по проведению семинарских занятий по дисциплине
«Экономическая теория»
Семинарское занятие – это аудиторная диалоговая форма занятий по одной из наиболее важных тем курса, предполагающая активное участие студентов, получивших специальные знания. Основной формой семинарских занятий является совместный анализ заранее прочитанного текста, указанного в рабочей программе, что позволяет студентам приобрести навыки самостоятельной интерпретации и умение аргументировать свою точку зрения.
В целях повышения активности студентов на семинарском занятии группа подразделяется на пять самостоятельных подгрупп. Подгруппа из своего состава выбирает старшего. Каждая подгруппа получает от преподавателя задание и самостоятельно обсуждает его в течение 15 минут, затем результаты обсуждения отражаются на листе бумаги (доске) в виде схемы или рисунка. По истечении отведенного времени работа со схемами в подгруппах завершается, и начинается общее обсуждение проблемы.
Каждая подгруппа докладывает основные идеи, решения, ответы, сформулированные в ходе микро дискуссий, отвечает на дополнительные вопросы студентов и преподавателя.
Группа экспертов из числа студентов (3 человека) анализирует, подводит итоги работы подгруппы, выставляет предварительную оценку. Студенты, выступающие в роли экспертов, должны хорошо владеть учебным материалом и знать проблему обсуждения
В конце занятия преподаватель подводит окончательные итоги работы подгрупп, экспертов и выставляет оценки в журнал. При оценке работы подгрупп учитываются не только правильность групповых решений, но и затраченное время, активность студентов, объем информационных запросов. Оценка работы группы экспертов осуществляется с учетом знаний учебного материала, умения правильно формулировать вопросы, совпадения оценки экспертов с оценками преподавателя.
|
1. Перечень заданий и вопросов семинарских занятий:
Семинарское занятие 1 по теме «Экономическая система общества»
А. Вопросы семинарского занятия:
1.. Понятие экономической системы
2. Теории экономических систем.
3. Структура экономической системы
4. Классификация экономических систем
5. Типология современных экономических систем
Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи.
Задание подгруппе 1. Понятие экономической системы
А) Рассмотрите следующие положения:
1.Основные подходы к определению экономических систем.
2.Свойства экономических систем.
3. Главная функция экономической системы.
Б) С помощью схемы (рисунка) отразите сущность и структуру экономической системы.
В) Ответьте на вопросы:
1. Какую роль в экономической системе играют отношения собственности?
2. Какие существуют критерии выделения экономических систем общества.
Тест
Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы – это:
А) редкость;
Б) инвестиции;
В) производство
Г) потребление
Задание подгруппе 2. Теории экономических систем.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Марксистская экономическая теория.
2. Теория стадий экономического роста (У. Ростоу)
3. Теория постиндустриального общества (Д. Белл)
.
Б) С помощью схемы (рисунка) покажите эволюцию экономических систем.
|
В) Тесты
1. Движущие силы экономической системы – это:
А) Производительные силы общества
Б) Совокупность производственных отношений общества
В) Инвестиционные расходы
Г) Потребности людей и их интересы
2. Что из перечисленного не входит в подсистему производительных сил?
А) Экономические интересы
Б) Средства производства
В) Люди с их навыками и умениями
Г) Наука
Задание подгруппе 3. Структура экономической системы
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Движущие силы развития экономической системы.
2. Производительные силы.
3. Производственные отношения.
4. Субъекты производственных отношений.
Б) Ответьте на следующие вопросы:
1. Почему совокупность производственных отношений образует структуру экономической системы?
2. Что относится к движущим силам экономической системы?
3. Что такое общественно-экономическая формация?
Тест
Какое из следующих утверждений неверно?
А) Экономика представляет сложную систему;
Б) Механизм принятия хозяйственных решений не входит в экономическую систему;
В) Предприятия представляют собой экономическую систему;
Г) В экономическую систему входят производители и потребители материальных благ и услуг
Задание подгруппе 4. Классификация экономических систем.
А) Рассмотрите следующие положения.
1.Разграничение экономических систем в зависимости от уровня развития производительных сил.
2. Классификация экономических систем в зависимости от формы собственности.
3. Классификация экономических систем на основе способа хозяйствования.
Б) С помощью схемы (рисунка) изобразите классификацию экономических систем по различным признакам.
|
В) Тесты.
1. К социально ориентированной рыночной экономике можно отнести экономику:
А) Японии;
Б) Швеции;
В) России;
Г) США;
Д) Беларуси.
2. Конкурентный рыночный механизм – это способ:
А) Согласованных решений потребителей и производителей, собственников факторов производства
Б) Синхронизации этих решений
В) Согласования и синхронизации этих решений
Г) Ни синхронизации, ни согласования этих решений
Задание подгруппе 5. Типология современных экономических систем.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Традиционная экономика.
2. Административно-командная система.
3. Свободная рыночная экономика.
4. Смешанная экономика.
Б) Ответьте на следующие вопросы:
1. На чем основаны централизованный тип экономики?
2. На чем основан рыночный тип экономики?
3. Если экономические проблемы решаются и рынком, и правительством, то такая экономика является …
В) Тест
Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономической системе?
А) конкуренция;
Б) централизованное планирование;
В) частная собственность;
Г) свобода предпринимательства;
Д) свободное ценообразование.
Дополнительная литература.
1. Бузгалин А. В. Теория социально – экономических трансформаций. – М., 2003
2. Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель. – Мн.,2003
3.Кузьминов Я., Юдкевич М., Модель устойчивого социально - экономического развития: проблемы формирования и эволюции. – Мн., 2000
Семинарское занятие 2 по теме «Производство: основные черты, факторы, результаты»
А. Вопросы семинарского занятия:
1.Потребности и производство
2. Ресурсы и факторы производства
3. Проблема ограниченности ресурсов и оптимальности выбора.
4. Производственная функция.
5. Производственные возможности экономики
Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи.
Задание подгруппе 1. Потребности и производство.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Понятие нужды и потребности.
2. Классификация потребностей по различным критериям
3. Взаимосвязь между потребностями и производством
Б) На схеме покажите классификацию потребностей в зависимости от различных критериев.
В) Решите следующую задачу:
На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. Начертите кривую производственных возможностей экономики данного острова.
Предположим, что на остров завезли технику, с помощью которой каждый из пяти работающих жителей острова ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей.
Задание подгруппе 2. Ресурсы и факторы производства.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Экономические ресурсы и факторы производства.
2. Классификация факторов производства.
3. Теория трех факторов производства
4. Кругооборот производственных фондов.
Б) Ответьте на следующие вопросы:
1. Что является общим свойством экономических ресурсов?
2. Какие факторы необходимы, чтобы производство состоялось?
3. Как взаимосвязаны факторы производства?
В) Тест.
Альтернативные издержки нового стадиона – это:
- оплата охраны стадиона и другого персонала;
- цена строительства стадиона в будущем году;
- изменение реальной ставки налога, которая выплачивалась из доходов стадиона;
- цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительства этого стадиона.
Задание подгруппе 3. Проблема ограниченности ресурсов и оптимальности выбора.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов.
2. Проблема выбора.
3. Вмененные издержки.
Б) Решите следующую задачу:
В обществе выпускают товар А – средства производства и товар Б – предметы потребления. Альтернативные комбинации этих товаров представлены в таблице 1.
Таблица 1. Возможности производства товаров А и Б при полном использовании ресурсов.
Вид продукции | Производственная альтернатива | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
Товар А | |||||
Товар Б |
Рассчитайте вмененные издержки товара Б.
В) Ответьте на вопросы:
1. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны находилась на линии производственных возможностей?
2. В чем заключается практическое значение кривой производственных возможностей?
3. Почему растут вмененные издержки?
Г) Тест.
Если в обществе объем производственных ресурсов увеличился, то:
- Будет произведено больше товаров и услуг
- Экономика в состоянии производить больше товаров и услуг
- Улучшилась технология производства
- Повысился стандарт жизненного уровня
Задание подгруппе 4. Производственная функция.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Понятие производственной функции.
2. Свойства производственной функции.
3. Изокванта, карта изоквант
4. Предельная норма технологической замены.
Б) Начертите таблицу и на ее основе дайте графическое изображение изокванты.
В) Ответьте на следующие вопросы:
1. В чем заключается практическое значение изокванты?
2. Что утверждает закон убывающей производительности ресурса?
Задание подгруппе 5. Производственные возможности экономики.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Принцип производственных возможностей.
3. Кривая производственных возможностей.
4. Вмененные (альтернативные) издержки.
5. Закон возрастания вмененных издержек.
Б) Решите задачу:
В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране в условиях военного времени.
Таблица 1.
Варианты | Тракторы | Минометы | Альтернативные издержки |
А | |||
Б | |||
С | |||
Д | |||
Е | |||
F | |||
D | |||
H |
Рассчитайте вмененные издержки производства 1 миномета.
Постройте кривую производственных возможностей.
Дополнительная литература.
1. Кац. М., Роузен Х. Микроэкономика. Пер. с англ. – Мн. 2004
2. Лемешевский И. М. Экономическая теория. Ч. 1. Основы. Вводный курс. Учеб. пособие для вузов. – Мн. 2002
3. Экономическая теория. Учеб. /Под ред. Н. И. Базылева и С. П. Гурко. 3 – е изд. Мн. БГЭУ, 2001
Семинарское занятие 3 по теме «Рынок: сущность, функции и структура»
А. Вопросы семинарского занятия:
1. Условия и причины возникновения рынка.
2. Функции рынка.
3. Структура рынка
4. Конкуренция, как элемент рыночного механизма.
5. Позитивные и негативные стороны рынка.
Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи.
Задание подгруппе 1. Условия и причины возникновения рынка.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Понятие рынка.
2. Условия возникновения рынка.
3. Причины возникновения рынка.
4. Субъекты и объекты рынка.
Б) С помощью схемы (рисунка) покажите классификацию субъектов и объектов рынка
В) Тесты
1. Отметьте пункт, не характеризующий условия возникновения рынка:
А) свобода предпринимательства
Б) Общественное разделение труда
В) Денежный обмен
Г) Экономическая обособленность производителей
2. Субъектами рынка являются:
А) Только физические лица
Б) Только юридические лица
В) Как физические, так и юридические лица
Г) все ответы неверны
Задание подгруппе 2. Функции рынка.
А) Рассмотрите следующие положения:
1.Основные функции рынка.
2. Механизм реализации основных функций рынка.
3. Основные принципы функционирования рыночной экономики.
4. Признаки свободного рынка.
Б) С помощью схемы (рисунка) отразите основные функции рынка.
В) Тесты
1. Чьим интересам соответствует максимизация прибыли?
А) Частных фирм
Б) Земельных собственников
В) Рабочих
Г) Потребителей
2. Какая из этих характеристик противоречит понятию «конкурентный рынок»?
А) Большое число продавцов
Б) Наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на все товары
В) Относительно легкое вхождение производителей в данный рынок
.
Задание подгруппе 3. Структура рынка.
А) Рассмотрите следующие положения:
1.Структура рынка по экономическому назначению рыночных объектов.
2. Структура рынка по механизму функционирования.
3. Основные элементы инфраструктуры рынка.
4. Основные функции товарной и фондовой биржи.
Б) С помощью схемы отразите структуру рынка.
В) Тесты:
1. Что из перечисленного ниже не в состоянии решить рынок?
А) Эффективное распределение производственных ресурсов
Б) Оптимальное использование результатов НТП
В) Свободу выбора производителей и производителей
Г) Перераспределение доходов между богатыми и бедными
2. Основная функция инфраструктуры рынка заключается в том, чтобы:
А) Способствовать снижению издержек производства
Б) Перераспределять доходы в пользу беднейших слоев населения
В) Связывать между собой все сферы производства и обмена товаров
Г) Обеспечивать полную занятость населения
Задание подгруппе 4. Конкуренция, как элемент рыночного механизма.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Сущность конкуренции, и ее значение.
2. Совершенная конкуренция, и ее особенности
3. Несовершенная конкуренция, и ее модели
4. Формы и методы конкурентной борьбы.
Б) С помощью схемы (рисунка) отразите методы конкурентной борьбы.
В) Тесты:
1. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство?
А) Распределением денежных доходов
Б) Оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными доходами
В) Определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов
Г) Определить круг товаров, в которых нуждается общество, независимо от вкусов и предпочтений потребителей
2. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?
А) Конкуренция
Б) Централизованное планирование
В) Частная собственность
Г) Свобода предпринимательства
Задание подгруппе 5. Позитивные и негативные стороны рынка.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Роль рынка в экономике.
2. Роль государства в рыночной экономике.
3. Функции государства.
4. Методы государственного вмешательства в экономику.
Б) С помощью схемы (рисунка) изобразите позитивные и негативные стороны рынка.
В) Ответьте на вопросы:
1. Может ли быть без участия государства решена проблема, что производить?
2. На основе какой функции рынка происходит расслоение товаропроизводителей?
Тест:
В смешанной экономике роль государства:
А) Ограничена
Б) Значительна
В) Проявляется во многих секторах экономики
Семинарское занятие 4 по теме «Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Эластичность спроса и предложения »
А. Вопросы семинарского занятия
1. Спрос, факторы спроса
2. Эластичность спроса.
3. Рыночное предложение
4. Эластичность предложения
5. Рыночное равновесие.
Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи.
Задание подгруппе 1. Спрос, факторы спроса.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Элементы рыночного механизма
2. Индивидуальный, рыночный, совокупный спрос
3. Закон спроса, кривая спроса
4. Неценовые факторы спроса
Б)
Решите задачу: На основе таблицы 1 постройте кривую спроса на товар
Цена за единицу товара | Величина спроса |
В) Тест
Действие закона спроса можно наиболее глубоко объяснить:
А) Эффектом дохода
Б) Эффектом замещения
В) Эффектами замещения и дохода
Г) Все ответы неверны
Задание подгруппе 2. Эластичность спроса
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Эластичность спроса по цене. Коэффициент эластичности
2. Эластичность спроса по доходу
3. Перекрестная эластичность спроса.
Решите задачу: Определите эластичность спроса по цене, используя данные таблицы 2.
Цена, доллар | Величина спроса, тыс. шт. | Коэффициент эластичности |
2,10 | ||
1,80 | ||
1,50 | ||
1,20 | ||
0,90 | ||
0,60 | ||
0,30 |
Задание подгруппе 3. Рыночное предложение.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Индивидуальное, рыночное и совокупное предложение
2. Закон предложения, кривая предложения
3. Неценовые факторы предложения
На основе данных таблицы 3 постройте кривую рыночного предложения.
Цена за единицу, р. | Объем предложения, шт. | ||
I фирма | II фирма | III фирма | |
Задание подгруппе 4. Эластичность предложения.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Эластичность предложения в различные временные периоды.
2. Графическое изображение эластичного и неэластичного предложения
Б) Решите задачу: Цена товара выросла с 1,5 доллара до 2 долларов, при этом объем спроса сократился с 1000 штук до 900 штук. Рассчитайте коэффициент ценовой эластичности.
Задание подгруппе 5. Рыночное равновесие.
А) Рассмотрите следующие положения
1. Понятие рыночного равновесия.
2. Равновесная цена
3. Графическое изображение рыночного равновесия
4. Последствия нарушения рыночного равновесия.
Б) На основе данных таблицы 5 определите коэффициент эластичности спроса и предложения.
Показатель | январь | февраль | март | апрель | май |
Цена, доллар | |||||
Предложение товара, шт. | |||||
Спрос на товар, шт. | |||||
Выручка, дол. | |||||
Коэффициент эластичности спроса | |||||
Коэффициент эластичности предложения |
Дополнительная литература:
1. Микроэкономика. Учеб пособие /под ред. М.И. Плотницкого. – МН. 2003
2. 50 лекций по микроэкономике: в 2 т. – СПб. 2004
3. Экономическая теория. Микроэкономика 1,2: Учеб. /под ред. Г.П. Журавлевой. – М.,2004
Семинарское занятие 5 по теме «Основы поведения субъектов рыночной экономики »
А. Вопросы семинарского занятия
1. Понятие издержек производства и их классификация
2. Издержки производства в краткосрочном периоде
3. Издержки производства в долгосрочном периоде.
4. Доход и прибыль фирмы
5. Анализ безубыточности производства.
Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи
Задание подгруппе 1. Понятие издержек производства и их классификация
Рассмотрите следующие положения:
1. Экономические (альтернативные) издержки
2. Бухгалтерские издержки
3. Явные и неявные издержки
Б) Решите задачу: В таблице 1 показана зависимость общих издержек фирмы от выпуска продукции. Рассчитать для каждого объема производства переменные и постоянные издержки, средние и предельные издержки.
Таблица 1
Выпуск продукции в единицу времени (шт.) | Общие издержки (ден. единица) |
Задание группе 2. Издержки производства в краткосрочном периоде.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Постоянные и переменные издержки.
2. Безвозвратные, валовые издержки.
3. Предельные издержки.
Б) Решите следующую задачу:
Определите общие издержки, валовой доход и прибыль фирмы за день, если в краткосрочном периоде фирма ежедневно производит 500 единиц продукции. Продажная цена продукции 3 долл. Средние переменные издержки 2 долл., средние постоянные – 0,5 долл.
Задание подгруппе 3. Издержки производства в долгосрочном периоде.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Понятие и сущность долгосрочных издержек.
2. Отличие издержек фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
3. Эффект масштаба производства.
Б) Решите задачу: В таблице 2 приведены данные об общих издержках фирмы в долгосрочном периоде
Таблица 2
Объем производства (шт.) | Издержки, ден. единицы | Издержки | Издержки |
Общие | Средние | Предельные | |
Определите величину средних и предельных долгосрочных издержек. При каком объеме производства долгосрочные издержки будут минимальными?
Задание подгруппе 4. Доход и прибыль фирмы
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Понятие дохода. Общий, средний и предельный доход
2. Теории прибыли.
3. Балансовая, чистая, экономическая и бухгалтерская прибыль
4. Максимизация прибыли.
Б) Решите задачу: Фирма инвестировала 40 млн. руб. в производство мебели. В итоге производства и реализации мебели по данным финансового отчета получена прибыль 4 млн. руб. Если бы фирма инвестировала свои денежные средства в производство стройматериалов, она получила бы годовую прибыль, равную 4,5 млн. руб. Как рассчитают итог деятельности фирмы бухгалтер и экономист?
Задание подгруппе 5. Анализ безубыточности производства.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Понятие безубыточности производства.
2. Закон убывающей отдачи факторов производства.
3. Норма прибыли, рентабельность.
Б) Решите задачу: Фирма несет убытки. Определите, следует ли фирме остановить выпуск, если цена производимой продукции – 50 долларов, средние общие издержки – 58 долларов, средние переменные – 40 долларов?
Дополнительная литература:
1. Барановский С. И. Экономическая теория. – Мн. 2004
2. Курс экономической теории. – Мн., 2003
3. Лемешевский И. М. Микроэкономика (Экономическая теория. Ч. 2). – Мн., 2003