Теоретический материал для самостоятельного изучения




Музыка и архитектура

Музыка и архитектура – два величайших вида искусства. И в камне, и в нотах люди испокон веков пытались передать свои самые сильные чувства: любовь и печаль, радость побед и горечь поражений.

Впервые красивая метафора о том, что архитектура – это немая музыка, родилась в устах великого Иоганна Вольфганга фон Гёте. Позже её перефразировал знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг, благодаря которому появится афоризм «Архитектура – застывшая музыка».

Рассмотрим, как много общего можно найти в стилистическом оформлении храмов, живописи и духовной музыке.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

Английский кафедральный собор в г. Рипон

Цели и задачи

Цель:

· научиться выявлять гармонию в различных видах искусств – архитектуре, музыке, изобразительном искусстве.

Задачи:

· научиться соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусства по стилю;

· научиться размышлять о великом прошлом, познавая прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

 

Стилевые особенности архитектуры эпохи Возрождения, барокко, Средневековья

Найдите на фотографиях готический собор, древнегреческий храм и древнерусскую церковь. Подберите подписи к изображениям.

· Спасо-Преображенский собор в Ярославле – древнерусская церковь

 

· Парфенон – древнегреческий храм

·

· Собор Парижской Богоматери – готический собор

 

Смотреть: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/main/255091/

 

Конспект урока

Музыка

Класс

Урок № 27

Застывшая музыка

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- духовная музыка Средневековья, эпохи Возрождения и барокко;

- гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства;

- григорианский хорал, оратория, полифония, месса, реквием, фуга;

- музыкальный импрессионизм.

Тезаурус

Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви.

Импрессионизм в музыке – это направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.

Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.

Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке.

Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.

Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.

Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.

Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.

Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Духовная музыка всегда обладала удивительной силой вдохновлять, наполнять верой и надеждой. И это не удивительно, ведь в средневековой Европе музыка развивалась в основном внутри церкви. Самым популярным жанром тогда был григорианский хорал – католические молитвы, положенные на музыку.

Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Богослужебное пение называли ангелогласным, ведь певчие использовали интонации, которые не встречались в светской музыке. В Средневековье были популярны и другие вокальные жанры, которые тоже исполнялись в церквях: органум, мотет, гокет, кондукт.

Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке.

Любое церковное исполнение было немыслимо вне сводов и стен самого храма. Архитекторы Средневековья превращали церкви в настоящие музыкальные инструменты, мастерски используя свойства акустики. Духовные композиции называли иконами в звуке, а уникальную архитектуру религиозных сооружений сравнивали с застывшей музыкой. Строгие очертания храмов и монастырей, их красота и величие будто наполнены одухотворяющей гармонией. Музыкальные произведения того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. На смену одноголосному пению в церковь пришла инструментальная музыка, прежде всего органная.

Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент.

Музыка католических храмов была динамичной, драматической, словно устремлённой ввысь. Русские православные сочинения отличались умиротворённостью и распевностью. Древние христиане воспевали Бога в псалмах и гимнах в основном без музыкального сопровождения – а капелла.

В эпоху Возрождения богослужебное пение западных католиков получило название сantusplanus,что означало «плавный распев ». В эпоху барокко средневековая полифоническая традиция получила развитие в мессах, ораториях, реквиемах и фугах. Музыка стала более мелодичной, живой, в ней появилось содержание. Ярким представителем барочного искусства является немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Он писал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы, и известен как непревзойдённый мастер полифонии.

Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.

Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.

Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.

Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.

Сонаты и партиты Баха – это своеобразное музыкальное воплощение Евангелия, вершина скрипичной музыки эпохи барокко. Произведения Баха отличаются необычайной образностью, объёмностью, текучестью и динамичностью. Они как нельзя лучше созвучны архитектуре величественных соборов, где и звучали.

Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.

Архитектура, музыка и живопись тесно переплетены друг с другом и часто служат источниками взаимного вдохновения. Как оказывается, музыку можно найти всюду – в изящных архитектурных формах, древних руинах и на знаменитых полотнах.

Понятие застывшей музыки можно применить и к живописи, особенно к картинам, написанным импрессионистами.

Художники этого направления создавали картины под влиянием момента, под впечатлением от увиденного: impression в переводе с французского — впечатление.

Основоположником музыкального импрессионизма является французский композитор Клод Дебюсси.

Музыкальный импрессионизм – музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.

Французский композитор Клод Дебюсси (1862–1918) – ярчайший представитель музыкального импрессионизма. Его музыка олицетворяет переход от позднего романтизма к модернизму XX века. Значительное влияние на творчество Дебюсси оказали сочинения Рихарда Вагнера.

Пару лет Дебюсси работал учителем музыки в российском поместье меценатки Петра Ильича Чайковского Надежды фон Мекк. Затем Клод отправился в Рим, где продолжил свою музыкальную карьеру как композитор.

Клод Дебюсси сотрудничал и с Сергеем Павловичем Дягилевым. В 1912 году состоялась премьера его балета «Послеполуденный отдых фавна», а в 1913 году специально для «Русских сезонов» была написана музыка к балету «Игры». Дебюсси называют отцом музыки прошлого столетия. Его композиции обладают неимоверной красочностью и живостью, подобно полотнам знаменитых импрессионистов Клода Моне и Огюста Ренуара.

Тренировочные задания

№ 1. Что называли застывшей музыкой?

Варианты ответов: иконы в храмах, паузы в музыкальных произведениях, архитектуру религиозных сооружений.

Для правильного ответа достаточно вспомнить, что чувствуют люди, глядя на строгие очертания храмов и монастырей, любуясь их красотой и величием.

Музыкальные композиции того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. А стены и своды храмов были настоящими музыкальными инструментами, усиливая звуки пения за счет хорошей акустики.

Значит, правильный ответ: архитектуру религиозных сооружений.

№ 2. Как можно охарактеризовать музыку Иоганна Себастьяна Баха?

Выберите правильный ответ: тоскливая, образная, героическая, объёмная, историческая, скучная, текучая, идейная.

На уроке прозвучали произведения Баха, который известен как мастер полифонии. Он писал музыку, которая отличалась цикличностью, многоголосием, была насыщена яркими образами, отличалась текучестью и объёмом – её звуки заполняли собой огромные пространства католических соборов.

Значит, правильный ответ: образная, объёмная, текучая.

Тезаурус

Григорианский хорал (от лат. cantuschoralis — «хоровое пение») – традиционное литургическое пение римско-католической церкви.

Импрессионизм в музыке (от фр. impression — «впечатление») – направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.

Оратория (от лат.оratorium ) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.

Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке.

Полифония (от греч. polýs - многочисленный и phōnē - звук) – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.

Месса (от лат. missio — «миссия, послание») – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.

Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.

Фуга (от лат. fugere – «бежать», «убегать») – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.

Орган (от греч. órganon – инструмент) – клавишный духовой музыкальный инструмент.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: