Виды страховых рисков. Под страховыми рисками по–нимаются ожидаемые благоприятные или неблагоприят–ные события в виде убытков (по рисковому страхованию) или доходов (по сберегательному страхованию). В зависи–мости от оснований классификации выделяют такие виды рисков, как чистые и спекулятивные; страховые и нестрахо–вые; благоприятные и неблагоприятные; технический риск страховщика и др.
1. В зависимости от возможного экономического ре–зультата их проявления риски делятся на две основ–ные группы – чистые и спекулятивные. Чистые риски определяют возможность получения отрицательного или нулевого экономического результата (риски стихийных явлений, природные, техногенные, экологические риски). Спекулятивные риски дают возможность получить все три экономических результата – отрицательный, нулевой и положительный (финансовые риски как часть рисков ком–мерческой деятельности).
2. Исходя из возможности быть застрахованными риски подразделяются на страховые и нестраховые, т.е. риски, которые не могут быть застрахованы и, следователь–но, не включаются в договор страхования. Но большинство рисков все же можно застраховать. Перечень страховых рисков составляет объем страховой ответственности по до–говору страхования, который выражается с помощью стра–ховой суммы договора.
3. В зависимости от источника опасности выделяют риски, связанные с проявлением стихийных сил приро–ды, и риски, возникающие вследствие целенаправленного воздействия человека. К первой группе рисков относятся землетрясения, наводнения, сели, цунами и др. С целена–правленным воздействием человека связаны такие риски, как кража, ограбление, акты вандализма и другие противо–правные действия.
|
4. По объему ответственности страховщика риски подразделяются на индивидуальные и универсальные. При–мер индивидуального риска представляет договор страхо–вания шедевра живописи во время перевозки и экспозиции на случай актов вандализма по отношению к нему. При–мером универсального риска, который включается в объем ответственности страховщика по большинству договоров имущественного страхования, является кража.
5. Особую группу составляют специфические риски: аномальные, катастрофические, крупные.
Аномальные риски – это риски, размер которых не по–зволяет отнести соответствующие объекты к тем или иным группам страховой совокупности. Аномальные риски быва–ют выше и ниже нормального. Риск ниже нормального благо–приятен для страховщика и получает покрытие на обычных условиях договора страхования. Риск выше нормального не всегда благоприятен для страховщика и получает покрытие на особых условиях договора страхования.
Катастрофические риски составляют значительную группу, охватывающую большое число застрахованных объ–ектов или страхователей, причем подобные риски способ–ны причинить ущерб в особо крупных размерах. Это риски, связанные с проявлением стихийных сил природы, а также с преобразующей деятельностью человека в процессе созда–ния материальных благ (например, авария на энергоблоке АЭС).
Крупными рисками являются единичные риски, вызыва–ющие значительный ущерб, объем которого страховщики не могут покрыть самостоятельно, поскольку компенсации в пределах одного портфеля рисков невозможны с финан–совой точки зрения. В этом случае возникает потребность в выходе на уровень мирового рынка.
|
6. Исключительно важное значение в работе страховщика имеет определение объективного и субъективного рисков. Объективные риски выражают вредоносное воздействие неконтролируемых сил природы и иных случайностей на объекты страхования. Субъективные риски основаны на от–рицании или игнорировании объективного подхода к дей–ствительности, зависят от воли и сознания человека.
7. Экологические риски связаны с загрязнением окружа–ющей среды и обусловлены преобразующей деятельностью человека в процессе создания материальных благ. Такого рода риски обычно не включаются в объем ответственности страховщика. Вместе с тем определенные страховые инте–ресы, обусловленные экологическими рисками, привели к созданию самостоятельного вида страхования, отвечающе–го этим интересам.
8. Транспортные риски подразделяются на риски каско и карго. Транспортные риски каско подразумевают стра–хование воздушных, морских и речных судов, железнодо–рожного подвижного состава и автомобилей во время дви–жения, стоянки (простоя) и ремонта. Транспортные риски карго подразумевают страхование грузов, перевозимых воз–душным, морским, речным, железнодорожным и автомо–бильным транспортом.
9. Политические (репрессивные) риски связаны с противоправными действиями с точки зрения норм между–народного права, с мероприятиями или акциями прави–тельства иностранных государств в отношении отдельного суверенного государства. К такого рода рискам относятся:
|
а) невозможность осуществления хозяйственной дея–тельности вследствие военных действий, революции, обо–стрения внутриполитической ситуации в стране, национа–лизации, конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго из‑за отказа нового правительства выполнять при–нятые предшественниками обязательства и т.п.;
б) введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);
в) неблагоприятное изменение налогового законодатель–ства;
г) запрет или ограничение конвертации национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательство пе–ред экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.
10. Технические риски проявляются в форме аварий по причине внезапного выхода из строя машин и оборудова–ния или сбоя в технологии производства. Проблемой стра–хования технических рисков является определение частоты аварий и способа оценки ущерба от них. Технические ри–ски имеют универсальный характер, т.е. защищают объект от множества причин ущерба. А такими причинами могут быть ошибки управления, монтажа, нарушения технологии, небрежность в работе и т.д., приводящие к преждевремен–ным отказам, выходу из троя машин и оборудования. Та–ким образом, технические риски могут нанести ущерб иму–ществу, жизни и здоровью людей, привести к финансовым потерям и др.
По видовому составу основных и оборотных фондов, по отношению к которым они проявляются, технические риски подразделяют:
• на промышленные риски, проявляющиеся в отношении машин и оборудования;
• строительные (строительно‑монтажные) риски, про–являющиеся в отношении зданий, сооружений, передаточ–ных устройств;
• электротехнические риски, проявляющиеся в отноше–нии приборов, вычислительной техники, средств связи;
• транспортные риски (каско, грузов, ответственности), проявляющиеся в отношении транспортных средств;
• риски заболевания животных и растений, падежа ско–та, порчи урожая и т.д., проявляющиеся в отношении сель–ского хозяйства.
11. Риски гражданской ответственности связаны с законными претензиями физических и юридических лиц в связи с причинением вреда, вызванным, например, ис–точником повышенной опасности (автомобильный, желез–нодорожный, воздушный и морской транспорт, ряд хими–ческих производств). Физическое или юридическое лицо, обладающее таким источником повышенной опасности, мо–жет застраховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами, т.е. переложить обязанность возмещения имущественного вреда третьим лицам на страховщика.
12. Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово‑хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. По структурному признаку коммер–ческие риски делятся на имущественные, производствен–ные, торговые, финансовые.
Имущественные риски – это риски, связанные с веро–ятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической или технологической систем и т.п.
Производственные риски – это риски, связанные с убыт–ком от остановки производства вследствие воздействия раз–личных факторов, и прежде всего с гибелью или поврежде–нием основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.
Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т.п.
13. Особую группу составляют финансовые риски, т.е. риски, связанные с вероятностью потерь финансовых ре–сурсов. Такого рода риски подразделяются на два вида:
а) риски, связанные с покупательной способностью де–нег, – инфляционные, дефляционные, валютные риски, ри–ски ликвидности. Инфляционный риск – это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесце–ниваются с точки зрения реальной покупательной способ–ности быстрее, чем они растут. В таких условиях предпри–ниматель несет реальные потери. Дефляционный риск – это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предприни–мательства и снижение доходов. Валютные риски представ–ляют собой опасность валютных потерь, связанных с изме–нением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических кредитных и других валютных операций. Риски ликвидности – это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из‑за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.
б) риски, связанные с вложением капитала, – инвестици–онные риски, которые, в свою очередь, делятся на подвиды: риски упущенной выгоды; снижения доходности; прямых финансовых потерь. Риск упущенной выгоды – это риск на–ступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления ка–кого‑либо мероприятия. Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. Риски прямых финансовых потерь включают сле–дующие разновидности:
• биржевые риски – представляют собой опасность по–терь от биржевых сделок (риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.);
• селективные риски – риски неправильного выбора вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирова–ния в сравнении с другими видами ценных бумаг при фор–мировании инвестиционного портфеля;
• риск банкротства – представляет собой опасность полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обя–зательствам в результате неправильного выбора вложения капитала.
Основные характеристики страховых рисков. Анализ научной литературы, посвященной изучению актуарных рисков, позволяет выделить следующие характеристики рисков страхования.
1. Страховые риски поддаются изучению рискологии как междисциплинарной отрасли научного знания с одно–значным выделением, отнесением к определенному типу однородных рисков с признаками множественности и неза–висимости распределений результатов для применения за–кона больших чисел и возможности избегания кумуляции (идентификации).
2. Случайные благоприятные или неблагоприятные со–бытия можно прогнозировать с определенной степенью ве–роятности с исключением сверхслучайных событий (самой низкой степени вероятности), фатальных событий (самой высокой степени вероятности) и случайных событий с рав–ной степенью вероятности положительного или отрицатель–ного экономического результата (спекулятивные риски).
3. Риски как ожидаемые убытки или доходы поддаются управлению со стороны страховых организаций.
4. Страховые риски могут быть экономически оценены по определенной величине стоимости ожидаемого ущер–ба – прямого и косвенного убытков или ожидаемого дохода с учетом ожидаемых затрат (т.е. имеют денежно‑стоимост–ную оценку).
5. Стоимость рисков, принимаемых на страхование, должна соответствовать внутренним финансовым возмож–ностям принимающих страховых компаний за счет их соб–ственного капитала, текущих премий (по нетто‑ставке), страховых резервов, прибыли от страховых и нестраховых операций.
6. Если стоимость рисков превышает внутренние финан–совые возможности принимающей их страховой компании, то страховыми рисками они останутся только при исполь–зовании распределения их среди нескольких страховщиков по процедуре двойного страхования, сострахования, пере–страхования и ретроцессии (распределение рисков среди страховщиков и преодоление кумуляции рисков).
7. Риск включается в объем ответственности страховщи–ка как возможное или случайное событие и не должен быть связан с волей или умыслом страхователя.
8. Страховое событие не должно иметь размеров ката–строфического бедствия, хотя должно затрагивать имуще–ственные интересы страхователя (т.е. иметь субъектную ориентированность по интересам страхователя).
9. Трансферт риска в сферу коммерческого страхования должен происходить при условии превосходства эффекта над затратами по договору страхования для обеих сторон (выгодность для страхователя и страховщика).
10. Риск, принимаемый на страхование должен быть приемлемым для страховщика с учетом величины, состоя–ния сбалансированности и рентабельности его страхового портфеля.
11. Риск, передающийся на страхование, должен быть приемлемым по величине страховой премии и готовности страхователя ее выплачивать, по качественным и количе–ственным характеристикам страховой защиты.
12. Последствия реализации страхового риска могут быть катастрофическими для страхователя, но не для стра–ховщика.
Для каждого вида страхования определяются страхуе–мые риски, страховая сумма, страховая стоимость, резерв страхования, особые формы страховых отношений, место и время происхождения события и нахождения объекта стра–хования, методы определения взносов (премий) страхова–ния и порядок их уплаты, условия освобождения от ответ–ственности и порядок решения спорных вопросов.
Глава 4