Музыка и архитектура
Музыка и архитектура – два величайших вида искусства. И в камне, и в нотах люди испокон веков пытались передать свои самые сильные чувства: любовь и печаль, радость побед и горечь поражений.
Впервые красивая метафора о том, что архитектура – это немая музыка, родилась в устах великого Иоганна Вольфганга фон Гёте. Позже её перефразировал знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг, благодаря которому появится афоризм «Архитектура – застывшая музыка».
Рассмотрим, как много общего можно найти в стилистическом оформлении храмов, живописи и духовной музыке.
Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
Английский кафедральный собор в г. Рипон
Цели и задачи
Цель:
· научиться выявлять гармонию в различных видах искусств – архитектуре, музыке, изобразительном искусстве.
Задачи:
· научиться соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусства по стилю;
· научиться размышлять о великом прошлом, познавая прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Стилевые особенности архитектуры эпохи Возрождения, барокко, Средневековья
Найдите на фотографиях готический собор, древнегреческий храм и древнерусскую церковь. Подберите подписи к изображениям.
· Спасо-Преображенский собор в Ярославле – древнерусская церковь
· Парфенон – древнегреческий храм
·
· Собор Парижской Богоматери – готический собор
Смотреть: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/main/255091/
Конспект урока
Музыка
Класс
Урок № 27
Застывшая музыка
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- духовная музыка Средневековья, эпохи Возрождения и барокко;
- гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства;
- григорианский хорал, оратория, полифония, месса, реквием, фуга;
- музыкальный импрессионизм.
Тезаурус
Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви.
Импрессионизм в музыке – это направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.
Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке.
Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.
Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.
Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.
Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.
Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент.
Обязательная литература
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Духовная музыка всегда обладала удивительной силой вдохновлять, наполнять верой и надеждой. И это не удивительно, ведь в средневековой Европе музыка развивалась в основном внутри церкви. Самым популярным жанром тогда был григорианский хорал – католические молитвы, положенные на музыку.
Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Богослужебное пение называли ангелогласным, ведь певчие использовали интонации, которые не встречались в светской музыке. В Средневековье были популярны и другие вокальные жанры, которые тоже исполнялись в церквях: органум, мотет, гокет, кондукт.
Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке.
Любое церковное исполнение было немыслимо вне сводов и стен самого храма. Архитекторы Средневековья превращали церкви в настоящие музыкальные инструменты, мастерски используя свойства акустики. Духовные композиции называли иконами в звуке, а уникальную архитектуру религиозных сооружений сравнивали с застывшей музыкой. Строгие очертания храмов и монастырей, их красота и величие будто наполнены одухотворяющей гармонией. Музыкальные произведения того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. На смену одноголосному пению в церковь пришла инструментальная музыка, прежде всего органная.
Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент.
Музыка католических храмов была динамичной, драматической, словно устремлённой ввысь. Русские православные сочинения отличались умиротворённостью и распевностью. Древние христиане воспевали Бога в псалмах и гимнах в основном без музыкального сопровождения – а капелла.
В эпоху Возрождения богослужебное пение западных католиков получило название сantusplanus,что означало «плавный распев ». В эпоху барокко средневековая полифоническая традиция получила развитие в мессах, ораториях, реквиемах и фугах. Музыка стала более мелодичной, живой, в ней появилось содержание. Ярким представителем барочного искусства является немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Он писал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы, и известен как непревзойдённый мастер полифонии.
Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.
Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.
Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.
Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.
Сонаты и партиты Баха – это своеобразное музыкальное воплощение Евангелия, вершина скрипичной музыки эпохи барокко. Произведения Баха отличаются необычайной образностью, объёмностью, текучестью и динамичностью. Они как нельзя лучше созвучны архитектуре величественных соборов, где и звучали.
Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
Архитектура, музыка и живопись тесно переплетены друг с другом и часто служат источниками взаимного вдохновения. Как оказывается, музыку можно найти всюду – в изящных архитектурных формах, древних руинах и на знаменитых полотнах.
Понятие застывшей музыки можно применить и к живописи, особенно к картинам, написанным импрессионистами.
Художники этого направления создавали картины под влиянием момента, под впечатлением от увиденного: impression в переводе с французского — впечатление.
Основоположником музыкального импрессионизма является французский композитор Клод Дебюсси.
Музыкальный импрессионизм – музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.
Французский композитор Клод Дебюсси (1862–1918) – ярчайший представитель музыкального импрессионизма. Его музыка олицетворяет переход от позднего романтизма к модернизму XX века. Значительное влияние на творчество Дебюсси оказали сочинения Рихарда Вагнера.
Пару лет Дебюсси работал учителем музыки в российском поместье меценатки Петра Ильича Чайковского Надежды фон Мекк. Затем Клод отправился в Рим, где продолжил свою музыкальную карьеру как композитор.
Клод Дебюсси сотрудничал и с Сергеем Павловичем Дягилевым. В 1912 году состоялась премьера его балета «Послеполуденный отдых фавна», а в 1913 году специально для «Русских сезонов» была написана музыка к балету «Игры». Дебюсси называют отцом музыки прошлого столетия. Его композиции обладают неимоверной красочностью и живостью, подобно полотнам знаменитых импрессионистов Клода Моне и Огюста Ренуара.
Тренировочные задания
№ 1. Что называли застывшей музыкой?
Варианты ответов: иконы в храмах, паузы в музыкальных произведениях, архитектуру религиозных сооружений.
Для правильного ответа достаточно вспомнить, что чувствуют люди, глядя на строгие очертания храмов и монастырей, любуясь их красотой и величием.
Музыкальные композиции того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. А стены и своды храмов были настоящими музыкальными инструментами, усиливая звуки пения за счет хорошей акустики.
Значит, правильный ответ: архитектуру религиозных сооружений.
№ 2. Как можно охарактеризовать музыку Иоганна Себастьяна Баха?
Выберите правильный ответ: тоскливая, образная, героическая, объёмная, историческая, скучная, текучая, идейная.
На уроке прозвучали произведения Баха, который известен как мастер полифонии. Он писал музыку, которая отличалась цикличностью, многоголосием, была насыщена яркими образами, отличалась текучестью и объёмом – её звуки заполняли собой огромные пространства католических соборов.
Значит, правильный ответ: образная, объёмная, текучая.
Тезаурус
Григорианский хорал (от лат. cantuschoralis — «хоровое пение») – традиционное литургическое пение римско-католической церкви.
Импрессионизм в музыке (от фр. impression — «впечатление») – направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.
Оратория (от лат.оratorium ) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке.
Полифония (от греч. polýs - многочисленный и phōnē - звук) – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.
Месса (от лат. missio — «миссия, послание») – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.
Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.
Фуга (от лат. fugere – «бежать», «убегать») – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.
Орган (от греч. órganon – инструмент) – клавишный духовой музыкальный инструмент.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.