Задачи этнологической фольклорной практики




Цели практики

Основной целью практики является освоение студентами принципов работы с этнологическим и фольклорным материалом, приобретение навыков и умений в использовании методов и форм культурологии, этнологии и фольклористики в профессиональной деятельности на основе теоретических знаний, полученных в процессе обучения.

Задачи этнологической фольклорной практики

Практика студентов университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Этнологическая фольклорная практика – это одна из форм организации учебного процесса. На базе практики студент участвует в организации форм и методов этнокультурной работы, готовится к профессионально-практической деятельности. Задачи практики определяются соответствующими ФГОС ВПО, основными образовательными программами высшего профессионального образования (ООП ВПО) направлений подготовки 33000.62 - Культурология и примерными программами практики, рекомендуемыми учебно-методическими объединениями. Этнологическая фольклорная практика предназначена для получения первичных профессиональных умений и навыков работы в системе учреждений культуры, а также навыков и приемов научно-исследовательской деятельности в системе организации, планирования и анализа работы учреждений культуры. В задачи практики входят:

- освоение основных приемов и навыков этнологической фольклорной работы в рамках учреждений культуры Оренбургской области и города Оренбурга;

- освоение основных приемов и методов работы в этнологической или фольклорной экспедиции, а также приобретение студентами навыков работы с избранными для этой цели людьми (носителями традиций, информаторами), что создает необходимую базу для их самостоятельной исследовательской деятельности;

- приобретение навыков обработки и анализа этнологической фольклорной информации, написание отчетов, разработка на этой основе культурно-просветительного мероприятия для различных групп населения: праздника, экскурсии и других массовых и групповых форм;

- приобретение навыков работы с предметами материальной культуры и этнографическими, краеведческими коллекциями;

- приобретение умений первичной работы с фольклорно-этнографическим материалом (перенесение полученных данных на карточки, составление планов, схем и подробного описания, легенды вещей и предметов);

- воспитание уважения к культуре народов региона и страны в целом; уважение традиций и достижений культуры народов и этнических групп России.

3 Формы проведения практики

Основными формами проведения практики являются: полевая (включающая выезд в фольклорно-этнографические экспедиции, сбор этнографического, фольклорного материала); камеральная (обработка этнографического фольклорного материала, расшифровка аудио- и видеозаписей); экскурсионная (организация и проведение экскурсий); библиотечно-архивная (работа с краеведческим, этнографическим, фольклорным материалом в библиотечных фондах и архивах области); организационно-управленческая (участие в организации и проведении мероприятий в рамках этнокультурных общественных организаций области).

4 Структура и содержание этнологической фольклорной практики

Общая трудоемкость практики составляет 108 часов,(3 зачетных единицы). Этнологическая фольклорная практика организована в 4 этапа:

-организационный– 2 часа;

-подготовительный– 20 часов;

-этап собственно практической работы студента – 81 час;

-заключительный– 5 часов.

4.1 Структура практики

Организационный этап предполагает знакомство с направлением практической деятельности на базе практики (Приложение А), определение места проведения практики, знакомство с содержанием будущей практической работы. На этом этапе возможно предварительное знакомство с формами и характером будущей деятельности, посещение мероприятий, проводимых на данной базе практики, знакомство со специалистами, с которыми предстоит работать в процессе практики. Организационный этап включает:

-организацию и проведение собрания с участием ответственных руководителей от университета и учреждений культуры;

-определение целей и задач практики;

-уточнение и согласование сроков проведения поисковых, научных и исследовательских работ;

-знакомство с необходимой документацией;

-составление маршрутов экспедиций и сроков камеральной работы –определение объема и содержания работы по подготовке материалов для экспозиций, оформлению коллекций, подготовке тематических мероприятий;

-уточнение сроков представления отчетного материала.

Подготовительный этап предполагает разработку выбранной темы, определение направления, в котором предстоит действовать; работу с литературой по выбранной теме, выбор технических средств и методов работы (приложение А). В процессе подготовительного этапа фольклорно-этнографической экспедиции формулируется программа исследования и вопросник, готовятся технические средства, составляются индивидуальные планы работы на весь период.

Содержание работы в процессе этнологической фольклорной практики определяется в плане, разработанном в подготовительный период. В плане структурируется и организуется деятельность студента. Содержание программы и плана может быть организовано по формам, направлениям или типам деятельности. Составной частью этнологической фольклорной практики является организационная или экскурсионная деятельность в Домах-музеях культурного комплекса «Национальная деревня». При наличии необходимых условий в рамках данной практики планируется этнографическая фольклорная экспедиция в села Оренбургской области и работа с этнографическим или фольклорным материалом. Содержание работы практиканта предполагает:

-освоение основных профессиональных функций в соответствии со спецификой выбранной работы;

-работа с информаторами, запись практического материала, подготовка фонограмм для расшифровки и их расшифровка (приложение В);

-подготовка экскурсий и тематических занятий по этнокультурной тематике;

-изучение документации и аналитических материалов и работа с ними;

-оформление дневника (приложение Б) и полевой тетради практики;

-написание отчета по практике в соответствии с выбранной темой (приложение В).

Заключительный этап – это работа по подведению итогов практики. Он предполагает:

- обработку и интерпретацию изученного материала, подготовку итоговой работы по выбранной теме;

- самоанализ проведенной работы;

- оформление отчетных документов (дневника, полевой тетради, расшифровок полевых записей, письменного отчета по практике).

4.2 Понедельный план практики

Этнологическая фольклорная практика проводится в течение двух недель, 108 учебных часов в конце второго семестра. В плане практики предусматриваются разнообразные формы и методы деятельности культуролога в учреждениях культуры, в полевых условиях этнографической или фольклорной экспедиции в села Оренбургской области, в практике включенного наблюдения и непосредственного участия в разнообразных этнокультурных мероприятиях (народных праздниках, этнографических и фольклорных концертах, фестивалях) и организационной работы по подготовке этих мероприятий. Практика предусматривает работу с материалом в районах области, являющихся местом проживания студента-культуролога. В этом случае студент получает задание, согласованное с учреждениями культуры села или района, а выполнение работ оценивают и руководитель учреждения, в котором работал практикант, и руководитель практики.

Таблица 1 – План работы в течение первой недели практики

Содержание работы в первую неделю практики Время, отведенное на данный вид работы
1 Организация и проведение собрания с участием ответственных руководителей от университета и учреждений культуры и определение целей и задач практики; знакомство 1 час

Продолжение таблицы 1

Содержание работы в первую неделю практики Время, отведенное на данный вид работы
с формами учета и отчетности по проведенным работам  
2.Уточнение и согласование сроков проведения поисковых, научных и исследовательских работ; знакомство с необходимой документацией; составление маршрутов экспедиций и сроков камеральной работы; уточнение сроков представления отчетного материала 1 час
3.Определение тем; работа с библиографией и литературой; составление программы исследования и вопросника; 20часов
4. Освоение основных профессиональные функций в соответствии со спецификой их организации; работа по намеченному направлению (подготовка мероприятий по этнокультурной тематике; работа с документацией; изучение полевых и аналитических материалов по теме) 33часа

 

Таблица 2– План работы в течение второй недели практики

Содержание работы во вторую неделю практики Время, отведенное на данный вид работы
1.Освоение основных профессиональных функций в соответствии со спецификой их организации; работа по намеченному направлению (проведение мероприятий; обработка и интерпретация материалов; анализ документации; подготовка итоговой работы по выбранной теме) 48 часов

Продолжение таблицы 2

Содержание работы во вторую неделю практики Время, отведенное на данный вид работы
2. Подготовка отчета, оформление полевой тетради и дневника практики; самоанализ проведенной работы; завершение обработки и оформление расшифровок полевых записей и аудио-видеоматериалов. 5 часов

 

4.3 Темы практики и литература по работе с каждой темой

Для практической работы с этнологическим и фольклорным материалом студентам предлагается шесть тем на выбор:

• «Формы и методы этнологической фольклорной работы с населением Оренбургской области и города Оренбурга»;

• «Работа в этнологической (фольклорной) экспедиции. Приемы и методы сбора и обработки информации»;

• «Анализ этнологической фольклорной информации, написание отчетов, разработка на этой основе культурно-просветительных мероприятий для различных групп населения»;

• «Работа с предметами материальной культуры и этнографическими, (краеведческими) коллекциями. Музейная экскурсия»

• «Обработка аудио- и видеоматериалов, оформление расшифровок, перенесение полученных данных на карточки, составление планов, схем и подробного описания (легенды) вещей и предметов»

• «Традиции народов и этнических групп Оренбуржья»

Каждая тема предполагает достаточно объемную творческую работу студента с обширным теоретическим и практическим материалом, первоисточниками, исследованиями и аудио- и видеокассетами, цифровыми аудио- и видеозаписями, их расшифровками, сценариями конкретных мероприятий и разнообразными организационными формами работы с населением города Оренбурга. Одной из базовых форм этнологической фольклорной работы является этнографическая или фольклорная экспедиция. Подготовительной формой экспедиционной работы является ознакомительная экспедиция, предполагающая выявление состояния традиционной культуры на месте, определение степени её сохранности, первичное знакомство с носителями традиции, знатоками, отдельными исполнителями. Более сложной формой экспедиционной работы является комплексная экспедиция, включающая представителей разных направлений работы с традиционным материалом. В состав такой экспедиции могут войти этнографы, культурологи, музыканты-фольклористы, которые способны исследовать культуру всесторонне. Небольшим составом специалистов проводится специализированная экспедиция, выявляющая содержание по отдельной теме или отдельному направлению. Этнологическая фольклорная деятельность культуролога имеет давнюю историю, связанную с работой просветителя в российской глубинке: работой учителя, врача, священника.

Р. Ф. Итс, автор учебных и научных текстов по этнологии, профессор, доктор исторических наук, в предисловии к своим учебным текстам отмечает особую романтику профессии этнографа – его слова можно отнести к работе любого специалиста в сфере культуры. Работа этнолога, как и работа учителя, врача, священника, возможна в своей полноте только при условии доброжелательности, высокого гуманизма, иногда и самопожертвования.

Работа с формами культуры разных народов, групп, общностей людей, требует уважения к культуре другого человека, высокой оценки его исторического прошлого, служения людям во имя дружбы и гармонии культур.

4.3.1 Формы и методы этнологической фольклорной работы с населением Оренбургской области и города Оренбурга

Литература по теме №1:

1. Все народы равны // Клуб, 2008. - N 8. - С. 7.

2. Грунтовский, А. От Рождества до Крещения / А. Грунтовский // Культурно-просветительная работа (встреча), 2007. - N 4. –. 30-31.

3. Добрина, Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие / Н. А. Добрина; Рос. акад. образования, Негос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Моск. психол.-соц. ин-т». - Москва: Флинта: МПСИ, 2012. - 286 с. ISBN 978-5-9765-1118-7. - ISBN 978-5-9770-0648-4.

4. Залесский, А. Калужские впечатления / А. Залесский // Культурно-просветительная работа (встреча), 2007. - N 4. - С. 9-11.

5. Корнева, Л. В. Культурно-образовательная деятельность дальневосточных музеев в формате исторического развития региона/ Л. В.Корнева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2009. - N 2. - С. 188-194.

6. Кононов, В. Подводя итоги и намечая перспективы / В. Кононов // Культурно-просветительная работа (Встреча), 2007. - N 3. - С. 2-4.

7. Кононов, В. О первой и главной победе в войне / В. Кононов // Культурно-просветительная работа (встреча), 2007. - N 2. - С. 2-5.

8. Мохонько, А. Частушки «под язык» и под гармонь / А. Мохонько // Культурно-просветительная работа (встреча), 2007. - N 2. - С. 10-13.

9. Олзоева, Г. Импровизируем и воплощаем / Г. Олзоева // Библиотека, 2005. - N 12. - С. 27-29.

10. Полева, Н. Ю. Ратные подвиги наших прадедов / Н. Ю. Полева // Читаем, учимся, играем, 2006. - N 12. - С. 4-9.

11. Рябков, В. М. Принципы, закономерности и законы социально-культурной деятельности в педагогической литературе (вторая половина XX -нач. XXI вв.) / В. М. Рябков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2005. - N 4. - С. 75-83. - Прил. 1: Принципы, закономерности и законы социально-культурной деятельности (период 20-80-х годов XX века); Прил. 2: Принципы, закономерности и законы социально-культурной деятельности (период 90-х годов XX - начало XXI вв.).

12. Рябков, В. М. Методы историографии социально-культурной деятельности /В. М. Рябков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2009. - N 4. - С. 93-99.

13. Слепцова, И. С. Основные направления полевых исследований в
рамках «Русской этнографической экспедиции» / И. С. Слепцова // Вестник Российского гуманитарного научного фонда,2010.-N4(61).- С.144-154.

14. Самбур, Е. В. Становление и развитие исследований в области народно-певческой культуры / Е. В. Самбур // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2007. - N 6. - С. 124-127.

15. Суханова, Л. Привозное народное творчество/ Людмила
Суханова // Культурно-просветительная работа (встреча), 2007. - N 1. - С. 14-15.

16. Толкачева, Т. М. Программа сбора этнографического материала [Электронный ресурс]: метод, указания / Т. М. Толкачева; М-во
образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет, образоват.
учреждение высш. проф. образования «Оренбург, гос. ун-т», Акбулак. фил., Каф. педагогики. - Электрон, текстовые дан. (1 файл: 140 КБ). - Оренбург: ГОУ ОГУ,2003. - AdobeAcrobatReader 5.0 Электронный источник

17. Царахова, И. Праздник игрушки/ И. Царахова // Культурно-просветительная работа (Встреча), 2007. -N1.- С. 12-14.

18. Цибизова, Л. Праздник новогоднего волшебства/ Л. Цибизова // Культурно-просветительная работа (Встреча), 2007. - N 3. - С. 46-48.

4.3.1.1 Введение в тему и словарь базовых терминов:

Приступая к работе над содержанием практики, необходимо определиться с базовыми категориями и основными[2]:

Этнология – наука о жизни этносов. Изучает и сравнивает культуры разных народов. Американская наука разрабатывает эти темы в рамках культурной (социальной) антропологии (этнология и культурная антропология в таком случае выступают как синонимы). Базовая категория - этнос. Первая обобщающая фаза этнологического исследования предполагает описание, обозначается как этнография. Базовая единица – этнос.

Этнография – в ряде подходов синоним термина «этнология»; описательная часть этнологического знания.

Этнос – народ (греч), имеющий общность происхождения, общность обрядовой, бытовой и языковой культур, осознающий свое единство и имеющий самоназвание.

Фольклор – народная мудрость (англ), народные устные традиции во всех формах своего проявления (в обычаях и обрядах, разнообразных текстах, пластике, мелосе и др.). Можно выделить аутентичный, стилизованный фольклор и фольклоризм: современную, адаптированную к массовой и популярной культуре форму в современном мире.

Аутентичный фольклор – фольклор, сохраненный в живой традиции (в быту народа, в исполнении традиционных, проживающих в месте бытования традиции этнографических или фольклорных коллективов).

Традиционный фольклор – формы фольклора, записанные от стариков (знатоков, носителей традиции) и сохраненные в письменных текстах (иногда употребляется и как обозначение фольклора, опирающегося на живую бытовую традицию, но последнее чаще обозначается как аутентичный фольклор).

Фольклоризм – широкая группа современных форм работы с фольклорным материалом, весь спектр молодежных течений и движений в этом направлении.

Народная культура – медиативная форма культуры, складывающаяся на базе взаимодействия и взаимопроникновения национальной, этнической, фольклорной и массовой культур. Народная культура тесно связана с некоммерческими формами популярной и художественной формой культуры.

Этническая культура – культура, в основе которой ценности этноса (включает все материальные и духовные формы этнической культуры: традиционные религиозные, обрядовые, поведенческие, бытовые, языковые и др.).

Этнокультурная работа с населением – включает все формы работы с населением, музейную, просветительскую (в области этнических культур и межэтнических взаимодействий), художественную самодеятельную культуру.

Фольклорный коллектив – широкое обобщенное понятие, объединяющее художественные коллективы, работающие с фольклорной формой культуры.

Этнографический коллектив – широкое обобщенное понятие, объединяющее художественные коллективы, работающие с этнографической формой культуры.

Фольклорный праздник – праздник, в основе которого лежит фольклорная форма, либо предполагается режиссерская работа с фольклорной формой.

Фольклорный (этнографический) театр – фольклорная (этнографическая) культура, использующая (наряду с фольклорными и этнографическими формами) в качестве метода работы с населением весь спектр театральных форм культуры.

Визуальная культура – современное направление развития культуры, связанное с новыми аудио и видео технологиями. Это культура современных аудио- и видео презентаций самых разнообразных культурных (в широком смысле) текстов.

Формы визуальной культуры – все формы культуры, содержащие видео составляющую (кино, телевидение, реклама и др.).

Объектом оценки культурной формы как для обывателя, так и для специалиста становится современное проявление фольклорной или этнографической традиции. В урбанизированном мире культура технически насыщена новейшими аудио- и видеоэлементами, обработана автором. Наибольшие трудности в оценке современной фольклорной или этнографической формы культуролог встретит при работе с молодежными течениями и модернизованными направлениями развития фольклорной или этнографической культуры в самодеятельных художественных, бытовых, домашних и иных группах и коллективах – при оценке проявлений фольклоризма. Фольклоризм как понятие в культурологическом исследовании является важным рабочим термином. Это центральное понятие в разработке проблем современной этнографической и фольклорной культуры.

Как основные понятия в исследовании этнокультурных проблем термины этничность, народность и фольклоризм пока не получили должного статуса. В то же время эти понятия выступают в качестве базовых в разработке целого ряда проблем, связанных с этнокультурой и фольклористикой. Обыденное соединение терминов «фольклоризм» и «народность» заставляет культуролога более внимательно рассматривать темы народной культуры, связанные с этнографией и фольклором. В этнографической или фольклорной экспедиции целью становится работа с аутентичными или очень близкими к аутентичности формами культуры, тогда как наблюдение за городской средой заставляет нас обращать внимание на народные формы культуры. Народная форма может обращаться к фольклорной (этнографической) специфике, или к массовой культуре. В этом случае фольклорное, (этнографическое) основание может в ней отсутствовать.

Понятие народная культура и в обыденной, и в профессиональной среде имеет широкую трактовку. Народная форма культуры может в самой малой степени опираться на этническое или фольклорное основание. Она может иметь авторскую, стилизованную под этничность природу. В отличие от понятия «народная культура» обращение к фольклоризму предполагает обязательное наличие фольклорных компонентов. Связь с фольклором в фольклоризме может быть слабой, неявной, может присутствовать на уровне формы, сюжета, структуры. Понимание народного основания и народности в отличие от не-народности, книжности – аналог противопоставления естественного и искусственного. Характеристики народа и народного характера у самых разных исследователей выделяют особый «гибкий, упругий» склад ума, особенность патриотического одушевления характера, лица не общее выражение (Н. Надеждин). Формы этого выражения должны быть «истинными и простыми» (А.С. Пушкин). Народность отражает «точку зрения народа» (Н.А. Добролюбов); чтобы понять её, надо пожить жизнью народа, погрузиться в его простые чувства и поступки, повседневность быта, связанного с телесными практиками.

В экспедиционном исследовании, во включенном наблюдении за формами народной жизни, можно получить полную информацию о характере народной культуры[3]. Специфику этнической или народной культуры мы можем изучать в самом разнообразном проявлении на мероприятиях и различных формах работы с населением, которая ведется муниципальными и федеральными учреждениями культуры. Большая часть такой работы проводится в рамках систем образования и воспитания, культуры и искусства. Все многообразие этнологической и фольклорной работы с населением ложится на муниципальные и региональные социокультурные институции, поддерживаемые государством или работающие на самодеятельной основе. Дома фольклора, Дворцы дружбы, социальные и культурные площадки, организуемые в рамках различных санаториев, детских лагерей отдыха, Парки культуры, а также многочисленные коммерческие формы, работающие с этнокультурой или предполагающие её стиль – все это многообразие требует внимания культуролога, этнографа, фольклориста. В рамках учреждений культуры работу с разнообразными формами этнокультуры и фольклорной культуры ведут руководители этнографических, фольклорных, хоровых, танцевальных, театральных и других самодеятельных коллективов. В системе управления учреждениями культуры существуют методические организации, имеющие целью оказание помощи и методическое и практическое руководство этими коллективами. Многолетний советский опыт был направлен на органичное соединение профессиональных и самодеятельных форм такой работы. Первые практики в этом направлении привлекали к творческой работе с населением профессионалов (в качестве кураторов и руководителей). Первые массовые праздники организовывали большие и талантливые режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры. Знаменитый и известный во всем мире балетмейстер Большого театра мог ставить свои постановки во Дворце культуры – так когда-то делал Юрий Григорович[4]. Взаимодействие профессионалов и любителей в своей основе имело и позитивное и негативное начало. (Как позитив – постоянно повышалось профессиональное мастерство самодеятельных исполнителей, органично происходило пополнение профессионального искусства талантливыми исполнителями из народа; в числе минусов – профессионалы могли утрачивать зрителя и привилегированное положение в области «высокого» искусства, а народная традиция размывалась в режиссуре постановщика-профессионала).

Развитие особой системы подготовки самодеятельных руководителей художественных коллективов разрушило связь этих культурных пластов. Подготовка современных районных праздников зачастую замкнута на районе, а уровень сельской культуры выстраивается на повседневных практиках, не имеет профессиональной подпитки. Обыденные практики организации мероприятий, с одной стороны, могли строить свою работу на фольклорном мировосприятии или «обходить» собственно этнографические и фольклорные формы, оставаясь в рамках массовой культуры, фонограмм и караоке. Массовая культура, кукольные картинки и костюмы, сшитые по заказу прагматика-администратора, ориентированного на цену и не обращающего внимания на традицию, дают сегодня соответствующий результат. Для культуролога здесь присутствует целый спектр направлений анализа, обобщения и выявления актуальных форм и способов работы. Актуальность этой деятельности сегодня очевидна не только по причине системного общекультурного кризиса, из которого Россия с трудом выходит, но и в связи с возможностью вскрыть современные, очень болезненные проблемы межкультурного взаимодействия, не имеющие до сих пор должных культурологических (общекультурных) оценок специалистов.

Формами для практической организационной, аналитической, поисковой, работы культуролога могут стать этнографические проекты, действующие в области. Это проекты: «Истоки» в Александровском районе; «Этнография татарской культуры» в Пономаревском районе; программы по возрождению культурного наследия, действующие в учреждениях культуры всех районов области; работа областных и районных фольклорных коллективов (в районах области действуют 54 фольклорных и этнографических коллектива). На территории области работает программа по сохранению нематериального культурного наследия, также заслуживающая внимания культуролога. Для такого обобщения и анализа в рамках фольклорной этнографической или культурологической практики материал по работе художественных коллективов Оренбургской области, проекты, планы, отчеты можно найти на сайте ГУК ОМЦНТ[5] или в его библиотеке.

В процессе практики практиканту предлагается выбрать направление работы (этнокультурный проект, работа художественных коллективов, организация или проведение народного, фольклорного, этнографического праздника), направление в работе с материалами, организаторами, участниками этнокультурных мероприятий, освоить основные методы работы с выбранной формой, побыть организатором, участником, экспертом. Для выбора направления студент должен познакомиться с планом работы культурного комплекса «Национальная деревня», в рамках которого он может выбрать мероприятие для организационной, сценарной работы или последующего анализа. Если студент имеет склонность к работе с материалами проведенных экспедиций, он может включиться в эту работу под руководством руководителя практики, который предложит ему материал для расшифровки и обработки.

4.3.2 Работа в этнологической (фольклорной) экспедиции. Приемы и методы сбора и обработки информации

Литература по теме:

1. Громов Г. Методика этнографических экспедиций / Г. Громов. – Москва: Изд-во Московского университета, 1966. URL: https://ethnology.ru/doc/gromovO1/graf/grmO1gcont.htm

2. Народное творчество Зауралья: метод, рекомендации студентам / Челяб. гос. ин-т культуры, Оренб. обл. науч.-метод.центр народ. тв-ва и культпросветработы. – Челябинск: [Б. и.], 1984. - 86 с.

3. Экспедиция на Северную Двину в 2009 и 2010 годах / А. Б. Бильдюг [и др.] // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2010. - N 4 (61). -С. 155-165.

4. Розов, А. Н. Народный исполнитель и собиратель: (по
материалам переписки) / А. Н. Розов // Живая старина, 2007. - N 1. - С. 9-12.

5. Дианова, Т. Б. «Стрела» и «Три ласточки»: песенный текст в поле традиционной культуры / Т. Б. Дианова // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2004. - N 4. - С. 9-24.

6. Стрельцова, Е. Ю. К вопросу об истории разработки научных основ народного художественного творчества / Е. Ю. Стрельцова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2005. – N 4. -С. 84-90.

7. Этнологические исследования в Татарстане/ под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Р.К. Уразмановой. - Выпуск VI. - Казань:Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. - 296 с. URL:https://www.tataroved.ru/publication/etno/issled/6/

Материал для работы с темой:

Экспедиция – это выезд на место бытования феномена, который вы хотите изучить, и работа с представителями этнической культуры, или со знатоками фольклора и традиций. Основанием экспедиционной работы становится предварительно разработанная программа исследования. Такая программа составляется на основе поставленных задач исследования и анализа предыдущих форм работы по выбранному направлению. Перед выездом в этнографическую или фольклорную экспедицию проводится серьезная организационная работа, работа по подготовке экспедиции. Для будущей этнографической или фольклорной экспедиции выбирается место, определяется маршрут, рассматриваются варианты способов перемещения, проблемы проживания.

Культурологический подход к работе в этнографической или фольклорной экспедиции не расходится существенным образом с задачами, поставленными перед этнографом или фольклористом. Результат фольклорного, лингвистического, этнографического исследования, в свою очередь, может самым тесным образом соприкасаться с культурологической практикой, выходить на общекультурные проблемы и раскрывать их.

Ю.М. Лотман[6], Т.А. Бернштам[7], К.А. Чистов[8], С.Б. Адоньева[9]– работы этих профессионалов (филологов, историков, этнографов и фольклористов) не случайно входят в число базовых для исследования культуры и культурологического анализа. И теоретик, и культуролог-практик для работы с этнокультурным материалом определяет направление своих действий. Он может остановиться на исследовании определенной формы этнографической или фольклорной культуры (например, русский наивный романс, свадебный обряд, былинные тексты и т.п.)или на специфике её реализации в работе художественных коллективов определенного района (выбранная тематика в бытовом репертуаре и в репертуаре самодеятельных художественных коллективов). Его темой может стать работа с традиционной материальной культурой, (например – с традиционной одеждой) или с духовно – материальными практиками: традиционным обрядом, образцами бытового поведения и т.д.

Выбор направления работы предполагает обзор источников, в которых уже освещался или каким-то образом разрабатывался поставленный вами вопрос (проблема). Кроме изучения опубликованных работ культуролог должен обратиться к ряду материалов, среди которых:

1. Дневники и записки, опубликованные и рукописные.

2. Официальные документы.

3. Исследования, посвященные проблеме.

4. Автобиографические материалы.

5. Архивы, музейные фонды частные коллекции.

Анализ источников позволит дополнить ваш проект идеями, парадигмами и персоналиями. Эта предварительная работа позволит уточнить и детализировать тему. Направление, выбранное вами, требует задать хронологические рамки исследования, определиться со временем и обстоятельствами, на которые вы будете обращать внимание. В длительном времени существования и развития феномена (например - русского романса в бытовой культуре) мы определяем более скромный период, который необходим для вашей экспедиционной работы. После этого можно составлять программу и вопросник для практического (полевого) исследования. Если программа предполагает обзорность исследования, то она может строиться в направлениях, которые культуролог выявляет в анализе структуры любой культуры (в том числе этнографической и фольклорной):

1) материальные условия жизни, вещи и предметы производства и потребления;

2) человек в культуре (образы, типы, модели поведения, ритмика, пластика);

3) человек в мире людей, общественное поведение, социальная культура, субкультуры, социальные практики, круг работы и отдыха людей;

4) духовная жизнь, нематериальное наследие, обрядовая культура.

В случае если тема узкоспециальная, программа строится на основе изучения специальной литературы по данной теме. Выбрав направление и временные рамки работы с данной тематикой, необходимо обозначить ключевые моменты её развития и направление, в котором исследователь будет вести опросы, искать материалы, образы, тексты. Все это ляжет в основу программы исследования. На основе программы можно составить конкретизированные вопросники (планы бесед с информаторами). Всё увиденное, услышанное, полученное в результате бесед и интервью, проведенных в процессе экспедиции, должно тщательно фиксироваться. В современных условиях необходимо использовать все возможные технические средства для фиксации материала, полученного при работе с источниками и при выезде на место. Для получения необходимой информации культурологом используются самые различные формы и методы работы.

Важным методом этнологической и фольклорной работы является наблюдение за объектом исследования. Наблюдение необходимо, когда феномен еще жив в обыденной практике. С помощью наблюдения собираются данные об объекте (предмете). Исследователь регистрирует факты и оформляет результаты наблюдения. Наиболее обобщенный принцип наблюдения следует общему, свободному плану, составленному заранее. Такое наблюдение предполагает свободную регистрацию событий и свободную от какой-либо формализации запись в полевой тетради. Более строгим является наблюдение по разработанной заранее схеме. В этом случае отчет о событиях и формы записи в полевой тетради подчинены этой схеме. Наблюдение может быть организовано в реальной обстановке – в условиях, в которых проживает знаток традиции; эти же условия могут быть созданы лабораторно (воспроизведены по просьбе исследователя). Исследователь может наблюдать за воспроизведением изнутри, став участником воспроизводимых событий (включенное наблюдение), или внешне, отстраненно (явно или скрыто) следить за действием. Наблюдение обычно сопровождается аудио- и видеозаписью материала, включением в дневники практики бытовых зарисовок, копированием дневниковых материалов старожилов и собирателей этнографического материала, также видео фиксацией, которая предполагает полную расшифровку после завершения экспедиции. Видеонаблюдение дает возможность последующего свободного вспоминания материала, может позволить детально восстановить событие, обряд или старинный текст. Важным методом этнографической и фольклорной работы является свободная беседа с информатором. В экспедиционной деятельности эта работа структурируется по «сеансам записи». Сеансом в экспедиционной работе называется непрерывная работа с информаторами (знатоками, краеведами, участниками традиционных фольклорных и этнографических коллективов) от её начала до завершения – как правило, это два-два с половиной часа. Грамотная организаци



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: