Сложность проблематики
Опыт показывает, что зачитывание статистических сводок с цифрами смертности от алкоголя, перечисление проблем со здоровьем, вызванных алкогольным отравлением и т.д. и т.п. в среде школьников – практически не дает положительного результата. Такой способ подачи материала вызывает ощущение нудности происходящего у данной аудитории, и в итоге в лучшем случае вызывает равнодушие, а в худшем - отвращение.
В вопросах пропаганды трезвости среди молодежи нужен иной подход. Необходимо глубоко проанализировать два факта:
1. Все (в т.ч. школьники) знают, что пить (и курить) вредно, но продолжают это делать. Почему?
2. Большинство людей искренне верят, что употребляют алкоголь в меру.
Дело в том, что узнать что-то означает: проверить на личном опыте и изменить свою жизнь, а не просто услышать некую информацию. И проблема заключается в том, что такая проверка со спиртным в нашей жизни невозможна сразу. Чтобы появились первые серьезные проблемы, нужно довольно долго употреблять алкоголь. Масла в огонь добавляют родители, которые на словах предостерегают своих детей от употребления спиртного, однако на деле, чаще всего, ведут себя противоположным образом (тебе нельзя! а нам - можно!). Это происходит от неправильного воспитания в раннем возрасте: часто мы не понимаем, что ребенок, как губка, впитывает в себя поведение родителей (вне зависимости от того, что они говорят детям), и лучший способ воспитания - это наполнить отношения в семье здравой трезвостью, а не давать наставления.
Всю свою жизнь люди большей частью подстраиваются под различные жизненные обстоятельства, НО! одновременно с этим люди верят в свою исключительность и полагают что полностью, или почти полностью, управляют своей жизнью (со мной все точно будет хорошо! это у кого-то другого будут проблемы!). Однако, можно привести массу примеров ситуаций из жизни (давление общественного мнения, смерть близкого, болезнь, проблемы в личной жизни и т.д.), в которых человек переступит через свою меру, а потом постарается как можно быстрее об этом забыть.
|
Наконец, все осложняется особым периодом полового созревания школьников, в течение которого резко обостряется влечение к противоположному полу. Не стоит отрицать, что алкоголь весьма упрощает задачу на данном фронте.
Предлагается лекция-дискуссия, предполагающая коллективное обсуждение озвученных лектором базовых вопросов. Не насильное навязывание трезвости, а открытый диалог, в ходе которого каждый должен сам для себя дать ответ, т.е. стать полноценным субъектом общества, несущим самостоятельную ответственность за свой выбор!
Приветствие, знакомство. Не буду грузить цифрами и фактами, попробуем устроить интересный интерактив.
Просьба поднять руку: сколько людей основательно пробовало алкоголь? (ожидается, что большинство). А сколько людей слышало, что это вредно? (ожидается, что все поднимут руку). Это означает, что вопрос не простой. Все знают что пить плохо, но делают это, правда в меру! Значит в употреблении алкоголя что-то есть... Никто же не пьет бензин! А алкоголь начинают употреблять со школьной скамьи.
Коллективное обсуждение причин, почему подростки употребляют алкоголь:
1. Ощущение собственной взрослости (больше это относится к курению)
|
2. Пропадает чувство стыда, возникает ощущение вседозволенности
3. Проще наладить отношения с противоположным полом
4. Ощущение свободы, соблазн пойти "против системы"
5. и т.д. (подсказки из зала)
А почему употребляют алкоголь взрослые люди (те, кому за 40):
1. Временный уход от суровой реальности, загладить душевную рану (накопилось!)
2. Возможность выговориться по душам
3. Проще наладить отношения с противоположным полом
4. и т.д. (подсказки из зала)
Выходит, что с течением времени положительные моменты от употребления алкоголя несколько меркнут. Всё со временем становится как-то печальнее... Как же так получается, что изначально, казалось бы, чистое желание быть свободным и жить ярко заканчивается систематическим употреблением алкоголя, чтобы хоть на время уйти от печальной реальности? Что пропадает при переходе от одного набора пунктов к другому? Счастье. Мы все хотим стать счастливыми, прожить полную и интересную жизнь.
Поиск счастья и смысла жизни так или иначе связан с личным опытом жизни. Можно поверить на слово, что некий посыл является истинным, а можно проверить его истинность на опыте.
Можно ли разобраться с чем-то (в нашем случае с алкоголем), не попробовав это?
(Дискуссия, с лейтмотивом что, можно). Здравомыслящему человеку достаточно просто посмотреть на тяжелого наркомана, чтобы понять, что он не будет употреблять героин, амфетамин и т.д. С алкоголем дело обстоит сложнее, т.к. одно дело пьяница, употребляющий 40-градусные напитки, а другое дело - пиво или шампанское. В неких экзотических случаях возможно, чтобы ребенок, взрослея в благостном окружении, ни разу не притронулся к алкоголю. В нашей же повседневной реальности, подросток в исключительном большинстве случаев попробует алкоголь. И вопрос лишь в том, как он к этому отнесется? Сможет ли он понять противоестественность своего состояния?
Задача тех, кто поднял руку на вопрос о личном знакомстве с алкоголем: при следующем употреблении алкоголя детально запомнить свое состояние и соотнести с услышанным на встрече. (описание физиологии отравления этиловым спиртом [откуда головная боль, жажда и т.д.])