Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет р ефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Её цель н е просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Поэтому рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Выделяют несколько классификаций рефлексии:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
2. Рефлексия деятельности.
3. Рефлексия содержания учебного материала.
Учитывая, что дети адаптируются и то, что они реагируют на эмоциональность учителя важно использовать рефлексию настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
(Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».
|
: На уроках.которые мы наблюдали. р.д. частично была и предполагала ответы детей на отдельные вопросы, но работу можно было усилить в значительной степени)
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. (была произведена в обоих классах).
Вторая классификация учебной рефлексии, отражающая четыре сферы человеческой сущности:
1)физическую (успел – не успел);
2)сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);
3)интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4)духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
1)выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2)отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
3)быть средством самопознания.
Остановимся на некоторых видах рефлексии подробнее:
Интеллектуальная рефлексия
·
Выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности; ·
что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал.
Упражнение «Плюс-минус-интересно».
|
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И»,так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Анкетирование:
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
|
«Условные знаки»
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы (на полях тетради, в блокнотах, оценочных картах):
«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» — не ответил.
Значки можно выбирать произвольно.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
«Дерево творчества» (Сказочное дерево)
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
Вариант 2: «Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов. Можно использовать характеристику цветов Макса Люшера. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Отражает внутреннее состояние ученика;
Самочувствие (комфортно – дискомфортно);
Является средством самопознания.
«Комплимент»
Удачно закончить урок на положительной ноте:
Комплимент-похвала;
Комплимент в деловых качествах;
Комплимент в чувствах.
«Солнышко»
Моё настроение похоже на:
солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.
«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
«Огонёк общения»
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
Ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно.
Например, зелёный самому умному, продуктивному на уроке; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении.
У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
Рефлексия деятельности
Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом;
Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
«Утверждение»
1) Выбери верное утверждение: 1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
«Лестница успеха»
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи
«Рефлексивный экран»
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Я почувствовала, что …
Я приобрела…
Я научилась…
Я смогу…
Меня удивило…
Я попробую…
Семинар дал мне для работы…
Мне захотелось…
Мне сегодня удалось…
Я получила от семинара…
Для меня было открытием, что …
На мой взгляд удалось…
Я бы учла на будущее…
На семинаре было важным…
Завтра я хочу на уроке…
Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?..
Что учесть на будущее?..
Зачем нам был нужен семинар?..
Рефлексия работы в группе
Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
— делало её более эффективной
— тормозило выполнение задания
— не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
·
недостаток информации
·
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
·
трудности в общении
Какой стиль общения преобладал в работе?
·
ориентированный на человека
·
ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
·
в группе сохранилось единство и партнерские отношения
·
единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
·
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
·
нежелание наладить контакт большинства участников группы
·
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
·
сама задача оказалась неинтересной, трудной
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Список литературы:
1.
Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17
2.
Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru», 2001
3.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
4.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
5.
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
6.
«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
7.
Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г
8.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе — М.: «Сентябрь», 1996
Подготовила – Осипова Лариса Юрьевна, учитель 1 квалификационной категории, г.Северодвинск