Автор сказки: Ирис Ревю
В далёком царстве, в предалёком государстве жил-был мальчик Витя. Хороший такой мальчишка: вежливый, умный, весёлый. Но был у него один недостаток. Он с трудом просыпался по утром. Никак не хотелось ему покидать теплый мир сна.
В детской комнате, где спал Витя, жили музыкальные инструменты: скрипка, валторна и дудочка. Каждое утро музыкальные инструменты с тревогой наблюдали за тем, с каким трудом просыпается Витя.
И однажды они придумали вот что: утром, когда мама придёт будить Витю, сыграть для мальчика красивую мелодию. Нужно заметить, что музыкальные инструменты были умными, и они хорошо знали, что музыка умеет творить чудеса.
Наступило утро. Ласковое солнышко не забыло заглянуть к Вите в комнату. Оно послало мальчику свой маленький золотой лучик. В это время к Вите зашла мама, и сказала, что пора вставать. Лицо Вити сделалось хмурым.
И вдруг мальчик услышал красивые звуки. Это скрипка, валторна и дудочка исполняли для него бодрую утреннюю мелодию.
И случилось чудо. Мальчишка вскочил, приветливо помахал маме рукой. Утро вдруг сделалось добрым. Хорошее утро – начало нового дня, начало новой жизни.
А музыка отправилась творить свои чудеса дальше.
Сказка о музыкантах
Автор сказки: Ирис Ревю
В далёкие-предалёкие времена, в старинном городе Сарабанда произошла эта невероятная история…
Это случилось в старинном городе под названием Сарабанда, в далёкие-предалёкие времена. Трое музыкантов, что играли для жителей Сарабанды, жили в почёте и уважении. Один из них играл на скрипке, другой – на валторне, третий – на дудочке.
Ни один городской праздник в Сарабанде не обходился без знаменитых музыкантов.
|
Вот только заработанных денег было порой немного. Иногда их хватало лишь на каравай хлеба, да кувшинчик молока.
— Так больше продолжаться не может — возмутилась однажды Скрипка, глядя на очередную скромную трапезу музыкантов.
И она придумала вот что. Под покровом ночи Скрипка проникла во дворец, к королевским музыкальным инструментам. И рассказала им о бедных музыкантах. А те обо всём рассказали королю. Наутро король вызвал к себе музыкантов и попросил их показать своё мастерство.
Музыканты играли вальсы, ригодоны, элегии… Под вечер король не захотел с ними расставаться.
Он назначил музыкантам королевское жалованье, и теперь они исполняли свою музыку не только для простых жителей Сарабанды, но и для короля.
И дело пошло на лад.
Когда умеешь что-то делать хорошо, с душой, то рано или поздно это принесёт свои плоды.
ЧУДО-СВИСТУЛЬКА
— Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
— Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама.
— Тогда я не пойду на праздник весны,—расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
— А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
— Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике.
— Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
— Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик.
— У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
— Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка.
— Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
— Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
— А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама.
— Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
— Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.
|
|
Что такое музыка
Мышонок вылез из футляра и сообщил:
– Там прячется какой-то зверь. Туловище у него закругленное, с выемками по бокам. Шея длинная и узкая, а головка изогнутая, и с каждой стороны по два ушка.
- Так много ушей? Наверное, слух у этого зверя лучше мышиного, – заметил папа мышь.
- Я забыл сказать, что на шее у зверя натянуты железные жилки. А рядом с ним лежит палочка с волосками, – добавил мышонок.
-Ой, неужели он будет драться своей палочкой?! – воскликнула мама мышка.
- Пусть попробует, я его… – запищал папа мышь, но его перебили старые часы.
- Глупые, мыши. Это же скрипка, музыкальный инструмент.
Тут вдруг раздался щелчок, футляр открылся, и все увидели скрипку.
Она огляделась и тихо прозвенела:
– Здравствуйте, как долго я спала. Надеюсь, вы любите музыку?
-А что такое музыка? – спросил любопытный мышонок.
- Как, вы не знаете, что такое музыка? – застонала скрипка.
-Нет, не знаю, у нас на чердаке нет музыки, – ответил мышонок.
-Музыка – это, когда я пою, а мои струны звенят. В общем, музыку надо слушать, а не рассказывать о ней, – взволнованно объяснила скрипка.
- Дорогая скрипка, исполните нам что-нибудь. Пусть мышки хотя бы раз в жизни услышат настоящую музыку, – попросили часы.
- Хорошо, – прозвенела скрипка и напряглась, но кроме тихого звона ничего не получилось. Она снова напряглась, и снова раздался еле слышный звон струн.
- Ничего особенного нет в этой музыке, – сказала мама мышка, и все согласились с ней.
На скрипку перестали обращать внимание, и она лежала несчастная и молчаливая. Через некоторое время смычок тихо прошелестел:
– Струны, почему вы разучились петь? Может, вы заболели или потеряли музыку?
- Мы не заболели, – обиженно прозвенела первая струна.
- И не разучились петь, – откликнулась вторая струна.
- Между прочим, струна была первым музыкальным инструментом. Когда охотник отпускал натянутую тетиву, она звенела. Так человек впервые понял, что в струне живет музыка, – обстоятельно объяснила третья струна.
- Это ты, смычок, заболел, ослаб и потерял музыку, – колко заметила четвертая струна.
- Вовсе нет. Пусть я маленький и хрупкий, но внутри у меня огромная сила музыки. Конский волос, натянутый на меня, даже вибрирует от нетерпения и желания извлечь чудесные звуки музыки, – обиженно просипел смычок.
-Вы зря спорите. Я думаю, вам не хватает самого главного – человека, – скрипнули часы. – Только человек может оживить вас и заставить звучать.
- Меня, впрочем, тоже может завести только человек, – вздохнули часы.
- Дорогие часы, давайте позовем человека, – попросила скрипка.
- Бесполезно, сюда уже давно никто не приходит, – ответили часы.
- Я не могу жить без музыки, давайте попробуем, – взмолилась скрипка и тихо зазвенела. Часы попытались качнуть маятником, их шестеренки повернулись, и раздалось одиночное «бом». Шкаф заскрипел дверцей, а мыши запищали.
Вдруг все услышали громкие голоса людей и смолкли. Пожилой голос ворчал:
– Куда ты меня тащишь, внучка? В моем возрасте тяжело по чердакам лазить
- Бабушка, там кто-то живет. Я слышала шум, но боюсь одна идти, – ответил голосок девочки.
Дверца в полу заскрипела, и бабушка с внучкой поднялись на пыльный чердак.
-Ой, бабушка, смотри, скрипочка! Неужели она может играть? Какой маленький смычок, – щебетала девочка.
- Это же моя первая детская скрипка, – с улыбкой ответила старушка.
Она взяла скрипку в руки, ласково протерла ее и подкрутила колки. Положив скрипку на плечо, старушка прижалась к ней подбородком и взмахнула рукой со смычком. Нежные хрустальные звоны рассыпались по чердаку.
- Бабушка, это настоящая музыка, – восхищенно прошептала девочка.
- Да, это настоящая музыка, – откликнулись часы.
-Так вот, что такое музыка, – пропищали мышки под старым диваном.
С тех пор струны и смычок снова трудятся вместе. Они учат маленькую девочку играть на скрипке. Иногда скрипку берет в руки бабушка, и весь дом наполняется щемящими сердце нежными звуками музыки.
Тогда мышки спускаются с чердака послушать пение скрипки. А часы, которые теперь переселились в комнату, назидательно тикают:
– Тик-так, вы слышите, тик-так, это музыка! Она живет не только в струнах, смычке или скрипке. Настоящая музыка живет в человеке.
Знакомьтесь ребята. Инструмент по имени Фортепиано. У этого инструмента очень интересная история. Давайте послушаем, что расскажет фортепиано.
- Все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы.
— О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано?
— Смотрите же!
Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом.
Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.
Кажется, будто они хотят застать струны врасплох, появляясь в самых неожиданных местах — то поодиночке, то группами. И струны рокочут от
бешеных наскоков молоточков, и плачут, будто задетые за живое, и нежно поют под ласковыми прикосновениями.
И смеются, и ликуют, и негодуют, и печалятся, и вздыхают...
Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано?
— Имя мое, — объяснил инструмент, — от двух итальянских слов: форте и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо.
— До обидного простое имя у такого замечательного инструмента! Да вы достойны самого звучного имени на свете!
— Что ж, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский.
— Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей королевской родословной!
Извольте. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:род Струнных, род Клавишных и род Ударных.Мой прямой предшественник, можно сказать, отец родной — благородный Клавесин.
Он царил в музыкальном мире в XVII— XVIII веках.От Клавесина я унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Правда, сердце Клавесина билось иначе, чем мое: более бесстрастно и сдержанно — от щипка струн перышками.
А теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильмы о музыкальных инструментах и нарисовать рисунки к сказкам или к мультфильмам:
https://www.youtube.com/watch?v=TuuVHOmM1Zc&list=PLZ_OI0KDP0K_wkyQdQOGUsf0xWgOCQwqU&index=25&t=0s
https://www.youtube.com/watch?v=WCkDcGpQ4oE&list=PLZ_OI0KDP0K_wkyQdQOGUsf0xWgOCQwqU&index=1
https://www.youtube.com/watch?v=nQzJUHbTXys
Приятного просмотра!