Виды неврозов в детском возрасте




ТЕМА

Неврозы детского возраста

Невроз – группа психических функциональных нервно-психических заболеваний, обратимые дисфункциональные состояния нервной системы, спровоцированные переживаниями, неустойчивыми эмоциями, хронической утомляемостью и другими факторами.

 

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие причины:

1. психотравмирующие факторы:

острые шоковые психические воздействия, которые сопровождаются:

-сильным испугом, подострым и хроническим психотравмирующими ситуациями (развод родителей, конфликты в семье, школе, ситуация, связанная с пьянством родителей, школьная неуспеваемость и т.д.),

- эмоциональной депривацией (т.е. дефицит положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения, ободрения и т.п.).

2. внутренние факторы:

-особенности личности, связанные с психическим инфантилизмом (повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам).

- невропатические состояния, т.е. комплекс проявлений вегетативной и эмоциональной неустойчивости.

- изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризовые) периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде.

3. факторы внешних условий:

-неправильное воспитание.

- неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

- трудности школьной адаптации и т.п.

4.биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;

 

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. Самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.

Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей.

В 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке.

Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет.

Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.

Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, часто болеющие дети. В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

Неврозы развиваются и у детей, длительное время находящихся в сложной жизненной ситуации (в детских домах, в семьях родителей-алкоголиков и др.)

Виды неврозов в детском возрасте

1.Невроз страха (тревоги). Проявляется появлением приступообразно возникающего (часто в момент засыпания) страха, иногда сопровождающегося галлюцинациями. В зависимости от возраста содержание страха может быть разным.

В дошкольном возрасте преобладают страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажей, придуманных родителями или воспитателями, закрытых помещений и др.

В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. Страх школы сопровождается отказом от ее посещения, уходами из школы и из дома, пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще невроз развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.

В старшем возрасте - страхи болезни, смерти (кардиофобия (навязчивый страх за состояние сердца, страх смерти является ведущим клиническим проявлением), канцерофобия (страх заболеть злокачественным новообразованием)), страх покраснеть в присутствии посторонних, боязнь острых предметов и др.

2.Невроз навязчивых состояний - развивается у детей психастенического склада с тревожно-мнительными чертами характера.

Он делится на 2 вида:

невроз навязчивых движений, действий – обсессивный (психическое расстройство) невроз и

невроз навязчивых страхов –фобический невроз.

Чаще встречаются смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.

Невроз навязчивых действий проявляется, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, например, шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики.

Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.

 

Невроз навязчивых страхов (фобический невроз) выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.

3.Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленное настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.

4.Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.

Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.

Клиника истерических расстройств

* моторные и соматовегетативные нарушения:

астазия-абазия

(Астазия - нарушение способности стоять, обусловлено нарушением координации, при наличии обширных поражений мозолистого тела и лобной доли мозга.

Абазия - потеря способности ходить, данное состояние возникает при заболеваниях нервной системы и имеет непосредственную связь с двигательными нарушениями нижних конечностей, расстройствами равновесия),

истерические парезы и параличи конечностей, истерическая афония, истерические рвоты, задержка мочеиспускания, головные боли, обмороки, псевдоаллергические явления (т.е. жалобы на боли в тех или иных частях тела) при отсутствии органической патологии соответствующих систем и органов, и при отсутствии объективных признаков боли.

*сенсорные нарушения: истерическая слепота (амавроз), глухота, нарушения чувствительности в виде гиперестезии и парестезии, псевдоалгия.

*вегетативные расстройства: нарушение дыхания, сердечная недостаточность, жкт.

* рудиментарные моторные припадки в младшем детском возрасте: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д.

* истерические сенсорные расстройства: редко у детей и подростков - гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота.

5.Астенический (бессилие) невроз, или неврастения - нервное истощение, переутомление нервной системы также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.

Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость, астенический синдром.

Расстраивается активное внимание, затрудняется длительное сосредоточение - приводит к рассеянности, жалобам на плохое самочувствие.

6.Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.

7.Невротическое заикание - психогенно обусловленное нарушение ритма, темпа и плавности речи вследствие судорог мышц, которые участвуют в речевом акте.

Невротическое заикание характеризуется вначале преобладанием тонической судороги в дыхательно – вокальных мышцах, далее с постепенным переходом тонико – клонических судорог на артикуляционную мускулатуру.

Чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет).

Причина появления невротического заикания - сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.), информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.

8.Невротические тики - разнообразные непроизвольные движения- мигание, наморщивание кожи лба, переносицы, поворота головы, подергивание плечами, «шмыгания» носа, «хмыканье», покашливание, притоптывание ногами. Эти движения нередко возникают на основе защитных (например, мигание при попадании инородного тела в глаз), затем закрепляются по типу условного рефлекса, т.е. становятся фиксированными.

Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности.

Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики.

9.Невротические нарушения сна - нарушения засыпания, тревожный, беспокойный сон с частыми движениями, расстройство глубины сна, ночные пробуждения, страхи и кошмарные сновидения, снохождение (сомнамбулизм), разговор во сне.

Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений.

Чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте.

10.Анорексия, или невротическое расстройства аппетита – системные невротические нарушения поведения в связи с первичным снижением аппетита.

Характерно для раннего и дошкольного возраста.

Непосредственной причиной к возникновению невротической анорексии может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение кормления с каким-либо неприятным событием (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).

Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью).

Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера.

Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность.

Физические и психологические наказания усугубляют проявления.

Проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.

12.Невротический энкопорез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника, сфинктера заднего прохода и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез.

Страдают этим невроза чаще мальчики младшего школьного возраста.

Часто сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.

13. Патологические привычные действия - группа специфических психогенных нарушений поведения, в основе которых патологическая фиксация действий: обкусывание ногтей - онихофагия, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания.

Проявляется у детей до 2-летнего возраста, может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.

 

При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:

•плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;

•тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;

•зацикленность на конфликтной ситуации;

•снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;

•повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;

•трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;

•повышенная потливость, учащенное сердцебиение, колебания кровяного давления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: