Педагогическая целесообразность ДОП (можно не писать).




Проектирование пояснительной записки к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей.

Пояснительная записка пишется в текстовой форме и содержит ряд основных характеристик программы необходимых для любой образовательной программы.

- Направленность программы

- Актуальность программы

- Отличительные особенности программы

- Адресат программы

- Объём и сроки реализации программы

- Цель и задачи программы

- Условия реализации программы

- Планируемые результаты

По желанию педагог может начать свою программу с Вступления.

Приблизительное содержание вступления:

- история происхождения данного вида творчества;

- определение и значение данного вида творчества;

- описание направлений (если есть).

Направленность и уровень освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ДОП)

Направленность: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.

Уровень освоения: общекультурный, базовый, углублённый.

Уровень необходимо обосновать согласно заявленной цели и требованиям к результативности освоения программы.

Требования к уровню освоения программы (Распоряжение Комитета по образованию № 617-р от 01.03.2017)

 

Уровень освоения Показатели Целеполагание Требования к результатам освоения программы
Срок реализации Максимальный объём программы (в год)
общекультурный 1 – 2 года До 144 ч. - Формирование и развитие творческих способностей детей, формирование общей культуры. - Удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. - Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. - Освоение прогнозируемых результатов программы. - Презентация результатов на уровне образовательной организации.
базовый 2 -3 года до 288ч. - Создание условий для личностного самоопределения и самореализации. - Обеспечение процесса социализации и адаптации к жизни в обществе. - Выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности. - Развитие у учащихся мотивации к творческой деятельности интереса к научной и научно-исследовательской деятельности. - Освоение прогнозируемых результатов программы. - Презентация результатов на уровне района, города. - Участи учащихся в районных и городских мероприятиях. - Наличие призёров и победителей в районных конкурсных мероприятиях.
углублённый от 3 лет до 432 ч. - Развитие у учащихся интереса к научной и научно-исследовательской деятельности. - Формирование личностных качеств и социально-значимых компетенций. - Создание условий для профессиональной ориентации. - Повышение конкурентоспособности выпускников на основе высокого уровня полученного образования. - Освоение прогнозируемых результатов программы. - Презентация результатов на уровне города. - Участи учащихся в городских и всероссийских мероприятиях. - Наличие призёров и победителей в городских конкурсных мероприятиях. - Наличие выпускников, продолживших обучение по профилю.

 

Пример: Программа «(название программы)» относится к социально-педагогической направленности. По уровню освоенияпрограмма является общекультурной.

 

 

Новизна ДОП (если есть).

- Наличие в программе современных идей, касающихся дополнительного образования детей вообще и отдельных компонентов процесса ДО, в частности (на уровне содержания, технологии и т.д.)

- Наличие степени новизны программного курса в системе ДО детей, в чем проявляется оригинальность и соответствие программы ДО.

 

Актуальность ДОП.

Отражение в программе важных существенных условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в настоящий момент.

Актуальность должна соответствовать государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.

 

Пример: Помимо своей эстетической направленности, (вид деятельности) способствует развитию _____________, формированию _________________, улучшению _______________________________________________________

4. Отличительные особенности (при наличии) - характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие

 

Педагогическая целесообразность ДОП (можно не писать).

(педагогическая целесообразность должна соответствовать цели и задачам данной ДОП, указать, что дает данный вид деятельности учащимся)

Пример: Данная образовательная программа позволяет не только развивать_____________, но также помогает учащимся ___________

(воспринимать, усваивать и т.д.)

6. Адресат программы - характеристика категории учащихся по программе.

7. Цель ДОП (цель и задачи в пояснительной записке описываются как общие ко всем годам обучения, так и отдельно к каждому году обучения)

Цель и задачи программы обучения должны отражать современные тенденции развития дополнительного образования.

Цель

Цель должна быть направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- профессиональное самоопределение учащихся;

- личностное развитие учащихся;

- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся;

- выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.

Примеры формулировок целей можно взять из методических комментарий.

Например:

- Формирование и развитие творческих способностей детей… (в соответствии с направлением творчества);

- Формирование общей культуры учащихся;

- Удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

- Социализация и личностный рост подростков посредством овладения знаниями, умениями и навыками музееведческой деятельности;

- Духовно-нравственное, творческое и физическое развитие учащихся посредством знакомства …………;

- Развитие инженерного мышления, конструкторских и изобретательских способностей ребёнка с помощью познания основ мира электроники, компьютерных технологий и ТРИЗ;

- Развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии;

- Развитие творческого потенциала подростков путём приобщения их к культуре современного танца через популяризацию хореографического творчества как альтернативного вида досуга;

- Раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой индивидуальности личности через обучение технологиям изготовления и дизайну одежды;

- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- Укрепление здоровья и организация свободного времени;

- Развитие у учащихся мотивации к творческой деятельности …;

- Формирование у учащихся интереса к научной и научно-исследовательской деятельности;

- Формирование личностных качеств и социально-значимых компетенций;

- Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков;

- Развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству через его увлечение краеведением, историей родного края;

- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка через увлечение его к прикладным видам творчества.

Цель должна соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности.

Достижение цели должно раскрываться через следующие группы задач – обучающие, развивающие и воспитательные.

Задачи

Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (познакомить, оказать, отработать, освоить, организовать и т. д.).

Задачи должны соответствовать поставленной цели.

Обучающие: «Что узнает?», «Какие представления получит?», «Чем овладеет, чему научится?»

Ключевые слова: познакомить, дать знания, научить, сформировать навыки, обучить навыкам и т.д

Развивающие: развитие творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств (указать на развитие каких ключевых компетентностей будет направлен образовательный процесс)

Воспитательные: формирование личностных качеств (ответственность,

здоровый образ жизни, самостоятельная организация,)

 

I. Обучающие: (что узнает воспитанник освоив программу)

Обучающие задачи могут начинаться со слов:

- способствовать овладению;

- обучить навыкам;

- сформировать навыки, мастерство;

- дать знания;

- познакомить;

- систематизировать знания, умения, навыки.

II. Развивающие:

- развить артистические, эмоциональные качества;

- развить различные способности;

- развить общую физическую подготовку;

- развить высшие психические функции коры головного мозга (внимание, наблюдение, воображение, память, мышление).

III. Воспитательные:

- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;

- сформировать гражданскую позицию, патриотизм;

- воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность, терпимость);

- приобщить к здоровому образу жизни;

- формировать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, чувство коллективизма, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности;

- совершенствовать навыки коммуникативной культуры, навыки работы в группе;

- способствовать формированию активной жизненной позиции, развитию навыков нравственного поведения и здорового образа жизни;

- воспитывать культуру межличностного общения, чувство гордости за свой коллектив, прививать навыки «отношений заботы».

8. Условия реализации программы:

- условия набора и формирования групп, возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения;

- количество детей в группе в соответствии с особенностями содержания программы; сроки и этапы (при наличии) реализации образовательной программы;

- формы и режим занятий;

 

Пример: «Дополнительная общеобразовательная программа предназначены для учащихся с ____ до ____ лет, которая рассчитана на ____ лет обучения. В группу I года обучения принимаются все желающие заниматься __________в творческом объединении детей. В группы II и III года обучения принимаются воспитанники, прошедшие предыдущее обучение.

Набор осуществляется __________________. Группы формируются_______

( количество лет должно совпадать с титульным листом)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: