Психолингвистика развития




Глава 5. Основные разделы психолингвистики.

Разделы психолингвистики по А.А.Леонтьеву.

 

1.Внутренняя структура психолингвистики. 1.1Теоретическая психолингвистика:

а)рефлексивная психолингвистика или «психолингвистика психолингвистики»

б)психолингвистика развития

в)этнопсихолингвистика

г)психолингвистика художественной речи

2.1Прикладная психолингвистика.

Внутренняя структура психолингвистики

 

1.1Теоретическая психолингвистика. Теоретическая психолингвистика - это анализ внутренней организации речевых действий и их обусловленность языковой способностью человека. Но психолингвистика как особая наука возникла не поэтому, а благодаря решениям практических задач. «…исторически сложившаяся система психолингвистических исследований не ограничивается тем или иным подходом к этим проблемам» [8. С. 98].

А.А. Леонтьев разграничивает такие области психолингвистических исследований, которые ориентированы в первую очередь на моделирование речевой деятельности и речевого общения, и такие области, которые ориентированы в основном на моделирование языковой способности и лишь вторично - на речевую деятельность. Исследователь отмечает, что в рамках отечественной психолингвистики есть по крайней мере два направления теоретических и экспериментальных исследований, сосредоточенных в основном на моделировании языковой способности. Это так называемая психосемантика, представленная в работах Е. Ю. Артемьевой, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелева и многих других и направление исследований внутреннего лексикона, возглавляемое А. А. Залевской. Первый подход тяготеет к коммуникативной проблематике, второй - к когнитивной. При этом «когнитивная психолингвистика шире, чем только моделирование языковой способности» [8. С. 98].

В теоретической психолингвистике А.А. Леонтьев выделяет еще несколько направлений, сосредоточенных на теоретическом и экспериментальном исследовании специфических проблем психолингвистики, требующих учета таких факторов речевой деятельности и формирования языковой способности, которые в традиционной психолингвистике не исследуются или исследуются недостаточно:

 

1) рефлексивная психолингвистика или «психолингвистика психолингвистики»

2) психолингвистика развития

3) этнопсихолингвистика

4) психолингвистика художественной речи

 

 

Рефлексивная психолингвистика «направлена на моделирование не спонтанных речевых процессов, а таких, которые осуществляются с участием сознания» [8. С. 99]. «…это психолингвистика осознанной или сознательно контролируемой речи» [8. С. 99].

Психолингвистика развития моделирует «процессы формирования языковой способности и особенности речевой деятельности в онтогенетическом развитии человека» [8. С. 100]. Обычно она отождествляется с психолингвистическими исследованиями детской речи, но ими отнюдь не исчерпывается, указывает А.А.Леонтьев.

Этнопсихолингвистика – это «круг психолингвистических исследований, сосредоточенных на выявлении конкретно-языковой и национально-культурной вариантности языковой способности и речевой деятельности» [8. С. 100].

Психолингвистика художественной, в особенности поэтической (стихотворной) речи как направление только складывается.

Рассмотрим их подробнее.

Рефлексивная психолингвистика («психолингвистика психолингвистики»)

 

Рефлексивная психолингвистика: «парадокс отсутствия». Рефлексия говорящего над речью, ее осознание и контроль над ее порождением, занимает в речевых процессах огромное место, пишет А.А.Леонтьев. «…она важна для психолингвистики, так как подавляющее большинство психолингвистических методик имеет рефлексивный характер, т.е. связана с некоторыми суждениями испытуемых о своей речи или о языке» [8. С. 101]. Однако результаты, полученные при помощи таких методик, как правило, просто переносятся на спонтанную речь и речевосприятие без какого бы то ни было специального анализа. Но вопросы, связанные с рефлексией говорящего над речью, оказались вне основного потока развития психолингвистики. «В ней до сих пор нет разработанной теории контролируемой и осознаваемой речи, хотя создание такой теории имело бы огромное значение для совершенствования обучения чтению и письму, родному и иностранному языку» [8. С. 102]. Это является существенным недостатком.

 

Психолингвистика развития

 

Теория врожденных знаний. Она была наиболее четко сформулирована, американским лингвистом, политическим публицистом, философом и теоретиком Н. Хомским, а именно в его знаменитой рецензии на книгу Б. Скиннера «Verbal Behavior» (1959). Позже ту же теорию можно найти в его книге «Аспекты теории синтаксиса» и в известной книге Дж. Каца «Философия языка», где «врожденным идеям» посвящена целая глава, указывает А.А.Леонтьев.

Основная мысль этой теории сводится к тому, что «устройство, обеспечивающее усвоение языка, содержит в качестве врожденной структуры все принципы, установленные внутри теории языка» a именно: лингвистические универсалии, форму фонологического, синтаксического и семантического компонентов лингвистического описания и т.д» [8. С. 113]. Универсалии делятся на формальные (универсальные отношения) и субстанциальные.

«Согласно концепции «врожденных знаний», ребенок формулирует гипотезы относительно правил лингвистического описания языка, которому принадлежат слышимые им предложения («первичные лингвистические данные»)» [8. С. 113]. Далее на основе этих гипотез он предсказывает лингвистическую структуру будущих предложений, сравнивает эти предсказания с реально появляющимися предложениями, отказывается от гипотез, не оправдавших себя, и развивает те, которые оказались приемлемыми, пишет А.А.Леонтьев.

Этнопсихолингвистика

 

«Относясь к духовной культуре, язык не может её не отражать и тем самым не может не влиять на понимание мира носителями языка» [7. С.8]. Согласно гипотезе лингвистической относительности Л. Уорфа и Э. Сепира, структура национального языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Национально-культурная специфика речевого общения фрагментарно изучается разными науками, занимающимися общением. Так, А.А.Леонтьев указывает, что внутри «классической» лингвистики изучаются национальные особенности построения текстов; все больше внимания уделяется речевому этикету; довольно часты работы по сопоставительной стилистике и социолингвистике - табу, условным и тайным языкам и пр. Но систематического изучения национально-культурных особенностей общения в разных культурах, к сожалению, не производится. Несколько более распространены исследования этого направления в рамках семиотики. Есть важные работы сопоставительного плана по проксемике - области теории общения, занимающейся использованием пространства в общении, и жестикуляции. Есть исследования культурной специфики традиционных образов и сравнений, символического использования цветообозначений, собственных имен и т.д. «Однако они, как правило, феноменологичны и не претендуют на вскрытие реальных механизмов вариативности в общении» [8. С. 125].

По мнению А.А.Леонтьева, в собственно психолингвистике национально-культурная вариативность исследовалась также явно недостаточно. Единственной ее областью, где проводились систематические межкультурные исследования, была и остается психолингвистика развития (психолингвистика детской речи).

Отметим, что общая психология интересуется национально-культурными особенностями коммуникации в двух основных аспектах:

1) соотношение языка, мышления, восприятия, памяти, общения и место языка (и речи) в разных видах человеческой деятельности.

2) процессы и средства коммуникации (общения), рассматриваемые под психологическим углом зрения. «В частности, в межкультурном плане хорошо изучено выражение эмоций в мимике» [8. С. 125].

В рамках Московской психолингвистической школы этнопсихолингвистические исследования начались в 1970-х гг. Этнопсихолингвистика – это «область психолингвистики, изучающая национально-культурную вариантность (т.е. действие перечисленных факторов) в:

а) речевых операциях, речевых действиях и целостных актах речевой деятельности;

б) языковом сознании, т.е. когнитивном использовании языка и функционально эквивалентных ему других знаковых систем;

в) организации (внешней и внутренней) процессов речевого общения» [8. С. 127].

Психопоэтика.

 

Термин «психопоэтика» в последние годы употребляется в различных, не вполне совпадающих значениях: обычно имеется в виду раздел психологии литературного творчества или психологии восприятия художественной литературы, связанный с психологической интерпретацией композиции, сюжета, образа автора и т.д. А.А. Леонтьев так понимает психопоэтику: «мы понимаем под психопоэтикой психолингвистику не всякой художественной речи, а только стихотворной. Иначе говоря, в нашем понимании психопоэтика занимается психолингвистическими особенностями стиха» [8. С.100].

1.2Прикладная психолингвистика.

Главной прикладной областью психолингвистики является, по мнению А.А.Леонтьева, обучение языку в широком смысле (овладение вторым языком в условиях языковой среды, т.е. в условиях билингвизма или диглоссии; «институциональное» обучение иностранному языку, например, в школе; так называемое «обучение родному языку» носителей этого языка).

«Вторая по значимости сфера приложения психолингвистики связана с патологией (в широком смысле), а именно с коррекционной педагогикой (например, с проблемами лечения заикания), патопсихологией и психиатрией, афазиологией» [8. С. 101].

Психолингвистика находит свое применение также в инженерной, космической, военной психологии. Так, в 1960-1970-х гг. резко возрос интерес к психолингвистике среди специалистов по судебной психологии и криминалистике. Сформировался даже особый вид экспертизы – судебно-психолингвистическая экспертиза.

По мнению А.А. Леонтьева, «особую, крайне интересную сферу приложения психолингвистики составляют вопросы политической психологии, пропаганды и вообще речевого воздействия, деятельности средств массовой информации, рекламы» [8. С. 101]. Совершенно особая сфера, пишет А.Леонтьев, «например, - это приложение психолингвистики к проблеме искусственного интеллекта, машинного перевода, созданию информационно-поисковых систем и другим практическим задачам, предполагающим опору на компьютер. Другая сфера – это проблемы шифровки и дешифровки текстов» [8. С. 101].

Важность прикладной психолингвитики отмечает и В.П. Белянин в работе «Психолингвистика». В последнее время, данные, полученные в парадигме психолингвистики, находят всё более широкое практическое применение. «Психолингвистика используется в судебной психологии для определения правдивости высказываний и для идентификации личностных особенностей и пола автора анонимного текста. Большую роль психолингвистика играет при построении систем автоматического распознавания текста и голоса, а также для создания систем искусственного интеллекта» [7. С.15]. По мнению исследователя, прикладная психолингвистика может внести свой вклад в обеспечение лингвистической безопасности и предоставить тому, кто её освоил, средства для защиты от нежелательного воздействия.

 

Патопсихолингвистика.

 

Несколько обособленно скажем пару слов о патопсихолингвистике. «Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности» [7. С. 102].

По А.А.Леонтьеву, патология речи – это «нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, причем такое нарушение, которое воспринимается обществом (социальной группой) и самим человеком как отступление от социальной нормы» [8. С. 143].

 

К речевой патологии относятся:

1)нарушения процессов, обусловленных действием высших психических функций

2)речевые нарушения, вызванные локальными поражениями мозга

3)речевые нарушения, связанные с дисфункцией сенсорных систем (например, речь слепых, глухих и глухонемых)

4)нарушения, связанные с умственной отсталостью

5)нарушения речи, связанные с затруднениями в реализации моторной программы, например, заикание.

При этом важно, что патологию речи следует противопоставлять остальным отклонениям от норм речевого употребления типа оговорок, перестановок элементов слов, смешений, ошибочных употреблений слов (парафазий), хезитаций и пр. как нарушения глобальные, повсеместные, регулярные - нарушениям контекстным, ситуативным, спорадическим, отмечает А.А.Леонтьев.

 

Разделы психолингвистики по В.П.Глухову.

 

Глухов В.П. выделяет такие же области психолингвистики как и А.А.Леонтьев. Говоря о разделах психолингвистики, указывает, что в современной психолингвистике можно выделить две основные области психолингвистических исследований. «Одна из них ориентирована на моделирование речевой деятельности и речевого общения, вторая — прежде всего на моделирование языковой способности и лишь вторично — на речевую деятельность» [13. С.36].

В рамках второй области, указывает исследователь, в психолингвистике в свою очередь выделяются два направления теоретических и экспериментальных исследований:

1) психосемантика (В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев и другие).

2)исследование внутреннего лексикона человека как субъекта речевой деятельности (А. А. Залевская и др.).

Первый подход связан с исследованием различных аспектов коммуникативной деятельности человека, второй — опирается на изучение когнитивной (познавательной) деятельности.

О психосемантике он говорит следующее. «Большое место в психолингвистических исследованиях занимает проблема семантики слова. Психосемантика, как особая область психолингвистики, изучает проблему происхождения, строения и функционирования индивидуальной системы знаний, опосредованной знаками языка» [13. С. 36].

Так, В. Глухов тоже выделяет теоретическую и прикладную психолингвистику.

В теоретической психолингвистике, пишет В.П. Глухов, к концу XX столетия практически сложилось еще несколько направлений, сосредоточенных на теоретическом и экспериментальном исследовании специфических проблем речевой деятельности (об этом же говорит и А.А.Леонтьев).

К ним относится, во-первых, рефлексивная психолингвистика, или «психолингвистика психолингвистики». «Она направлена на моделирование не спонтанных речевых процессов, а тех процессов, которые осуществляются в форме сознательной интеллектуальной деятельности. Другими словами, это «психолингвистика осознанной или сознательно контролируемой речи» [13. С. 36]. Данная проблема получила наиболее полное рассмотрение в трудах представителей Московской психолингвистической школы. «У истоков этих исследований стояли А. Н. Леонтьев с его концепцией уровней осознания деятельности, П. Я. Гальперин — с теорией управления усвоением умственных действий и, что особенно важно, Л. С. Выготский, который, собственно, и должен считаться основателем рефлексивной психолингвистики» [13. С. 36].

«К новым направлениям относится и психолингвистика развития, моделирующая процессы формирования языковой способности и особенности речевой деятельности в онтогенетическом развитии человека» [13. С.37].

В.Глухов говорит и про этнопсихолингвистику. «Специальная область психолингвистических исследований, сосредоточенных на выявлении конкретно-языковой и национально-культурной вариантности языковой способности и речевой деятельности человека, носит название этнопсихолингвистика».

Свою специфику имеет психолингвистика художественной, в особенности поэтической (стихотворной) речи. Это направление психолингвистики (т. н. психопоэтика) еще только складывается, отмечает исследователь.

К теоретической психолингвистике примыкают некоторые недавно оформившиеся направления психологии человека и психологии речи. «Сюда относится теория речевой коммуникации, наиболее полно представленная в трудах Е. Ф. Тарасова, и семиосоциопсихология, пропагандистом которой в отечественной психолингвистике является Т. М. Дридзе. К этому же кругу исследований относятся психолингвистические исследования проблемы языковой нормы и культуры речи » [13. С.37].

В последнее время данные, полученные в психолингвистических (теоретических и экспериментальных) исследованиях, находят все более широкое практическое применение. Так, начиная с 70-х гг. прошедшего столетия прикладная психолингвистика находит свое применение также в инженерной, космической, военной психологии.

Главной прикладной областью психолингвистики является обучение языку в широком смысле. (Обучение родному языку носителей этого языка, обучение иностранному языку в школе и вузе, овладение вторым языком в условиях языковой среды и др.)

Не менее важная по значимости сфера приложения психолингвистики связана с проблемой патологии развития (в широком смысле) и, следовательно, с коррекционной педагогикой и психологией, с афазиологией, патопсихологией и психиатрией.

 

Глава 5. Вклад ученых в развитие психолингвистики.

 

В этой главе кратко охарактеризуем наиболее видных представителей как зарубежной, так и отечественной психолингвистики, а в главе 6 перейдем более конкретно к важнейшим представителям именно отечественной психолингвистики.

Скажем несколько слов о предшествовавшим появлению психолингвистики и в известной мере обусловившим это появление психологическим идеям конца XIX - первой половины XX века. Их краткую характеристику мы начнем с так называемой «гештальт-психологии» (Gestalt - от нем. «образ»), представленной такими громкими именами, как М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, в известной мере К. Бюлер и К. Левин. «Гештальтисты разделяли мир переживаний и физический мир, лежащий «за» переживаниями. Мир переживаний они в свою очередь рассматривали с двух точек зрения: как физиологическую реальность (мозговые процессы) и как психическую (феноменальную) реальность сознания. Сознание понималось как динамическое целое, «поле», единицей анализа которого и считался «гештальт» - целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих ее ощущений» [8. С.19].

«Второе важное направление в мировой психологии в начале XX века связано с так называемой бихевиористской («поведенческой») психологией. Ее виднейшие представители на раннем ее этапе - Дж. Уотсон и Э. Торндайк» [8. С.20]. Бихевиористская психология признает только объективные методы исследования психики, включает психику в общий контекст жизнедеятельности человека и считает ее обусловленной внешними воздействиями и физиологическими особенностями организма. «Провозгласив объективность методов психологии, бихевиористы заявили, что если что-то в психике не поддается непосредственному наблюдению и измерению, то этого «что-то» вообще не существует» [8. С.20]. Отказавшись от дуализма и считая психику продуктом внешних воздействий, бихевиористы понимают эти воздействия исключительно как стимулы, извне воздействующие на организм, а содержание психики человека низводят до совокупности реакций организма на эти стимулы и связей стимулов с реакциями, возникающих благодаря тому, что та или иная реакция оказывается полезной для организма.

«В бихевиористскую теорию очень скоро было введено понятие «промежуточных переменных», опосредствующих реакции организма на те или иные стимулы. Но в «классическом» бихевиоризме они не имеют никакого содержательного смысла, т.е. являются операциональными фикциями» [8. С.21].

Предтечей психолингвистики, по мнению А.А.Леонтьева, создателем лингвистики как научной дисциплины был Вильгельм фон Гумбольдт. Именно ему принадлежит идея речевой деятельности и понимание языка как связующего звена между социумом («общественностью») и человеком. «Ученик В. фон Гумбольдта Г. Штейнталь, - в отличие от своего учителя, который рассматривал язык в его диалектике - и как процесс, и как готовую данность, и как часть психической деятельности человека, и как общественное явление, - понимал язык только как процесс» [8. С. 16]. Г. Штейнталь писал о яыке, что он не покоящаяся сущность, а протекающая деятельность, что язык не есть нечто существующее, как порох, но процесс, как взрыв. При этом он рассматривал язык исключительно как индивидуально-психическое образование. «Подход к языку как виду деятельности, представленный в его трудах, составляет методологическую основу психолингвистики» [1. С.12].

Другой последователь В. фон Гумбольдта, русский языковед Александр Афанасьевич Потебня, по своим взглядам был ближе к нему, чем к Г. Штейнталю. Правда, у А. А. Потебни речевой акт, как и у Г. Штейнталя, указывает А.А.Леонтьев, есть явление исключительно психическое, но язык, слово вносит в этот акт культурное, социальное начало. Он «рассматривал язык как средство объективации мысли» [1. С.12]. На это указывает и А.Леонтьев. По мнению А.А. Потебни, «язык объективирует мысль... Мысль посредством слова идеализируется и освобождается от... влияния непосредственных чувственных восприятий... Язык есть потому же условие прогресса народов, почему он орган мысли отдельного лица» [8. С. 16].

«Так называемое младограмматическое направление в лингвистике XIX века (Г. Пауль, К. Бругман и многие другие) рассматривало язык не как процесс или совокупность процессов, а как систему «психических образов» или ассоциаций» [8. С. 16].

Как пишет А.А.Леонтьев, совершенно противоположную позицию занимал великий лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ, для которого, как и для В. фон Гумбольдта, язык был одновременно и «...определенным комплексом известных составных частей и категорий, существующих только in abstracto...», и «...беспрерывно повторяющимся процессом, основывающимся на общительном характере человека и его потребности...сообщать (свои мысли)...другим людям». «Непосредственный предшественник» психолингвистики, ученый создал важную для нее теорию фонемы…Он первый лингвист, исследовавший десткую речь» [1. С.13].«В начале своей научной деятельности И. А. Бодуэн опирался на материалистическую концепцию физиолога и психолога И. М. Сеченова (через посредство его последователя, казанского физиолога Н. О. Ковалевского), а во второй половине жизни склонялся к позициям В. Вундта и вдохновляемой им «экспериментальной психологии» [8. С. 16].

«Работы Ф.Ф.Фортунатова остаются актуальными для психолингвистики сегодняшнего дня в связи с современными исследования в области психофонетики» [1. С.13].

Скажем несколько слов о Фердинанде де Соссюре. «Основоположник лингвистики XX века Фердинанд де Соссюр четко разделял собственно язык как абстрактную надындивидуальную систему, языковую способность как функцию индивида и речь - индивидуальный акт, реализующий языковую способность через посредство языка как социальной системы» [8. С. 16].

Как считает А.А.Леонтьев, к концепции Ф. де Соссюра близка концепция Л. В. Щербы, который ввел понятие «психофизиологической речевой организации индивида», которая «вместе с обусловленной ею речевой деятельностью является социальным продуктом». Эта «речевая деятельность» - «процессы говорения и понимания» [8. С. 17]. Наконец, Л. В. Щерба говорит о «системе языка», подчеркивая, что это «...некая социальная ценность, нечто единое и общеобязательное для всех членов данной общественной группы, объективно данное в условиях жизни этой группы» [8. С. 17]. Именно взгляды Л. В. Щербы оказали наиболее сильное воздействие при возникновении отечественного направления психолингвистики, указывает исследователь.

А.М.Пешковский также внес свою лепту в развитие рассматриваемой нами науки. «А.М. Пешковский наиболее цельно изложил проблему нормы, актуальную для лингвистов, специалистов по культуре речи, дефектологов и патопсихолингвистов» [1. С.13].

«Ж. Пиаже изучал самую скрытую сторону мысле-рече-языковой деятельности – интеллект» [1. С.13]. Он же является основоположником онтогенетического направления в психологии.

Французский лингвист, создатель особой лингвистической дисциплины - психосистематики языка - Г.Гийом внес огромный вклад в развитие психолингвистики. «Он по праву первый психолингвист в Западной Европе, уже в первой трети XX века создал особую лингвистическую дисциплину – психосистематику языка» [1. С.13]. Его работы занимают особое место. «Г. Гийом сосредоточивается на анализе языка не под углом зрения отношения «человек-человек»; а в плане отношения «человек-мир (универсум)». По Гийому, именно благодаря «отношениям всех и каждого к миру» люди могут общаться друг с другом. Таким образом, его взгляды близки к концепции «образа мира» [8. С. 18].

Л. С. Выготский назван А.А.Леонтьевым первым психолингвистом.Лев Семенович Выготский - один из крупнейших психологов XX столетия, создатель мощной психологической школы, к которой принадлежали А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец и др. «Л. С. Выготский и его школа оказали огромное влияние не только на отечественную, но и на мировую психологию и педагогику: недаром его столетие отмечалось во всем мире» [8. С. 22].

Л. С. Выготский много занимался речью, и его психологический подход к речи был не просто своеобразным итогом и синтезом всех предшествующих исследований в этом направлении, но и первой попыткой построить более или менее целостную психолингвистическую теорию, хотя самого слова «психолингвистика» он не употреблял, как отмечает А.А.Леонтьев.

Учеником и сотрудником Л.Выготского был А.Р. Лурия - советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии. «А.Р. Лурия внес (в рамках психологии речи и психолингвистики) фундаментальный вклад в диагностику, исследование и восстановление различных видов афазии - речевых нарушений центрально-мозгового происхождения, связанных с разрушением (из-за ранения, травмы, опухоли коры больших полушарий) различных зон коры, отвечающих за различные психические функции» [8. С. 34].

Другой ученик, Алексей Николаевич Леонтьев, развил психологическую концепцию Выготского в несколько ином направлении, введя (в середине 1930-х гг.) развернутое теоретическое представление о структуре и единицах деятельности. «В его и А. Л. Лурия публикациях 1940-1950-х гг. неоднократно встречается термин «речевая деятельность» и, как мы видели, говорится о ее строении» [8. С. 35]. На развитие психолингвистики, особенно в России, оказали влияние не только Л. С. Выготский и его школа, но и ряд других виднейших психологов - С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и лингвистов - Л. В. Щерба, М. М. Бахтин и др.

Однако детальный анализ речевой деятельности под углом зрения общепсихологической теории деятельности был осуществлен только в конце 1960-х гг. А.А.Леонтьевым и группой его единомышленников, объединившихся в Московскую психолингвистическую школу. «А.А.Леонтьев – «правофланговый» отечественной психолингвистики, исследователь истории отчественной и зарубежной психолингвистики, создатель теории речевой деятельности, организатор экспериментальных исследований психолингвистики и ее прикладных направлений, в частности криминалистики и судебной психологии» [1. С.14].

Мы не можем не сказать о Б.Л.Уорфе и Э.Сепире. Несомненно, что одной из ключевых теорий в истории психолингвистики стала гипотеза Сепира — Уорфа (гипотеза лингвистической относительности). Именно благодаря активному интересу Б. Л. Уорфа к взаимоотношению языка и мышления этот вопрос стал активно подниматься и изучаться в научном мире. А также скажем о работах американских структуралистов, и, прежде всего, Н. Хомского, который полагал, что владение языком основано на способности производить правильные предложения. Именно с них и началось развитие идей психолингвистики. К числу людей, внесших огромный вклад в развитие изучаемой нами дисциплины относятся также такие великие ученые, как Б.Спиноза и М.В.Ломоносов,а также отметим В.Дорошевского, А.Ф.Лосева, А.К. Михальскую и других.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: