Занятие №3.4 «Костромская гончарная утварь. Опарница. Лепка спирально-жгутовым способом».




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» городского округа город Мантурово

Объединение декоративно-прикладного искусства «Нериаж»

Занятие №3.4 «Костромская гончарная утварь. Опарница. Лепка спирально-жгутовым способом».

Теоретическавя часть по изготовлению ручки:

Закончив обточку опарницы перейдём к созданию ручек к данному виду утвари.

Изготовляться данная часть сосуда может различными способами.

Общее требование — они должны соответствовать изделию по форме и функции. Крепление к изделию в твёрдом состоянии. Такое состояние как раз и присуще нашему сосуду. И так приступим.

Парактическая часть:

Метод 1 — изготовление из глиняного цилиндра.

  • На верхней части выкрученного цилиндра проведём разметку для линии среза.
  • Гончарной струной (леска, нитка) произведём обрез.
  • Оставим ручку для подсыхания (вполне достаточно часа).

 

Метод 2 — техника вытягивания.

  • Подготовить глиняный шарик и держать его левой рукой.
  • Увлажним правую руку и поместим её на верхушку глиняного шарика.
  • Вытягиваем шарик книзу, делая кольцо меньше по мере опускания руки.
  • Выравниваем, сгибаем в форме ручки и даём затвердеть.

 

- В ручку можно поместить арматуру(проволоку, пластиковую трубочку) предварительно обмотав её полиэтиленом. Углубим арматуру в канавку толщиной чуть больше арматуры, процарапанную по линии длины ручки.

- Намечаем на плечиках опарницы линию крепления.

- В точках присоединения каждой ручки провинчиваем (кончиком ножа, стеком) отверстия.

- Концы ручек заострим.

- Помещаем в образовавшиеся гнёзда края ручки и примазываем глиняным жгутом или же просто шликером.

- разглаживаем поверхность.

Теоретическая часть по выбору орнамента:

Как и любая форма, орнамент имеет и временный, и национальный характер, точно так же он имеет своё начало и развивается. В первую очередь он подражает природе, где можно увидеть различные узоры в форме листьев, в следах на снегу. На орнамент могут быть похожи даже следы жука-короеда на стволе высохшго и сбросившего кору дерева.

До нашей эры узор представлял собой горизонтальные и вертикальные проточки со скромными штрихами, похожие порой на голые ветки деревьев.

Нам нужно знать основные виды орнаментов, используемых в керамике и не нарушать без необходимости национальных традиций.

Вообще, понятие «орнамент» довольно позднее. Украшение древних сосудов носило символический смысл, а знаки на археологических сосудах наносились хаотично и служили только оберегами. В какой-то более поздний период они превратились в орнамент, то есть попали под влияние ритма.

Располагается на тулове -всеми своими мотивами как бы опоясывает центр художественного изделия - концентрический, на плечиках, на шейке.

Состоит из:

Точка — малозаметна сама по себе, но повторяясь с равными промежутками создаёт декоративный эффект. Она символ начала, не зря существует выражение «точка отсчёта».

Линия (лента) — олицетворяет собой движение.

Зигзаг (ломаная линия) — служит знаком воды.

Квадрат — символ устойчивости и силы. Ромб, треугольник.

Синусоида — волнообразная линия. Спираль — символ творчества, развития жизни во вселенной.

Круг, полукруг — занимает особое место среди составляющих орнамента.

Кроме вышеперечисленных,существуют и другие элементы, относящиеся к геометрическим, это шнур, двойной зубчатый орнамент и другие.

 

 

 

Про орнаменты можно писать и говорить очень много, при необходимости дополнительно можно подчерпнуть сведения из других источников, что и было рекомендовано на предыдущем занятии.

Многие обыденные русские сосуды долгое время украшались очень просто, что попытаемся сделать и мы. Качество глины нашей опарницы (очень много мелких посторонних примесей, которые очень сложно удалить вручную), не позволят, я думаю создать орнамент на сосуде с чёткими гранями. Попадающие под рабочую часть инструмента мелкие камушки прерывают линию узора, делают её «рваной», приходится их постоянно извлекать, что отнюдь не ведёт к качественному результату. Если глина под вашими руками тощая и созданные рельефные углубления выглядят неряшливо и не эстетично, можно отменить гравировку, и расписать сосуд после высыхания красящими составами.

На заметку!

Свежевыкрученный сосуд больше всего боится сквозняков. Изделие должно сохнуть при комнатной температуре, достаточно медленно, чтобы не возникло напряжений внутри глины между уже высохшими и давшими усадку наиболее тонкими деталями и ещё влажными.

Тонкие элементы обмотать полиэтиленом, открыть позже, когда задубеет тулово. Используем опыт печорских мастеров: чтобы при сушке не трескались донышки сосудов малого диаметра. Они на первое время сушки обматывают низ сосуда чуть влажной тряпкой или газетой. Чтобы при сушке не треснуло днище у блюда большого диаметра, нужно обмотать влажной тряпкой края блюда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: