разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10)[1].

Указом Президента Российской Федерации от 4.04.1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» устанавливались определенные ограничения для государственных служащих, намечены некоторые организационные мероприятия. Этот Указ не решал существующую проблему, носил формальный характер, запреты чиновниками не исполнялись и откровенно игнорировались.

По инициативе Генеральной прокуратуры РФ и других заинтересованных ведомств в 1999 году был разработан проект федерального закона «Основы антикоррупционной политики», в котором сравнительно детально изложены основные принципы и механизм противодействия коррупции.

3 апреля 1999 года на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ был принят Модельный закон «О борьбе с коррупцией». Однако намерения создать реальные барьеры противодействия коррупции ограничились только декларациями. Проекты законов о борьбе с коррупцией увязли в коридорах власти и были отложены до лучших времен. Тем временем международный рейтинг России снизился до критических показателей. О коррупции в России стали говорить как о системном явлении. Хищения и казнокрадство стали угрожать национальной безопасности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.

Дальнейшее проведение экономических и политических реформ, имевших следствием рост корыстных преступлений, включая взятки, потребовало принятия кардинальных мер. В рамках антикоррупционной политики принят пакет законов и иных нормативных актов, направленных на комплексное противодействие коррупции в органах государственной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации. Законодательство о государственной службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих, условия и порядок их работы, обязанности и ответственность и т. п.

Основополагающим антикоррупционным актом стал Национальный план противодействия коррупции от 31 июля 2008 г. В этом документе было отмечено, что в коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему, серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Планом были предусмотрены меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, определены основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Фундамент антикоррупционного законодательства заложил Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[2], который впервые дал законодательное определение понятия коррупции, закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, пути минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Серьезным документом явился Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и соответствующие Указы № 558, 559, 560, 561, в которых детально регламентируется порядок представления сведений о доходах государственными служащими различных уровней и ведомств.

Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» и Указом Президента РФ 21 сентября 2009 № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» конкретизированы вопросы процедуры проверки сведений о доходах.

12 мая 2009 г. Указом Президента Российской Федерации № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в которой коррупция также названа одним из основных источников угроз национальной безопасности.

В пакете законодательных антикоррупционных актов следует также назвать:

1) Указ Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».

2) Указ Президента РФ от 10 марта 2009 № 261 о федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)».

3) Федеральный закон от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

4) Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

5) Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (с изменениями от 29 ноября 2007 г., 4 мая 2008 г.) и др.[3]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: