Целью работоы мы определяем исследование литературного персонажа как языковой личности при помощи составления речевого портрета и выявлении его особенностей.




УДК

Особенности речевого портрета одного из центральных персонажей в повести Б.Немцевой «Бабушка»

Голубева К.

ФГБОУ ВПО«Кемеровский государственный университет»

mail:Kristinochka19942010@mail.ru

 

С конца прошлого века,с учетом смены сциентистской, системно-структурной и статической парадигм на антропоцентрическую функциональную и когнитивную, а также динамическую парадигмы в лингвистике уделяется большое внимание изучению языковой личности.

Следует отметить,что изучение феномена языковой личности предполагает системный анализ и исследование различных признаков ее модели. В данной работе мы обращаемся именно к чешской языковой личности,котороя довольно мало изучена и требует более подробного и точного изучения в связи с развитимем русистики и интересом к славянским языкам. Работа представляет обращение к чешской языковой личности, через призму художесвенного произведения. В связи с этим объектом нашей работы будет художественный текст,а предметом в свою очередь –лингвистические особенности языковой личности одного из центральных персонажей повести.Целью работоы мы определяем исследование литературного персонажа как языковой личности при помощи составления речевого портрета литературного героя выявлении его основных лексических особенностей. В связи с этой целью мы составляем речевой портрет бабушки,одного из центральных персонажей повести известной чешской национальной писательницы Б.Немцовой «Бабушка».

Сама повесть является классическим произведением чешской литературы и как отмечет

— повесть, написанная чешской писательницей Боженой Немцовой в 1855 году. Это самая известная её работа. Является классическим произведением чешской литературы. Наиболее часто издаваемая книга вЧехии.

 

В свою очередь имеет огромное значение изучение языковой личости,следовательно составление ее речевого портрета. Под языковой личностью Ю. Караулов понимал «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов).» языковая Прежде всего под “языковой личностью” понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, т. е. комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения - по существу личность речевая. Под “языковой личностью” понимается также совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения, -личность коммуникативная. И, наконец, под “языковой личностью” может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода “семантический фоторобот”, составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре - личность словарная, этносемантическая” Под языковой личностью,исходя из исследований многих ченых,понимается Речевые портреты бывают как коллективные так и индивудуальные, индивидуальный речевой портрет давет возможность судить не только об одной языковой личности,но и и той или иной социальной группе в целом. Так же речевой портрет является неотъемлымы составляющим языковой при изучениии языковой личности,мы можем рассказать и о культуре данной языковой личности,языковой картине мира,и художественном мире произведения,в том случае если мы берем как языковую лчность литературного персонажа.

яевой портрет дает возможность судить о речевых характеристиках той или иной социальной группы Объектом изучения может стать и персонаж художественного произведения. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа.Анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности. При этом возможно описание не всех слоев языка, так как «языковые парадигмы, начиная от фонетической и кончая словообразовательной, оказываются вполне соответствующими общенормативным параметрам» [Николаева 1991:73] Ю.Н. Караулова: вербально-семантическому, когнитивному и прагматическому. В.И. Карасик определяет речевое поведение как «осознанную и неосознанную систему коммуникативных поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека» [Карасик 2004:84]. Объектом нашей работы будет художественный текст,а предметом в свою очередь –лингвистические особенности языковой личности одного из центральных персонажей повести.

Целью работоы мы определяем исследование литературного персонажа как языковой личности при помощи составления речевого портрета и выявлении его особенностей.

Понятие "языковая личность", образовано проекцией в область языкознания соответствующего междисциплинарного термина, в значении которого преломляются философские, социологические и психологические взгляды на общественно значимую совокупность физических и духовных свойств человека, составляющих его качественную определенность

. Прежде всего под "языковой личностью" понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности9, т.е. комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения - по существу личность речевая. Под "языковой личностью" понимается также совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения, - личность коммуникативная10. И, наконец, под "языковой личностью" может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода "семантический фоторобот", составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре - личность словарная, этносемантическая11

Со второй половины 80-х годов проблему национальной языковой личности фундаментально разрабатывает Ю. Н. Караулов. В книге “Русский язык и языковая личность” он определяет языковую личность как “совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности;
б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью”
Существует множество определений понятия “языковая личность”. “Понятие “языковая личность”
образовано проекцией в область языкознания соответствующего междисциплинарного термина, в значении которого преломляются философские, социологические и психологические взгляды на общественно значимую совокупность физических и духовных свойств человека, составляющих его качественную определенность. Прежде всего под “языковой личностью” понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, т. е. комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения - по существу личность речевая. Под “языковой личностью” понимается также совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения, -личность коммуникативная. И, наконец, под “языковой личностью” может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода “семантический фоторобот”, составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре - личность словарная, этносемантическая”

а речевую личность следует интерпретировать как набор элементов языковой личности, реализация которых связана со всеми экстралингвистическими и лингвистическими характеристиками данной ситуации общения: ее коммуникативными целями и задачами, ее темой, нормой и узусом, ее этнокультурными, социальными и психологическими параметрами. Человек (индивид) реализуется только в социуме, в результате общения с людьми. “Личность - это человек, уже присвоивший в процессе социализации свою человеческую сущность, в том числе и язык общества, в объеме, необходимом в данный момент жизни для равноправного с другими людьми участия в производстве материальных и духовных, в том числе и языковых ценностей” [18, с. 25].

Следует отметить, изучение феномена языковой личности предполагает системный анализ и исследование различных признаков ее модели. В данной работе мы обращаемся именно к чешской языковой личности,котороя мало изучена и требует более подробного и точного изучения в связи с Особый интерес на сегодняшний день представляет описание чешской языковой личности, которая ещё не подвергалась в отечественном языкознании специальному изучению, В этой связи перспективной целью настоящей статьи является рассмотрение языкового портретирования языковой личности бабушки,главной героин повести известной чешской писательницы Б.Немцовой,котрая в является национальной писательней Бабушка (по-чешски: Babička) — повесть, написанная чешской писательницей Боженой Немцовой в 1855 году. Это самая известная её работа. Является классическим произведением чешской литературы. Наиболее часто издаваемая книга вЧехии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: