Понятие языковой личности




Текст как знак смысла в континууме культуры

Основная функция культуры как посредника между человеком и окружающим миром состоит в отборе и структурировании информации о внешнем мире. Являясь генератором отраженной структуры внешнего мира, культура - «коллективный интеллект» общества -содержит в себе механизм, продуцирующий эту структуру, так как продуцирование возможно лишь тогда, когда система образована неоднородными элементами, находящимися в отношениях дополнительности друг к другу.

Прежде всего в культуре можно выделить широкие области или сферы культуры, соответствующие определенным потребностям, которые они удовлетворяют. Это экономика, институты, регулирующие совместную жизнь: право, государство, обычаи, знания и наука, идеология, искусство, религия и др. В качестве феноменов культуры могут выступать любые артефакты (от лат. artefactum) - искусственно создаваемые людьми предметы и явления, несущие, либо не несущие в себе смыслы, но всегда сообщающие некоторую информацию. Если, например, рассматривать язык как артефакт, то правомерно сказать, что через этот артефакт возможно осуществление коммуникации в тотальной системе культуры.

Коммуникативная природа текста

Вероятно, сложность такого феномена, как текст, заключается в том, что в нем осуществляется связь языка с различными аспектами деятельности человека. Так как всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает, наряду с физическим, и коммуникативный аспект. Сами же действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие иными людьми, называют коммуникативными.

Из этого положения следует, что центральной единицей языкового общения может быть признан вербальный (речевой) коммуникативный акт, воплощающий в себе относительно законченный акт адресного информационного обмена и входящий в состав некоторого акта совместной практической деятельности, включающей физическую, интеллектуальную, эмоциональную, бессознательную, а также невербальную семиотическую деятельность. Рассматривая коммуникативный акт как минимальную единицу, интегрирующую в себе соответствующие языковые элементы для процесса коммуникации, можно сказать, что коммуникация, являясь движением мысли, облачена в материальную форму - язык, который, будучи коммуникативным средством, выступает во всех видах языкового общения как единая система, составные части которой подчинены целям выражения мыслительных форм и категорий.

 

Относительно целостными проявлениями коммуникативной деятельности выступают речевые события, информационным «следом» которых является текст. Элементарное звено в построении речевого события - это речевое действие/речевой акт, информационным «следом» которого будет простое высказывание. Между речевым событием и речевым актом можно говорить о наличии хотя бы одного промежуточного уровня - последовательности (блоке) речевых актов, имеющей соответствие в последовательности (блоке) простых высказываний.

Акт коммуникации представляет собой, с одной стороны, выражение каких-либо мыслей с помощью языка, то есть порождение высказываний, а с другой -понимание мыслей, выраженных в языковой форме. Этнографическая модель речевой коммуникации - это «модель языка в действии, интерпретирующая речевое поведение говорящего (отправителя, адресанта) и слушающего (получателя, адресата) как функции различных детерминантов социокультурной ситуации» Коммуникация представляет собой двухступенчатый процесс, на первой ступени которого говорящий воспринимает стимулы окружающей среды, оценивает их и отбирает на основе своего социокультурного опыта; на второй - ориентируется на коммуникативные нормы для конкретной ситуации, которая и обусловливает выбор коммуникативных ресурсов. При этом культура рассматривается как своеобразная матрица речи и речевой деятельности.

Словотворчество, как феномен языковой личности.

Понятие языковой личности

Никто не будет спорить с утверждением о том, что речь образованного человека должна быть выше простого умения объясняться в быту. Овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, причем настолько, что способен порой определить жизнь и судьбу человека

Что хочет и должен уметь человек как существо, обладающее языком?

Он хочет не испытывать затруднений в том, что сказать, когда ему это необходимо. Говорящий стремится к тому, чтобы то, как он говорит, способствовало тому, зачем говорит с целью расположить слушателей в его пользу.

Базовым компонентом термина языковая личность является понятие личность. Личностью можно назвать не всякого человека, а такого, который обладает собственным мировоззрением, богатым внутренним миром. Это человек, стремящийся к жизненному самоопределению, достижению гармонии с окружающей действительностью с позиций собственных идеалов и принципов. Еще одним важным условием успешного формирования личности является готовность человека к восприятию знаний, готовность к саморазвитию, самообразованию.

 

Ю. Н. Караулов, пишет: «Под языковой личностью я понимаю совокупность способностей и характеристики человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью. В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов».

Для становления личности существенны три фактора: природные, социальные и личностные. Применительно к языковой личности эти факторы могут быть детализированы, уточнены.

Понятие языковой личности в современном языкознании рассматривается как многослойный и многокомпонентный комплекс языковых способностей:

• знание грамматической системы языка;

• наличие богатого лексического запаса и способность выбора нужного слова в момент речи;

• наличие упорядоченной системы понятий (терминов) и навык их использования;

• автоматический навык использования сложных синтаксических конструкций, навык развертывания, конструирования текста, а также сжатие, свертывание текста до «проблемы» (продуцирование текста);

• умение использовать языковые средства в соответствии с условиями общения (эффективность речи);

 

Формирование языковой личности включает в себя три этапа.

На первом этапе – нулевом – человек овладевает отдельными словами, стереотипными фразами. Находясь на данном уровне развития говорящий способен общаться на обиходно-бытовом уровне, пользуясь частотной лексикой и фразами вроде купить хлеба, ехать на троллейбусе, выучить уроки. Важным элементом нулевого уровня является готовность говорящего к дальнейшему развитию языковых умений.

Второй этап, который Ю. Н. Караулов называет первым уровнем в формировании языковой личности, представляет собой основной, наиболее важный период развития языковой личности. В это время говорящий не просто приобретает сложный комплекс вербальных умений и навыков, таких как дать определение используемому понятию; отыскивать, усваивать и перерабатывать необходимую информацию; разворачивать аргументацию в пользу собственного суждения. В это время наблюдается деятельность, связанная с индивидуальным выбором, личностным предпочтением одного понятия другому. Владение упорядоченной системой терминов означает высокий уровень развития абстрактного мышления, предполагающий оперирование сложными понятиями, категориями. Языковая личность начинается там, где человек может проявить себя в словотворчестве, оригинальности ассоциаций, нестандартности словосочетаний.

Третий этап означает второй и высший уровень развития языковой личности. Это человек, не просто владеющий необходимыми языковыми навыками, но такой говорящий, который учитывает в общении фактор адресата (осведомленность о характере собеседника), он способен оказать необходимое воздействие на реципиента, непринужденно говорит перед аудиторией самого сложного характера, использует в речи средства различных функциональных стилей, подстилей, оперирует средствами художественного текста, материалами духовной культуры.

 

Языковая личность детей дошкольного возраста, природа творческой деятельности ребенка

И еще одно важное достижение в развитии речи детей данного возраста — это словотворчество.

Развитие речи проходит три этапа.

1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения.

Детское словотворчество

Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаро-нился», «глазки выньми», «журчей»… Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а вот вытонула». Замечательный мастер слова пишет, что только глухонемой не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов. Притонуть — не то что утонуть, это утонуть на время, чтобы в конце концов вынырнуть. К. И. Чуковский объясняет такое детское творчество копированием речи взрослого. Но ребенок обращается со словами по-своему. «Сам того не подозревая, он (ребенок) направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогии усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой трудной повседневной работе».

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране, так и за границей. Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: