ЗАНЯТИЕ 2. ОБРАЩЕНИЕ С ПРОСЬБОЙ (продолжение)




Задачи

Развить у учащихся умения, необходимые для успешного общения в ситуациях просьбы и отказа.
Развить навыки наблюдения и самонаблюдения.
Научить осознавать свои эмоциональные состояния и мотивы поведения.
Научить анализировать различные ситуации, а также свое поведение, чувства, вербальные и невербальные действия участников общения.
Развить самостоятельность суждений, умение высказывать свое мнение.

Формы работы

Ролевое проигрывание различных ситуаций, поведенческий тренинг навыков
и умений, анализ ситуаций просьбы и отказа на рисуночном материале (художник
А. Родионов), обсуждение заданий и упражнений и др.

Принципы проведения занятий

Создание психологом личностно-ориентированного стиля общения с учащимися.
Принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей раскрывать творческий потенциал детей.
Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы психолога с учащимися.
Принцип вариативности, гибкости: готовность психолога проводить занятия, учитывая нестабильность и непредсказуемость поведения детей.
Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).

ЗАНЯТИЕ 1. ОБРАЩЕНИЕ С ПРОСЬБОЙ

Психолог. Если собеседники понимают друг друга, готовы помочь друг другу, уступить, то общаться им легко и приятно. Но бывают ситуации, когда надо сказать «нет», отказать в просьбе другому человеку. Как сделать это убедительно и не обидеть его?
Бывает так, что надо попросить о чем-то другого человека, но сделать это нелегко. Как обратиться к нему с просьбой, чтобы он тебя услышал?
На наших занятиях мы постараемся узнать, как нужно обращаться с просьбой к другим, как нужно отказывать, не обижая других. Мы будем учиться делать это так, чтобы нас услышали и поняли. Тема нашего занятия сегодня — «Обращение с просьбой».
Просить не всегда бывает просто. Бывает, что человек не решается попросить о чем-либо, потому что опасается, что ему откажут. Были ли в вашей жизни такие ситуации?

Если кто-то из детей вспомнил о подобной ситуации, нужно попросить рассказать о ней, привести пример.
Психолог. Действительно, просить бывает не всегда просто. Очень важно, как человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпрашивать, клянчить, принижать себя. Получается просьба с унижением. Это неприятно.
Бывает, что человек думает, что просит, а на самом деле приказывает, заставляет. Это не просьба, а команда. Тот, кого так просят, может или подчиниться без особой радости, или отказать «назло» (только потому, что не любит, когда ему приказывают).
А можно спокойно, вежливым тоном обратиться к другому человеку, сказать, о чем просишь и почему это для тебя важно. В этом случае есть возможность найти общий язык с этим человеком и сохранить хорошее настроение и добрые отношения.

Упражнение

Это упражнение учит детей различать приказ, выпрашивание и вежливую просьбу.
Перед началом упражнения учащимся раздаются рисунки с заданием (см. рис. 1).

Рис. 1

Психолог. Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, какие ситуации изображены на рисунке: приказ, выпрашивание или вежливая просьба? Соедините каждый рисунок с соответствующим названием.
Ученики выполняют задание. После этого важно обсудить, что подсказало им ответ. При обсуждении психолог обращает внимание детей не только на анализ высказывания нарисованных персонажей, но и на невербальные проявления: мимику, жесты, позы.
Психолог. То, КАК люди обращаются с просьбой, может вызывать у их собеседников разные чувства и эмоциональные реакции. Попробуем разобраться в том, что могут чувствовать люди в разных ситуациях.
Психолог делит участников на несколько групп по 4–5 человек и раздает рисуночный материал (см. рис. 2, 3, 4). Каждой группе достается по три ситуации.

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Психолог. Рассмотрите рисунки, обратите внимание на мимику, жесты, позы участников каждой ситуации. Как вы думаете, что они могут чувствовать? Обсудите и запишите чувства каждого персонажа.
Группы в течение нескольких минут выполняют задание. После этого психолог суммирует ответы каждой из групп по каждой ситуации, обращая внимание на общее понимание чувств персонажей и на эмоциональные оттенки, которые удалось обнаружить какой-либо группе. Если какое-то чувство вызывает удивление у психолога, то важно попросить группу объяснить, почему они его назвали.

Упражнение

Психолог. Сейчас мы будем работать в группах (это могут быть те же группы, что и в предыдущем упражнении). Каждый по очереди обратится к группе (например, с просьбой дать цветные карандаши или ластик). Говорящий придумает, КАК он будет просить: приказывать, умолять-выпрашивать или вежливо просить.
После этого каждый обратится с просьбой к группе, используя интонацию, мимику, жесты, позу. Группе надо догадаться, что это за обращение.

В течение 5–7 минут учащиеся выполняют задание.
Психолог. В каком случае, по вашему мнению, может получиться общение на равных?
Ребята высказывают свое мнение.
Психолог (эти слова можно написать на доске). Действительно, просить — не значит заставлять! Просить — не значит унижаться! Просить — значит обратиться за помощью к другому человеку, сказав ему о своих затруднениях, интересах!

ЗАНЯТИЕ 2. ОБРАЩЕНИЕ С ПРОСЬБОЙ (продолжение)

Психолог. На прошлом занятии мы с вами пришли к выводу, что общение происходит на равных, если мы просим, доброжелательно обращаясь к другому человеку, а не приказываем, умоляем или клянчим.
Давайте подумаем, что помогает общению в ситуации просьбы?

Учащиеся высказывают свои варианты ответов. Психолог фиксирует подходящие ответы на доске.
На наших занятиях получился следующий список:

— спокойный, доброжелательный голос;
— вежливые слова;
— внимательное отношение к собеседнику;
— плавные жесты;
— четкое изложение просьбы.

Возможно, на занятиях, которые будете проводить вы, получится несколько иной список. Важно, чтобы он содержал понятные детям критерии, на которые они могут ориентироваться, обращаясь с просьбой.

Упражнение

Психолог. Это задание выполняется в парах.
Дети разбиваются на пары.
Проиграйте разные ситуации обращения с просьбой:

— попросите пассажира передать деньги на билет;
— попросите прохожего объяснить, как пройти в зоопарк;
— попросите у кассира в билетной кассе два билета в кино;
— спросите у прохожего, который час.

Ваша задача заключается в том, чтобы вежливо обратиться с просьбой, используя знания о том, что помогает общению.
Упражнение выполняется 2—3 минуты.

Упражнение

Психолог. Посмотрите внимательно на рисунки. Как вы думаете, в каком случае изображена ситуация вежливой просьбы?
Ребятам предъявляются поочередно две ситуации (см. рис. 5, 6).

Рис. 5

Рис. 6

Психолог. Если вы сомневаетесь, захочет ли человек выполнить вашу просьбу, надо объяснить ему, почему для вас это важно.
На доске психолог пишет следующую «формулу»:

ПРОСЬБА + ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОЧЕМУ ДЛЯ ТЕБЯ ЭТО ВАЖНО

В качестве иллюстрации можно предъявить учащимся еще одну ситуацию (см. рис. 7).

Рис. 7

Психолог. Какая просьба более убедительна? Почему?

Упражнение

Психолог. Это задание выполняется в парах.
Дети разбиваются на пары.
Обратитесь по очереди друг к другу с просьбой и объясните, почему для вас это важно.
Примеры ситуаций:

— попросите книгу,
— попросите линейку,
— попросите объяснить, как решается задача.

Это могут быть любые ситуации, придуманные вами. Постарайтесь обратиться с просьбой так, чтобы она звучала убедительно.
Упражнение выполняется около 5 минут.
Психолог. Давайте рассмотрим такую ситуацию.
Как ты думаешь, какие чувства могут возникнуть у ребят в следующей ситуации.

— Дай мне почитать книжку!
— Я не могу тебе ее сейчас дать, я сам читаю.
— Не дашь — не буду с тобой дружить! И всем расскажу, что ты жадина!
— Ладно, бери...

Почему мальчик отдал книгу? Как эта ситуация может повлиять на отношения ребят?
Дети отвечают.
Психолог. Бывали ли у вас ситуации, когда кто-то говорил вам: «Не дашь — не буду дружить!», «Не сделаешь — не буду дружить!» Приведите примеры.
Если ребята приводят такие примеры, то важно спросить у них о том, что они чувствовали в этой ситуации, хотелось ли им дружить с тем, кто так говорил.
Психолог. Обращаясь с просьбой к другому человеку, важно помнить, что он имеет право на отказ. Постарайтесь понять, почему выполнение вашей просьбы невозможно. Если же просьбу трудно выполнить по каким-то причинам, то, может быть, вы все-таки сумеете договориться, обсудить условия, уступив друг другу в чем-то.
Послушайте внимательно следующий диалог:
— Дай мне, пожалуйста, почитать рассказы Носова.
— Я не могу тебе дать эту книгу, потому что сама ее читаю.
— А сможешь мне ее дать, когда прочитаешь?
— Когда прочитаю, дам. Только ненадолго.
— Я постараюсь за неделю прочитать ее.
— Хорошо, на неделю я дам тебе книгу, когда прочитаю ее.
— Спасибо. Я буду ждать.
— Хорошо, а я постараюсь быстрее дочитать ее и принесу тебе.
Какие условия удалось обсудить в диалоге ребятам? Кто в чем уступил?

Дети отвечают.
Психолог. Если вы обращались с просьбой к кому-либо, то в конце разговора обязательно поблагодарите своего собеседника.
Если вы получили согласие, поблагодарите за то, что вашу просьбу услышали и согласились помочь.
Если человек, к которому вы обратились, не может выполнить вашу просьбу, поблагодарите его за то, что он выслушал вас.
Важно помнить следующее: доброжелательное завершение разговора — это приглашение к общению в будущем!

Эти слова психолог может написать на доске.
Наше обсуждение того, как лучше общаться в ситуациях, когда вам надо о чем-то попросить другого человека или других людей, подходит к концу.
Что нового вы узнали для себя на этих занятиях?

Ребята отвечают по желанию. Затем психолог благодарит всех за участие в занятии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: