Введение в психологию общения




ЛЕКЦИЯ 1

Задание: 1. Прочитать и выписать основные понятия.

2. Ответить на вопросы и записать ответы в тетрадь.

 

Как наука психология есть, прежде всего, общение,

передача живого содержания от одного человека к другому.

В.Леви

Учебная дисциплина “Психология общения” была введена в учебную программу подготовки специалистов среднего профессионального образования не случайно. В настоящее время особую актуальность приобретает развитие способности к продуктивным контактам, взаимопониманию, сотрудничеству людей. Умение же устанавливать уважительные отношения со всеми окружающими людьми является обязательным условием эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Необходимость введения дисциплины “Психология общения” обусловлена еще и тем, что коммуникативные навыки являются базовыми в тех областях деятельности, где субъектом взаимодействия является человек. Это коммерция, страховое дело и многие другие.

Специфика учебной дисциплины «Психология общения» обусловлена ее практической направленностью. Целью учебной дисциплины является, в первую очередь, формирование и развитие коммуникативных навыков у студентов. Основные задачи курса заключаются в усвоении основных закономерностей процесса общения, умении анализировать ход и результат общения с точки зрения его нравственной наполненности и деловой эффективности, в понимании механизмов взаимодействия между людьми. Важной задачей является изучение конкретных норм и правил, регулирующих общение между людьми, в частности этикета. Практическое овладение культурой общения предполагает формирование определенных качеств личности – коммуникативных способностей.

Программой дисциплины “Психология общения” предусмотрено проведение теоретических и практических занятий, выполнение творческих заданий, подготовка рефератов. Основой всего курса являются практические занятия, построенные в виде тренингов, дискуссий, на которых и происходит непосредственное знакомство и овладение культурой и искусством общения.

Учебное пособие «Психология общения» написано в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и содержит основные темы, включенные в рабочую программу дисциплины. В нем раскрыты основные теоретические вопросы курса: предмет, методы, задачи, принципы, описаны виды, функции, структура и средства общения. Большое внимание уделено исследованиям сторон общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.

Учебное пособие состоит из трех разделов. В первом разделе «Основы психологии общения» рассмотрены общетеоретические вопросы проблемы общения, во втором разделе «Конфликты и способы их предупреждения и разрешения» рассмотрены конфликтные отношения между людьми, а третий раздел «Этические формы общения» посвящен аспектам этики и культуры общения в различных ситуациях. Кроме того, в методическом пособии приведен обширный список литературы по различным аспектам проблемы общения. В приложении приведен словарь основных терминов.

Методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных образовательных учреждений, изучающих учебную дисциплину «Психология общения». Оно построено в соответствии с требованиями к уровню подготовленности лиц, обучающихся по специальностям среднего профессионального образования, и призвано помочь будущим специалистам выработать умения и навыки общения с людьми, преодолеть стереотипы административно-командного стиля мышления, сформировать способность взвешенно анализировать сложные деловые ситуации, объективно оценивать свои действия и действия окружающих людей.

 


Раздел 1. Основы психологии общения

Введение в психологию общения

1. Психология как область научного знания.

Слово «психология» греческого происхождения и состоит из двух частей. Первая часть слова восходит к древнегреческому слову psycheдуша.

Своим названием психология обязана греческой мифологии, а именно мифу о любви смертной земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты. Психея обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав все испытания, которым подвергла ее разгневанная Афродита. Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психей – смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души, ищущий свой идеал.

Таким образом, первая часть слова психология указывает на особый мир явлений, находящихся в сознании человека и не похожих на те явления, которые человек видит невооруженным глазом в окружающем его мире. Смысл второй части «логия» - общеизвестен – в переводе с греческого – это наука или учени е. Соединив по смыслу первую и вторую части, получаем «учение о душе» или «науку о душе».

С учением о душе связывали надежду на более глубокое познание и понимание человеческого поведения. Однако понять психические явления и объяснить поведение людей оказалось нелегко.

В настоящее время, современная психология определяется как наука, изучающая механизмы, закономерности и проявления психики, т.е. психология - это наука о психике.

Объект психологии (т.е. то, что психология исследует) - человек в совокупности всех проявлений его духовного и психического мира как результат исторического и культурного развития.

Предметом психологии является психика живых существ во всем многообразии ее проявлений, т.е. психического явления.

Психика – это субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Психическое отражение является потому субъективным, что принадлежит субъекту и зависит от его субъективных особенностей. Психическое отражение не является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором. Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с какой-то необходимостью, потребностями. Кроме того, психика самым тесным образом связана с работой мозга, но содержание психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

Человеческая психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия человека с другими людьми, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями, у него формируется человеческая психика и специфические человеческие качества (сознание, речь и др.). В противном случае ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли).

2. Психология общения как отрасль психологической науки

Психология общения – отрасль психология, изучающая особенности человеческого общения.

Психология общения раскрывает не только своеобразие обмена информацией между людьми и социальными группами, но и показывает, как должны строиться, поддерживаться и развиваться взаимодействие и отношения между ними.

Основной категорией психологии общения является понятие общение.

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение является важной составной частью социального бытия человека как общественного существа, человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении – одна из базовых потребностей общественного индивида. Выделяют девять групп коммуникативных потребностей:

· в другом человеке и взаимоотношениях с ним;

· в принадлежности к социальной общности;

· в сопереживании и сочувствии;

· в заботе, помощи и поддержке со стороны других;

· в оказании помощи, заботы и поддержки другим;

· в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;

· в постоянном обмене опытом, знаниями;

· в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;

· в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.

Источником потребности в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Общение является не только потребностью личности, но и условием и средством ее удовлетворения.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности, как способ объединения и развития людей.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе него субъективный, внутренний мир одного человека раскрывается для другого и происходит изменение мыслей, чувств и поведения взаимодействующих людей. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания, способы деятельности, а также формируется как личность. Другими словами, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Это, универсальная реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни характер поведения человека, его психические процессы, свойства и состояния. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794–1856) остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». Действительно, естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Кроме того, в общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств.

Таким образом, объективная необходимость общения как условия существования человека объясняется тем, что он не может удовлетворять свои жизненно важные потребности, жить и развиваться независимо от других людей.

2.История изучения проблемы общения

О психологии общения, как и обо всей психологии, можно сказать словами Германа Эббингауза: она имеет давнее прошлое, но короткую историю.

О социальной природе человека говорили еще древние мыслители, когда только складывались начала психологической мысли в русле философского знания. Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и др., а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах и др. Их наблюдения и суждения о человеческих взаимоотношениях, составляющие ценную часть философского наследия прошлых веков (Афоризмы Сенеки, Монтеня и др.) предвосхитили многие направления исследований человеческого общения, развиваемые психологами в наши дни.

История психологии общения как отрасли научного знания еще короче, чем история научной психологии. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического анализа оно стало только в XX веке. Наиболее интенсивно проблема общения разрабатывалась в 20-30-е гг. ХХ в.

Начиная с 20-х гг. социальная психология, в частности - психология общения, становится одним из ведущих направлений в развитии психологической науки в США, Англии, Германии, Франции и Японии. Широкий размах прикладных исследований в этой области поддерживался крупнейшими промышленными корпорациями и военными ведомствами, заинтересованными в практическом использовании социально-психологических закономерностей.

Концептуальные основы разработки проблемы общения в отечественной психологии связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И.Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Первые попытки осветить проблему общения среди отечественных ученых предпринял В.М.Бехтерев. Общение, писал он, служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности. В.М.Бехтерев выделял два специфических вида общения: подражание и внушение. Особенно важную роль в воздействии одного человека на другого в процессе общения В.М.Бехтерев отводил бессознательному внушению идей, чувствований и ощущений, без опоры на логические формы убеждения и доказательства. Он выделяет условия, при которых такое внушение оказывается эффективным: единство настроения, переживаний людей, однородность собрания, его направленность на общую цель, наличие единой идеи. В.М.Бехтерев явился зачинателем разработки проблемы общения в отечественной психологии.

Затем интерес к проблеме общения снизился. Новый подъем наметился в 60-х гг. В это время В.Н.Мясищев рассматривал формирование личности и ее отношений под влиянием опыта общения с ближайшим и значимым социальным окружением. В отличие от других авторов, рассматривавших общение лишь как речевую коммуникацию, В.Н.Мясищев рассматривал общение целостно, «как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга». Большое внимание он уделял общению в психотерапии, в частности при лечении неврозов.

Проблеме общения значительное внимание уделял Б.Г.Ананьев. Он рассматривал общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он писал, что общение определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности и участвует в формировании всей психической организации человека. Он рассматривал с количественной и качественной стороны вопрос об оптимуме общения, необходимого для нормального развития человека как личности, а также последствия дефицита в общении для этого развития.

В 1967 г. в своей книге «Социальная психология как наука» Б.Д.Парыгин выделил проблему общения в качестве предмета изучения социальной психологии. С этого времени и по сей день общение становится предметом интенсивного научного изучения.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «психология общения» и «общение» и назовите девять групп коммуникативных потребностей человека.

2. В чем заключаются социальный и психологический смыслы общения?

3. Какова история изучения проблемы общения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: