Тема: Публицистический стиль речи. Языковые средства стиля.




Цель занятия: познакомить студентов со сферой употребления публицистического стиля, изучить общую характеристику и лингвистические особенности стиля.

Вопрос 1. Общая характеристика публицистического стиля

Публицистический стиль обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологическую, общественно-экономическую, культурную. Он является наиболее популярным из всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой коммуникации - пресса, радио, кино, телевидение, Интернет. Он используется во время всенародных праздников, избирательных кампаний, а также в речи выступающих на собраниях, митингах и демонстрациях.

Публицистический стиль представлен на страницах газет и журналов, в оперативно издаваемых книгах и брошюрах, в материалах радио-, кино- и тележурналистики, в публичных лекциях, а в последние 2 десятилетия – на информационных сайтах Интернета.

Современная концепция культуры русской речи квалифицирует продукцию деятельности средств массовой коммуникации как значительное информационное пространство, включающее в себя описание фактов и событий мира, в котором существует человек.

Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. Один и тот же жанр, например жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но газетный репортаж, в свою очередь, по реализации в нем языковых средств существенно отличается от других газетных жанров - информации, очерка, фельетона и др. При этом все жанры публицистики имеют общие черты, позволяющие объединить их в одно сложное единство и рассматривать как проявление одного стиля. Эти общие черты обусловлены главным экстралингвистическим фактором - назначением публицистики в обществе.

В структурно-содержательном плане публицистический стиль представлен тремя разновидностями. Это

- газетно-журнальный подстиль (включая Интернет);

- подстиль телевизионных и радиопередач;

- ораторский подстиль.

 

Публицистика призвана информировать широкие круги читателей, слушателей и зрителей по наиболее актуальным вопросам современности. Она призвана воздействовать на сознание людей путем убеждения и формировать определенное общественное мнение. Эти функции публицистики взаимосвязаны и реализуются одновременно.

Содержание публицистических материалов, даже сам их отбор, всегда включает два элемента - информацию и оценку. То есть, воспринимая публицистический текст, мы узнаем о факте, событии, действии и осмысливаем его с политических, идеологических или частно-мировоззренческих позиций. Воздействующее влияние оказывают оба элемента - событийная информация и ее оценка. При этом целью публицистики является достижение практических социальных результатов, перерастания слова в дело.

Основные функции публицистики в обществе определяют ее стилевые черты:

- ярко выраженная экспрессивность;

- открыто обозначаемое авторское начало и тесно связанное с ним оценочного отношения к сообщаемому факту, явлению, событию;

- повышенная императивность.

Суметь убедить читателя или слушателя в важности и справедливости высказанного положения, увлечь может только тот, кто пишет или говорит убежденно и убедительно. От действенности публицистики во многом зависит эффективность всей работы государства, социальной группы или отдельного человека, стоящих за публицистическим текстом.

Вот почему в любом государстве такое огромное внимание уделяется деятельности средств массовой коммуникации, их языковому стилю. Актуальной задачей, стоящей перед публицистикой, является повышение информативности средств массовой коммуникации, их оперативности, убедительности и доходчивости, преодоление многословия и казенщины.

Функциональная роль экспрессии в публицистическом стиле состоит в использовании ее для выделения главного в сообщении, привлечения внимания читателя непривычностью слово- или формоупотребления, особым синтаксическим строем. Экспрессия публицистического стиля подчинена задаче сделать речь нагляднее и легче запоминаемой. Сравните газетный текст двух публикаций, посвященных одной исторической дате – 10-летию политических событий августа 1991 года.

 

I. В августе 1991 года мы, по собственному свободному выбору, по чувству собственной ответственности перед страной и будущим, вышли защищать законную, нами избранную власть и нами определенный путь истории. Что же тогда собственно случилось? Случилась победа свободного уклада жизни и свободного строя сознания в огромной, покрытой ржавчиной и пятнами крови, стране. За последующие годы мы обеспечили себе все неотъемлемые в современном обществе свободы. Свободу выбирать – власть, занятие, место жительства; свободу экономической деятельности и доступа к информации; свободу совести и слова. Это значит – у нас есть все условия для того, чтобы создавать для себя нормальную, не сказочную, но достойную человека жизнь. (Газета «Гражданин»)

 

II. 19-23 августа вписаны в историю нашей Родины как черные дни контрреволюционного переворота, совершенного Ельциным и его кликой, в результате которого вот уже десятилетие длится разрушение России, ограбление ее народа и необъявленная война против него. Это десятилетие – целая эпоха лжи и насилия над людьми, поверившими человеку, забравшемуся в августе 1991 года в центре Москвы на танк и из-под щитов своих телохранителей обещавшего народу России торжество демократии, закона, уничтожение привилегий. Это эпоха бесконечных аварий, техногенных катастроф и вполне рукотворных экономических потрясений. Это эпоха физического уничтожения россиян в результате постоянного недоедания, разгула наркомании, проституции и необъявленной чеченской войны. (Газета «Буревестник»)

 

Потребность в выразительных и изобразительных средствах в публицистике особенно высока, но она вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все происходящее, особенно в условиях современной России, когда информация передается с места события. Поэтому для создания экспрессии в публицистике, особенно в газетной ее разновидности, используются главным образом языковые стандарты. Например: Предложение «Российской газеты» провести акцию «Народный диктант» вызвало неожиданно широкую реакцию – от восторженной поддержки до безапелляционных обвинений. Значит, мы попали в точку.

Стандарты - нейтрально-стилистическая категория. Являясь готовыми речевыми формами, соотнесенными с определенной ситуацией, они значительно облегчают общение, поэтому особенно удобны для использования их в средствах массовой информации. Преобладающая часть общественно-политических ситуаций обладает повторяемостью, длительностью, что и вызывает необходимость использования для стереотипных событий, стереотипных описаний. Кроме того, характер работы журналиста требует оперативности подачи информации, умения писать быстро. Однако писать быстро о сходных явлениях, не прибегая к стандартам, почти невозможно.

Языковые стандарты облегчают и читателю получение нужной ему информации, поскольку текст, воспринимаемый в привычной форме, усваивается быстро, целыми смысловыми блоками.

Речевые стереотипы чаще всего используются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием, например: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчет о заседаниях, конференциях и т. п. В других жанрах (очерках, фельетонах, памфлетах, эссе) речевых стандартов значительно меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приемы, речь индивидуализирована.

Языковые стандарты нельзя путать с таким отрицательным явлением публицистической речи, как многословие и казенщина. В подобных текстах действительное содержание выветрено, информативная ценность равна нулю. Например: Вместе с тем оратор на ряде убедительных примеров показывает, как некоторые организации еще слабо используют свои возможности.

Единство экспрессии и стандарта составляют конструктивный принцип языка средств массовой коммуникации. При этом только чередование этих контрастных явлений, их полное равновесие и создает идеальные образцы публицистических текстов.

В противоположность стандартам штампы - отрицательное стилистическое явление. Штамп – это изначально образное выражение, своеобразная речевая находка. Попадая в средства массовой информации, это удачное выражение быстро подхватывается многими и многими говорящими, оно становится известным, узнаваемым. Вместе с тем от частого употребления образность быстро стирается. В штампах слова теряют свое лексическое значение и первоначальную оригинальность. Например: Ближнее (Дальнее) зарубежье, новые русские, жидкая валюта, железный занавес, черный пиар, желтая пресса, ударная вахта, братская помощь, изживать командные методы. Штампы придают речи безликость, они могут сделать даже самую важную и интересную мысль неубедительной.

Отказ от штампов, постоянный поиск новых выразительных средств позволяет сделать текст ярким, неповторимым, запоминающимся.

Другим негативным явлением публицистики являются ярлыки. Ярлык в публицистике представляет собой оценочное наименование. Однако в отличие от обычной оценки в ярлыках говорящий злоупотребляет языковыми средствами. Это субъективная оценка с политическим душком. За ярлыком трудно расслышать голос здравого смысла. Сравните ярлыки времен социалистической и современной публицистики: акула империализма, гнилой Запад, осколок старого мира – бароны перестройки, кремлевский комбинатор, региональная плутократия, оборотни в погонях. Ярлыки приклеиваются к личностям и социальным слоям. Это примитивный инструмент однобокой оценки явлений, за ними часто кроется официальная ложь.

Штампы и ярлыки – тормоз в развитии языка публицистики. Истинная демократия предполагает объективный, исторический анализ фактов с использованием разнообразных средств языковой выразительности.

Одной из главных особенностей публицистики является «открытое», прямое, непосредственное выражение в ней авторского начала. Уже названия радио- и телевизионных передач свидетельствуют о «я» автора: «От первого лица», «Авторское мнение», «Личный вклад», «Persona grata», «Взгляд».

Повествование во многих публицистических жанрах (репортаже, корреспонденции, очерке и др.) нередко ведется от автора и воспринимается как рассказ об очевидном, увиденном конкретным лицом. Например: Февральским метельным днем был я в селе Макаровка. Или: Со Старой Ригой знаком я давно, поэтому, сойдя с подножки поезда, искал бросающиеся в глаза перемены (Из газеты). Но даже в тех публицистических текстах, где повествование ведется от 3-го лица, слышен голос автора, его оценка событий и фактов. При этом автор публицистического текста - лицо собирательное, представитель определенной социальной группы людей, позицию которых он выражает.

Этой же цели способствует введение в текст обращений к читателю (слушателю), элементов спора с возможным оппонентом, использование императивных форм. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние. Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником, то есть способных создать «интимизацию» изложения. Это такие приемы, как обращение, повелительное наклонение глагола, местоимения мы и вы, модальные слова и частицы, разговорно-просторечная лексика, монолог с элементами диалога и др. Например: Поглядите внимательно на лицо женщины. Кем она была в жизни? Вы скажете: это учительница. Школа непостижимым путем отмечает лица своих служителей. Зинаида Петровна Кокорина почти тридцать лет была учителем и директором школы (В. Песков).

Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач, когда автор привлекает зрителя к совместному осмыслению событий: Вдумайтесь, друзья, в это. Я хочу попросить вас вглядеться в лица. Обратите внимание на его жест и т. п.

Включение собеседника в речь существенно изменяет тип монолога в публицистике. Монологическая речь своей обращенностью к собеседнику воспринимается как «односторонний» диалог, как форма непринужденного рассказа, непосредственно обращенного к слушателю или слушателям.

Специфика публицистического стиля, в отличие от стандартов деловой и научной речи, заключается в его социально-оценочном характере.

Оценочность в публицистике носит личностный и надличностный характер.

Прямое «вмешательство» автора в материал, оценка и анализ увиденного усиливают воздействие публицистического текста, увлеченность автора передается читателю или слушателю. Например: Принято считать, что музыканты – люди аполитичные, и все, что происходит в стране, их не беспокоит: в конце концов музыка нужна при любых правителях. Но я таковым себя не считаю. Для меня пойти или пойти на выборы – уже в моих личных интересах. (Из газет)

Надличностный характер проявляется в оценке описываемых событий без выражения «я» автора. Например: бульварные журналюги, семибанкирщина, эшелоны власти, коридоры власти, политический гангстеризм, политическая луза, вороватое партноменклатурное начальство.

Важным требованием публицистики является доступность в изложении информации. Текст, предназначенный широкой – много-миллионной – аудитории должен быть простым и понятным. К сожалению, многие государственные деятели, политики, руководители разного ранга, которые используют средства массовой коммуникации для распространения своих идей, не учитывают этой особенности стиля. Сравните два высказывания, прозвучавших в информационной телевизионной программе: Ни одной из стран, которая уходила от социалистической экономики, решала проблемы постсоциалистического развития, не удалось сначала провести широкомасштабную приватизацию, а уж после запускать рыночный механизм (Т. Гайдар). – До сих пор приватизация идет медленно и уродливо. Нам нужны миллионы собственников, а не сотня миллионеров! Как бы ни было трудно, национальное богатство России свято и неразделимо! (Б. Ельцин)

Язык средств массовой коммуникации с началом перестройки резко изменился. Он стал средоточием тех процессов, которые происходят в разных сферах русского языка. Специфика современной эпохи в жизни русского общества – свобода от ограничений разного рода, разрушение советских стереотипов мышления, отказ от установлений тоталитарного режима. Современный русский язык отличает раскованность, раскрепощенность, пришедшая на смену безликости и стандарту. Иногда эта раскрепощенность порождает язык выразительный, меткий, но порой она приводит к разнузданности, грубости и вульгарности.

Особого внимания заслуживает один из жанров публицистики – реклама. Реклама изначально является способом оповещения потенциального потребителя о различного рода товарах и услугах.

Реклама вернулась в нашу страну с падением железного занавеса. Как и любой другой жанр публицистики, реклама выполняет две языковые функции: информативную (сообщение о наличии товара, его назначении, свойствах) и воздействующую (привлечь внимание, повысить спрос на товар). К сожалению, мы наблюдаем значительный перекос в отношениях указанных функций. Сегодня основной упор рекламодатели делают на воздействующем характере рекламных текстов, используя всевозможные уловки и ухищрения для привлечения внимания потенциальных потребителей.

Российская реклама, в советский период пропустив этап формирования национальных традиций, теперь вынуждена заимствовать за рубежом эти технологии. Однако вместо того, чтобы учиться на лучших образцах, мы бездумно (или покорно?) соглашаемся принимать и случайный (или залежалый?) товар в виде бездарных роликов, и принцип многократного повторения рекламных текстов. Самым же негативным фактом современной рекламы является ее направленность на чуждую для нашей ментальности идеологию и ее информационно-агрессивный характер.

Воспринимая информацию рекламных текстов различных типов и жанров (устная, уличная, телевизионная, радиореклама), мы незаметно для себя усваиваем чуждую нам потребительскую психологию. Ср. тексты, являющиеся простым переводом в предлагаемых западными кампаниями роликах: «Не дай себе засохнуть», «Все по МАКСИМуму», «Бери от жизни все!», «Имидж ничто – жажда все!», «Не делай пауз в игре по имени жизнь!», «Пусть платит другой!». Одновременно с этим происходит формирование жизненных ценностей. Если в рекламе мы видим шикарный автомобиль с сидящей в нем девушкой-моделью, это подспудно подводит нас к мысли: купи себе такое же авто, и все красивые девушки твои. Примерно такие же ассоциации вызывает реклама сигарет.

При этом необходимо ставить вопрос о достоверности информации, предлагаемой современной рекламой. Полтора десятка лет для социального явления, которым является реклама, - не возраст. Но даже такой отрезок времени убеждает нас в том, что ее тексты очень часто не соответствуют действительности и не отвечают требованиям корректности. При случае рекламодатели не брезгуют запрещенными в любом обществе средствами воздействия на подсознание своих потребителей.

Несмотря на то, что от рекламы российский потребитель быстро устал - он отмахивается от нее, как от назойливой мухи, - все дружно твердят об экономической необходимости рекламы, как-то мгновенно забыв о том, что еще 15 лет назад пресса функционировала без рекламы, а вопросы ее финансирования решало государство.

Здесь как нельзя кстати будет вспомнить о советской агитации и пропаганде.

Советская печать развивалась в достаточно жестких рамках идеологических установок, высоких морально-нравственных требований, с самого начала определяемых принципом партийности.

Революционная агитация и пропаганда в средствах массовой информации изначально опиралась на лучшие традиции не только отечественной публицистики, но прежде всего на творчество мастеров русской советской литературы. Достаточно вспомнить деятельность В. Маяковского в «Окнах РОСТА»: его меткие строки, подписи в политических плакатах превратили поэзию в оружие масс (например, двустишие об ананасах и рябчиках). Маяковский, как и другие поэты, стремились слить свою судьбу с судьбой народа. Их поэзия стала активной участницей митингов, демонстраций, диспутов, она вышла на площади, обращалась к колоннам демонстрантов, стала средством безотказного воздействия на сознание, чувства, действия масс. «Улицы – наши кисти. Площади – наши палитры» - эти метафоры Маяковского надолго стали нормой советской печати. Революционная романтика, героизм, патриотизм, гражданственность – вот основное содержание лозунгов и плакатов советского времени. Многие тексты становились достижением риторического мастерства: «А ты записался добровольцем?», «Родина-мать зовет!».

Норма как универсальная категория социума характеризуется динамическим свойством, она не должна превращаться в догму. С течением времени, с развитием общества норма должна также меняться, соответствуя потребностям изменяющегося общества. Эта старая истина, к сожалению, была забыта. В результате советская пресса, а с ней и агитация стали приобретать однобокий характер.

В СССР из идеологических соображений, одной стороны, были наложены запреты на освещение определенной информации либо давалась строгая установка на интерпретацию целого ряда сфер жизни общества и важнейших для судеб страны событий, а с другой, наблюдалась информационная избыточность партийного характера. Так, не принято было писать и говорить о службах сервиса, о тотальном дефиците продуктов массового потребления, о проблемах сельского хозяйства. Зато страницы печатных изданий, улицы, фасады и вестибюли зданий пестрили политизированными заголовками, лозунгами: «Обуздать зарвавшихся американских агрессоров!», «Мир, труд, май!», «Вперед, к победе коммунизма!». Из рекламных же текстов вспоминаются немногие и безадресные «Летайте самолетами Аэрофлота!», «Труд – газета миллионов!».

Теперь давайте сопоставим два явления – советскую агитацию и современную рекламу. Без сомнения, их приходится рассматривать как две крайности. Но вот вопрос: являются ли они равнозначно негативными в отношении их воздействия на общественное сознание?

Понятие «пропаганда» изначально рассматривается как искажение, однобокость в изложении информации, используемое для промывания мозгов, для манипуляции сознанием в психологической войне.

Принцип партийной печати в советское время выражался в определенной редуцированности подачи материала, в тиражировании идеологических догм, в массовом характере политических кампаний. При этом мы не должны забывать о том, что содержание советских публицистических текстов всегда отвечало требованиям морали, высокой нравственности. Например: «Учиться, учиться и учиться», «Слава труду!», «Пьянству бой!», «Пятилетку за четыре года!».

Реклама с самого начала стала знаковым явлением в процессе коммерциализации, капитализации российского общества. Демонстрация роскоши, слепое подражание Западу, заокеанским стандартам, акцент на сексуальность, на паразитический образ жизни, потребительские мотивы – вот содержание сегодняшней рекламы.

Какая пропаганда более порочна, какого рода информация будет иметь негативные последствия для развития общества, какие задачи ставит та и другая идеология, какие средства воздействия на населения позволительны – на все эти вопросы необходимо ответить как можно скорее.

 

Вопрос 2. Лингвистические особенности публицистического стиля

Фонетические особенности. Обращенная к многомиллионной аудитории, рассчитанная на массового читателя, слушателя и зрителя, публицистическая речь должна быть общепринятой и общепонятной. Эта особенность диктует требования строить речь в соответствии с общепринятыми канонами, в соответствии с нормами литературного русского языка.

Фонетические особенностипублицистического стиля связаны с устной формой его реализации. В устной публицистике используется все богатство и разнообразие интонации: от высокой, торжественной, митинговой до разговорно-бытовой, от приподнятой до сниженной. Монотонность расценивается как большой недостаток. Кроме этого, интонация в публичной речи является осознанным, преднамеренным средством воздействия на слушателя с целью вызвать у него определенную эмоциональную и волевую реакцию.

Основой произношения в устной публицистике является нейтральный и книжный стили. Каждому жанру устной публицистики свойственно свое произношение. Например, книжное нейтральное произношение у диктора, читающего официальную хронику, книжное торжественное - у диктора, читающего важное правительственное сообщение. Как отклонение, имеющее стилистическую значимость, воспринимаются возвышенный (митинговый) и разговорный стили.

Лексико-фразеологический состав публицистического стиля разнообразен так же, как разнообразен сам круг тем, получивший отражение в публицистике: идеология, политика, производство, культура, спорт.

Основную часть лексики составляют общеупотребительные слова и выражения. Именно они обеспечивают доступность публицистического текста.

Поскольку в центре внимания публицистики – социально-политические события, наибольшую активность и частотность имеет общественно-политическая терминология. Например: региональная политика, силовые министры, ротация кадров, государственное регулирование, многопартийная система, единое экономическое пространство, макроэкономические события, потребительская корзинка, рыночные механизмы. Концентрация в тексте общественно-политической лексики - стилевая черта публицистического стиля.

Публицистический стиль изобилует устойчивыми сочетаниями, словесными блоками. Они могут быть как нейтральными (уровень жизни, положить конец, вести борьбу, вести переговоры), так и эмоционально окрашенными (политическая элита, финансовая пирамида, административный ресурс, информационный десант). В создании таких устойчивых сочетаний большую роль играет присущая публицистическому стилю метафоризация слов: атмосфера (перестройки), пульс (эпохи), диалог (глав правительств). Находясь в постоянном поиске новых средств выразительности, автор публицистического текста часто использует прием переноса значения слова: люди «распогодились» (в значении «перестали хмуриться»), «сказочные» пайковые рубли у военных (нереальные, несуществующие), концептуальный магазин (реклама магазина фирмы «Адидас»), сюсю-экономизм (о начальном этапе экономических реформ в России), вчерашний обидчик (спортивный комментатор о сопернике). Сравните также: философская интоксикация, вершина айсберга коррупции, алкогольные деньги, деятели местного разлива, пенсионное мышление, промышленные монстры, политический тяжеловес, мастер аппаратных игр.

Характерной чертой публицистического стиля является частотность в нем оценочных слов. Например: чистоган, толстосум, держиморда, мракобес, шулер, ловчила, либерал-соглашатель, ретроград; закулисная возня, прикормленные журналисты, вороватая власть, номенклатурный сговор, грабительская приватизация, самоубийственные реформы, манипулятивная демократия, антинародная власть, коридоры власти, эшелоны власти, информационный выплеск, политический гангстеризм, политический маразм, политическая луза, политическая бездна; олигархический капитализм середины 90-х годов, обойма советников и наставников, многолетний информационный изоляционизм, метастазы мелкобуржуазного перерождения партбилетчиков и госчиновников.

Разряд оценочных слов в публицистическом стиле пополняется за счет переосмысления нейтральных. Так, в публицистике положительная окраска свойственна словам эстафета, заветы, инициатива; отрицательная - словам клика, марионетка, вояж, откровения, визитер, потуги, верхушка.

Публицистический стиль имеет свой набор синонимов - экспрессивно окрашенных слов и описательных оборотов. Например, наименования профессий: пилоты - командиры воздушных кораблей, хозяева пятого океана, покорители голубых трасс; геологи - колумбы подземных богатств, разведчики черного золота. Многие из подобных сочетаний в результате многократного повторения утратили свою первоначальную образность и превратились в газетные штампы. Так, сегодня часто используются сочетания со словом золото: черное золото (уголь, нефть), жидкое золото (нефть), белое золото (хлопок), зеленое золото (лес), желтое золото (пшеница), мягкое золото (пушнина, изделия из меха), ароматное золото (парфюмерия). Однако порой даже привычное, затертое выражение может придать тексту образность: Опасаются хлеборобы, как бы не превратила непогода золото полей в медный грош (Из газеты).

Словообразование публицистического стиля нацелено на создание новых слов, в том числе экспрессивно окрашенных языковых единиц. В результате социальных перемен в нашей стране появилась потребность в наименовании новых реалий жизни. Исследователи отмечают активность суффиксов иноязычного происхождения:

-ци(я), -аци(я), -изаци(я): интеграция, приватизация, ваучеризация, компьютеризация, информатизация, модернизация, суверенизация, регионализация, натоизация, долларизация, глобализация; витринизация маганизов, паспортизация сельчан, люмпенизация населения;

-ман(ия): наркомания, президентомания;

-лог: политолог, советолог, кремленолог, конспиролог.

Нередко суффиксы используются для создания оценочных и индивидуальных новообразований: сникеризация, прихватизация, гайдаризация экономики, бандитизация страны, кока-колонизация, велосипедизация.

Используются собственно русские уменьшительно-ласкательные суффиксы –чк-, -ечк-: «Времечко», «Сегоднячко».

В наименованиях предметов лидируют производные существительные, оканчивающиеся на – ка. Это активное средство компрессии в словообразовании. Оно используются для свертывания словосочетаний. Персоналка – персональное дело; оборонка – оборонная промышленность. Наличка, напряженка, нефтянка, «шестерка», «девятка» – подобные образования являются частью разговорной лексики, но сейчас они употребляются и в периодике, и в публичной речи.

Часто в публицистике используются имена собственные в качестве основы словопроизводства: анпиловцы, жириновцы, руцкисты, ельцинисты, ельциноиды, ельцинарии, баркашовцы, зюгановцы, звиадисты, гамсахурдисты; гайдаровский, горбачевский, ельцинский, путинский.

Наблюдается активное употребление нарицательных имен для обозначения лица: суверенщик, перестроечник, рыночник, державник, бюджетник, платник, льготник; компьютерщик, эвээмщик, оборонщик, силовик, помоечник.

Характерная особенность современного словообразования – рост именной префиксации. Например, характеристика временных соотношений между событиями: постперестроечный, посттоталитарный, постсоветсткий; послеавгустовский, послепутчевый, послечековая; дореформенный, доперестроечный.

Активны приставки со значением уничтожения результатов, противодействия, отрицания де-, раз-, контр-: антирынок, антигерой, антиидеология; деполитизация, десоциализация, дебюрократизация; разгосударствление; контрмитинг, контрреформа, контрконцепция.

Приставки используются в оценочных образованиях: проельцинский блок, пропрезидентское большинство, пророссийские настроения; псевдоконституция, псевдодемократия, псевдоисторический, псевдопатриотизм; квазиденьги, квазирынок, квазиавторитет; лжесенсация, лжефирма.

Сокращение как способ словообразования используется и для номинации, и для экспрессии. Сокращения принято считать скучными словами: МГУ, НТВ, БАМ. Однако нашему времени свойственна маскировка аббревиатур под обычное слово: БАРС (Банк развития собственности), ШАРМ (шоу армянских мужчин). Сниженная оценка в слове эсэнговье (по аналогии с Приднестровье) достигается неуклюжестью и непривычным написанием.Сравните также: нардеп (народный демократ со значением уничижительности, презрительности), демчванство (чванство новых демократов). Распространены шутливые омонимы: НЭП – наведение элементарного порядка; ОРЗ – очень рано завязал; отл – обманул товарища лектора.

Нередко журналисты используют звуковое сходство для создания каламбуров: ЦИК грозно ЦИКнул на Красноярский избирком. КОХнется ли НТВ? (Из газеты).

Публицистике свойственны авторские неологизмы: чубаучер, душеварение, СПИДометр.

Морфологические особенности публицистического стиля - это особенности употребления частей речи и их грамматических форм.

Частной особенностью публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа: разговоры, поиски, власти, свободы, настроения, круги, нужды.

К числу особенностей публицистического стиля можно отнести частотность императивных форм (повелительное наклонение) глагола. Они используются как средство активизации внимания собеседника. Повелительное наклонение глагола является стилеобразующей чертой в воззваниях, призывах, рекламе. Например: Голосуйте за нашу партию! Утверждайте социальную справедливость! Отстаивайте законные права граждан! Настраивайся на лучшее! Хочешь – смотри! Оставайтесь с нами! Услышать, чтобы увидеть!

Частотной является форма 1-го лица единственного числа глагола и местоимения в тех публицистических жанрах, которым свойственно повествование от лица автора, - очерк, репортаж. Например: Знаю его давно, но при каждой встрече испытываю чувство радостного приобретения (Из газеты).

Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: отдыхающие, отъезжающие; пример лучших, учиться без отстающих.

Излюбленным приемом актуализации сообщения в публицистике является использование местоимений перед словом, на которое оно указывает. Например: Трое их без отца осталось, братьев Кулаковых. Вот куда целят они, дети войны (Из газеты).

Реклама как наиболее динамичная форма современной публицистики активно использует различные морфологические средства для создания выразительного рекламного слогана. Это и несвойственные для системы русского языка грамматические формы (наихрустейший батончик, крупнокалиберный вкус; Сникерсни!), и использование различных графических средств, таких как прописные и строчные буквы, латинские буквы, научные символы (МаксиДом, ВАЗинтерСервис, Поршень & гильза, Sотка, Четыре уDо4ки), и намеренные грамматические ошибки в каламбурах (Всенародное поМИШАтельство – реклама прохладительных напитков).

Для языка изучаемого времени характерен функциональный динамизм – использование единиц, находящихся на периферии литературного языка и даже за его пределами (просторечие, жаргоны), в центре системы.

Синтаксис публицистического стиля представляет определенный синтез книжных и разговорных конструкций. По подсчетам исследователей, в современной публицистике на 100 предложений текста в среднем приходится 35 сложных предложений и 46 предложений с обособлением. Эти черты книжного синтаксиса в большей степени присущи таким жанрам публицистического стиля, как статья, международный обзор, лекции на общественно-политические темы.

В устных жанрах предпочтительны простые предложения, общеупотребительная лексика. Выражение Фигура президента послужила катализатором диффузных процессов в федеральной политической элите неуместно в публицистике. Обилие терминов и информационная насыщенность в данном случае нарушают требование доступности.

В таких газетных жанрах, как репортаж, очерк, фельетон, в жанрах радио- и тележурналистики, в текстах блоггеров заметно влияние разговорного синтаксиса. Проанализируйте тексты: Почему режут президента? (о сокращении телевизионной трансляции выступления президента); Шахтеров достали (газетный заголовок); Наше время называют всевластием халявы; Разгром преступной группы в Новороссийске «обломал» чей-то нефтяной и не слишком чистый бизнес (Из газеты).

Итак, социальные, культурные и пропагандистские задачи публицистики в обществе обусловили ее многожанровую и многостилевую структуру. Единство публицистического стиля создает функциональное назначение языковых средств. В любом публицистическом жанре отбор лексических и грамматических единиц подчинен главной цели - наилучшим образом обеспечить выполнение информационной и воздействующей функции текста.

Литература

 

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

3. Культура русской речи / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. – М., 2001.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.

5. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). – М., 2000.

6. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

7. Составление и оформление служебных документов. - М., 1998.

8. Стилистика русского языка/ Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1989.

9. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1977.

 

(Лекция подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры документоведения и архивоведения Р. А. Валеевой)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: