Тема: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ КОЛЛОИДНЫХ СИСТЕМ.




Тема: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ КОЛЛОИДНЫХ СИСТЕМ.

Цель занятия: Экспериментально изучить свойства коллоидных систем: оптические, коагуляцию электролитами, коллоидную защиту.

Задачи:

1) научиться отличать коллоидные растворы от истинных с помощью конуса Фарадея – Тиндаля.

2) изучить коагуляцию золей электролитами и определить знак заряда гранулы.

3) изучить влияние коллоидной защиты на устойчивость золей.

Студент должен знать:

1. До изучения темы:

- строение мицеллы

- свойства растворов электролитов.

2. После изучения темы:

- правило Шульце – Гарди коагуляции коллоидных растворов электролитами.

Студент должен уметь:

- применять правило Шульце – Гарди при коагуляции золей электролитами

- Прогнозировать применение этого правила в медико-биологической практике.

Содержание занятия:

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Дисперсные системы, их классификация.

2. Понятие коллоидных растворов

3. Методы получения и способы очистки коллоидных растворов. Использование в медицине.

4. Свойства коллоидных растворов. Отличие коллоидных растворов от истинных.

5. Схема строения коллоидной частицы.

6. Свойства коллоидных систем.

- Оптические

- Молекулярно – кинетические (броуновское движение, диффузия, осмос.) сравнение их со свойствами истинных растворов.

7. Электрокинетические свойства коллоидных систем. Электрофорез и электроосмос. Их использование в медицине.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля. Пример:

1. Изоэлектрическая точка белка находится при рН =9,3

- укажите его характер (нейтральный, кислый, основной);

- приведите схему образования зарядов в нейтральной, кислой и щелочной среде;

- к какому электроду при электрофорезе перемещается этот белок при рН= 2,0

2. При рН=4,0 белок при электрофорезе остается на старте.

- Почему?

- Какой это белок?

- Изобразите его при этом значении рН.

- К какому электроду он будет перемещаться при рН= 8?

 

4). Выполнить другие задания, предусмотренные рабочей программой по дисциплине.

1. Объясните, какой из препаратов относится к коллоидным системам:

а) препарат сульфата бария в воде, применяемый как контрастное вещество при рентгенологическом исследовании, с размерами частиц 10-7 м;

б) препарат серебра в воде (колларгол), применяемый для обработки гнойных ран, при конъюктивных, с размерами частиц 10-9 – 10-7 м.

 

2. Приготовлены:

а) истинный раствор хлорида железа (III);

б) золь гидроксида железа (III).

Объясните, как практически можно доказать их отличие и принадлежность к различным дисперсным системам.

3.При гипертоническом кризе больному в вену ввели 10 мл 20% - ного раствора MgSO4. Учитывая возможность угнетения дыхания, ввели еще 10 мл 10% - ного раствора СаСI2. Напишите формулу мицеллы образовавшегося золя. Что произойдет, если полученный золь поместить в электрическое поле?

4.При язвенной болезни желудка назначают силикат магния. Силикат магния при поступлении в желудок реагирует с кислотой желудочного сока, при этом образуется золь кремниевой кислоты. Опишите происходящее явление и приведите формулу мицеллы.

Рекомендуемая литература:

основная:

1. Ершов Ю.А. «Общая химия» - М., «Высшая школа» - 2005, с. 526-545

2. Пузаков С.А. и др. Сборник задач и упражнений по общей химии, - М., Высшая школа, - 2004, с. 219-225

дополнительная:

1. Общая химия. Часть 3. Методическое руководство для лабораторно-практических занятий и самостоятельной подготовки студентов. Киров. 2000, с.21-30.

 

 

Методические указания подготовлены:___________________________________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «______».

 

Зав. кафедрой:________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

 

Кафедра ХИМИИ

 

Методические указания для студентов _1___ курса

Специальности Лечебное дело по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине ХИМИЯ

Тема: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ КОЛЛОИДНЫХ СИСТЕМ.

Цель занятия: Экспериментально изучить свойства коллоидных систем: оптические, коагуляцию электролитами, коллоидную защиту.

Задачи:

1) научиться отличать коллоидные растворы от истинных с помощью конуса Фарадея – Тиндаля.

2) изучить коагуляцию золей электролитами и определить знак заряда гранулы.

3) изучить влияние коллоидной защиты на устойчивость золей.

Студент должен знать:

1. До изучения темы:

- строение мицеллы

- свойства растворов электролитов.

2. После изучения темы:

- правило Шульце – Гарди коагуляции коллоидных растворов электролитами.

Студент должен уметь:

- применять правило Шульце – Гарди при коагуляции золей электролитами

- Прогнозировать применение этого правила в медико-биологической практике.

Содержание занятия:

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Коагуляция. Отличия от седиментации. Каким способом можно вызвать коагуляцию?

2. Видимые признаки коагуляции и её продукт.

3. Порог коагуляции. Зависимость порога коагуляции от заряда коагулирующего иона.

4. Коагулирующая способность электролита. Правило Шульце–Гарди.

5. Особенность коагуляции золей под действием смеси электролитов. Практическое значение антогонизма ионов, взаимной коагуляции.

6. Пептизация. Факторы, её вызывающие. Защитные коллоиды.

Электрокинетические явления в золях. Их использование в медицине. Электрофорез и электроосмос

 

3). Проверить свои знания с использованием контрольных вопросов. Пример:

Приведите формулировку правила Шульце – Гарди коагуляции золей электролитами

 

4). Выполнить другие задания, предусмотренные рабочей программой по дисциплине.

1. Золь кремниевой кислоты был получен смешением растворов силиката натрия и соляной кислоты. Напишите формулу мицеллы золя, если известно, что его коагуляцию вызывают катионы.

2. Золь сульфата бария получен смешением равных объемов нитрата бария и серной кислоты. Напишите формулу мицеллы золя и ответьте на вопрос: «Одинаковы ли сходные концентрации электролитов, если в электрическом поле гранула перемещается к аноду?»

3. В почечном процессе при всасывании щавелевой кислоты из желудочно-кишечного тракта может образоваться золь: СаСI2(изб.) + Н2С2 О4 = СаС2О4¯ +2НCI

Каков заряд золя? Какие из ионов будут обладать коагулирующей способностью для частиц этого золя: К+, Mg2+, АI3+, NO3-, РО43-. Коагулирующая способность каких ионов будет больше?

4. Пороги коагуляции электролитов (оль/л) для некоторого золя оказались равны:

Для NaCI 51,0 для MgCI2 0, 717 для AICI3 0,093

Определите знак заряда гранулы (правило Шульце – Гарди).

  1. Напишите формулу мицеллы золя, полученного взаимодействием нитрата свинца со щелочью, если известно, что при электрофорезе гранула перемещается к катоду. При добавлении к этому золю раствора MgSO4 какие ионы будут вызывать коагуляцию?

 

Рекомендуемая литература:

основная:

1. Ершов Ю.А. «Общая химия» - М., «Высшая школа» - 2005, с. 526-545

2. Пузаков С.А. и др. Сборник задач и упражнений по общей химии, - М., Высшая школа, - 2004, с. 219-225

дополнительная:

1. Общая химия. Часть 3. Методическое руководство для лабораторно-практических занятий и самостоятельной подготовки студентов. Киров. 2000, с.21-30.

 

 

Методические указания подготовлены:___________________________________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «______».

 

Зав. кафедрой:________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: