Какографические упражнения.




Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

Необходимо предлагать какографические упражнения в системе, начинать работу с коллективного исправления ошибок, а в ходе работы выяснять, чего не знал или не умел ученик (персонаж), допустивший неправильное написание. Помнить, что:

а) задания для самостоятельной работы учащихся можно использовать тогда, когда учащиеся усвоят общий алгоритм проверки;

б) исправления учащихся должны сопровождаться письменными объяснениями (стучять – ча);

Первоначально следует предлагать для корректировки слова и предложения, а не целые тексты;

- не давать ошибочные написания на неизученные правила;

- осуществлять обязательный контроль за правильностью выполнения учащимися заданий: - все ошибки должны быть обнаружены и исправлены;

- не предлагать на этапе закрепления много упражнений на исправления. - не насыщать предложение, текст ошибками: 2-3 вполне достаточно; - исправленные слово или предложение школьники должны записать в тетрадь правильно.

Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3. Упражнение в запоминании.

4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

5. Запись.

6. Проверка.

Диктант

1). Предупредительный диктант

2). Объяснительный диктант

3). Выборочный диктант

4). Свободный диктант

Свободный диктант как вид упражнения выполняет орфографические задачи, если входящие в него слова имеют ранее изученные орфограммы. Ученикам предоставляется право свободной записи диктуемого текста с требованием обязательного употребления слов с необходимыми орфограммами.

Свободный диктант представляет большие возможности для развития речи и повышения грамотности учеников, подготавливает детей к ещё более самостоятельной работе – изложению.

5). Самодиктант

Это вид диктанта, при котором:

Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом.

6). Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

7). Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать, искать, находить правильный ответ.

8). «Проверяю себя».

Диктант «Проверяю себя» помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать.

Особенность: 1) учащиеся задают вопросы и получают ответы;

2) ошибки исправляются организованно: выслушать вопрос и ответ;

3) возможность добиться того, что 80–90 % ошибок исправляют на уроке сами учащиеся.

9). Словарный диктант.

Орфографические минутки

Орфографические минутки по типу зрительного диктанта (предупредительные или объяснительные). Разбираемый текст учащиеся видят на доске или в книгах. Пятиминутка с комментированием, при проведении которого ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма. Обучение детей комментированию начинается на уроках грамоты. Один ученик комментирует написание слова, а все записывают его. Возьмем слово Борис: «Имя человека начинаю писать с заглавной буквы. Пишу слияние Бо с гласной о, пишу слияние ри с гласной и, пишу согласную с. Борис. Ставлю знак ударения на втором слоге. Подчеркиваю безударную о в первом слоге».

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, использую условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается одной чертой, а предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

Для формирования навыков грамотного письма существенную роль имеют способности человека «фотографировать» прочитанные слова. Только в случае сомнения правописания того или иного слова, мы прибегаем к помощи грамматики. Поэтому так важно иметь и хорошую зрительную память, и орфографическую зоркость. Для улучшения указанных выше способностей нужна специальная система тренировочных упражнений. Этому во многом способствует проведение ежедневных зрительных диктантов. За основу брала диктанты И. Т. Федоренко. Диктанты начинала писать со 2 класса. Над каждым набором текстов работала 3-4 урока, т.е. до тех пор, пока не исчезали ошибки. После проведения таких диктантов заметила, что дети стали быстрее читать, грамотнее писать. Писали тексты с удовольствием, были настроены на успех. Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Использование компьютера облегчило работу при написании зрительных диктантов. Презентации и тесты оживляют учебный процесс и позволяют добиться успехов в работе.

Много положительных эмоций вызывают у ребят задания творческого характера, когда им нужно конструировать предложения, самим составить текст на определённую тему, при этом, не забывая правил орфографии. Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей, учатся элементам контроля и самоконтроля. Конечно, некоторые ребята, по-прежнему, допускают ошибки при письме, много приходится работать по предупреждению ошибок, чтобы дети не усвоили неправильных написаний, не довели их до автоматизма. Поэтому работа по данной системе формирования орфографической зоркости учащихся будет мною продолжена.

Целенаправленно и систематически проводимые мною указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приведёт к снижению орфографических ошибок. Анализ результатов проверочных работ, проведённых через определённые временные интервалы, позволяет увидеть небольшой, но стабильный рост грамотности учащихся.

Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков. Все перечисленные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают у учащихся орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

 

 

Используемая литература.

1. Борисенко И. В.. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3.

2. Бочкарёва Т.Д. Предупреждение ошибок // Начальная школа – 2001. -№ 3.

3. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. Методические рекомендации. М.:

4. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа – 2001. -№ 11

5. Зайцев В.Н. Технология совершенствования учебных умений // Начальная школа – 1997. - №5

6. Корешкова Т.В. Приём какографии: возможности и условия их применения // Начальная школа – 2000. - № 6

7. Львов М.Р. «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990

8. Рамзаева Т.Г. «Методические основы языкового образования и литературного развития младшего школьника». С.Петербург 1997 г.

9. Разумовская М.М. «Методика обучения орфографии в школе». Москва 1992г.

10. Савельева Н.А., Зинченко И.В. Работа над формированием навыков грамотного письма. // Начальная школа – 1997. - №4.

11. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. // Начальная школа – 2001. - №5.

12. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.

 

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: