Курс лекций
Тема 1. Предмет теории права и государства
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Без предмета, как замечал Г. Гегель, не может быть и самой науки. Предмет определяет самостоятельность науки, ее право на существование.
Наряду с предметом науковедение выделяет объект науки. Объект есть некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками, и каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, т.е. определенные участок, «срез», сферу, проблематику, выделенные в данном объекте. Таким образом, предмет науки — это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте и знания о чем должны войти в систему науки.
Для общей теории права и государства в качестве объектов выступают право и государство, которые в то же время изучаются и другими науками, как юридическими, так и неюридическими (философией, политической наукой, социологией и др.).
В общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений (например, когда речь идет о том или ином типе права и государства).
Предмет теории права и государства — достаточно сложное образование, и составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать. В результате, говоря о предмете теории права и государства, следует характеризовать:
ü сущность права и государства;
ü общие черты, присущие праву и государству любого типа и любой системы;
|
ü общие закономерности генезиса (происхождения) права и государства;
ü типы и формы права и государства;
ü общие закономерности, принципы, механизмы развития и функционирования права и государства;
ü общие закономерности связи права и государства друг с другом и другими социальными явлениями и др.
Таким образом, в отличие от других юридических наук данная наука занимается такими сторонами права и государства, которые присущи праву и государству любой страны независимо от времени ее существования и места расположения. Поэтому не может быть таких наук, как «теория права и государства России» или «теория права и государства Франции» (в отличие от истории права и государства России или истории права и государства Франции).
Тема 2. Методология теории
права и государства
Метод в науке — это знание, с помощью которого добывается новое знание. Один и тот же фрагмент знания может рассматриваться, с одной стороны, как теория (разрабатываемое знание), а с другой — как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). Это в полной мере относится к общей теории права и государства, становление которой как теории происходит на базе своей методологии, но в то же время система ее знаний выступает как метод по отношению к отраслевым юридическим наукам.
Слово «методология» в научной литературе трактуется двояко: как (а) учение о методе и (б) как система методов, используемых в той или иной науке, теории. В основе методологии (системы методов) общей теории права и государства лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство. Можно выделить три аспекта методологической роли философии.
|
1. Законы и категории философии могут использоваться в изучении права и государства непосредственно (например, формы и содержания правоотношения).
2. В рамках философии разрабатывается общее учение о методе — теория методологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: анализ и синтез, качественный и количественный анализ, исторический и логический методы, формализация и содержательное изучение, абстрагирование и конкретизация, сравнение и обобщение, раскрытие причинно-следственных связей и т.п.
3. Философское знание служит базой для формирования общенаучных и частных методов общей теории права и государства.
Переходными от философских категорий к специально-научным понятиям выступают так называемые общенаучные категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучные категории — это качественно новый тип понятий, появившийся как следствие интеграции научного знания. Он выступает теоретическим основанием новых методологических подходов: системного (а также структурного и функционального как его разновидностей), информационного, метода моделирования, вероятностного (синергетического), метода экстраполяции и др. Общенаучными являются категории системы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности и др.
|
В последнее время в философии уделяется довольно много внимания синергетике и синергетическому подходу как общенаучному методу исследования. Суть синергетического подхода как общенаучного метода можно определить так: он объясняет появление систем способностью явлений и процессов к спонтанной, не обусловленной их предыдущим количественным развитием самоорганизации в сложные и целостные объекты. В юриспруденции уже имеются попытки применить синергетику в объяснении явлений права и государства.
Специфическим общенаучным методом является математический, предмет которого — количественная сторона явлений, немаловажная в изучении права и государства. В свое время И. Кант утверждал, что наука становится наукой только тогда, когда использует математику.
Практика использования философских и общенаучных методов в исследовании права и государства обусловливает их специфическое преломление. Теперь они предстают в виде:
ü историко-правового метода;
ü метода сравнительного право- и государствоведения;
ü метода правового моделирования и др.
Они приобретают название частных методов правовой науки.
Частнонаучные методы правоведения, в том числе общей теории права и государства, могут складываться и путем использования данных, а также методологических приемов других конкретных наук: статистики, социологии, кибернетики, психологии и др.
В правовой методологии выделяют категорию специальных методов, к которым относят, в частности, формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим, формально-юридическим) и метод толкования. Иногда к этой группе причисляют сравнительно-правовой метод. Однако надо заметить, что формально-догматический метод выделяют не столько по своим методологическим особенностям, сколько по объекту исследования — догме права. Толкование права отличает его особая цель — практическое осуществление юридических норм, а составляют его те же приемы познания права, в том числе и специально-юридический метод.
Важное место в методологии общей теории права и государства занимает метод сравнения: сравнительное правоведение представляет собой, по существу, целое теоретическое направление (компаративизм). Родоначальником этого метода был Аристотель, который сравнил конституции более полутора сотен греческих и варварских городов. Объектом данного метода являются аналогичные, или сходные, институты двух или нескольких политических и правовых систем. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим).
Метод сравнения включает в себя следующие этапы:
• изучение сравниваемых институтов по отдельности;
• сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;
• оценку результатов.
По своей природе этот метод является комплексным (как и другие частноправовые методы): он имеет философскую базу, использует метод аналогии, включает формально-логические, специально-юридические и другие приемы.
Конкретно-социологический метод также представляет особое направление общетеоретических исследований — социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью, эффективность государственно-правового регулирования. Данный метод отличают прежде всего целевое назначение и содержание, а приемы используются традиционные (общесоциологические): наблюдение, анкетирование, опросы, анализ документов и др.
Большое значение для познания общих закономерностей права и государства имеет метод аналогии, который лежит в основе метода моделирования, метода экстраполяции и др. Так, основной признак и назначение модели — быть аналогом прототипа, что позволяет делать выводы по аналогии, т.е. выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заключение — к другому (прототипу, т.е. моделируемому явлению).
В методологии правоведения еще не полностью оценен метод экстраполяции (распространения), который позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т.е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.
Тема 3. Функции теории права и государства
Теории права и государства, как и любой науке, безусловно, присуща теоретико-познавательная (гносеологическая) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит становление теории права и государства как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы «для себя», для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией.
Другой важнейшей функцией теории права и государства, которая вытекает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юридических наук, является методологическая функция. Знания, вырабатываемые общей теорией права и государства, в основном используются как средство решения отраслевых теоретических проблем.
Методологическое значение общей теории права и государства обусловлено и тем, что в ее рамках разрабатываются вопросы методологии правоведения в целом (т.е. использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции), создается определенная система такой методологии.
Большое значение имеет идеологическая функция теории права и государства. Общая теория права и государства как никакая другая юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о ее мировоззренческой роли, особенно на современном этапе развития нашего общества, когда происходит становление новой социальной и правовой идеологии.
Близка к идеологической воспитательная функция теории права и государства, к содержанию которой относят, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория права и государства должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции.
В литературе называют и прогностическую (или прогнозную) функцию, которая касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагаемой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений. Таким образом, речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, выдвижения научно обоснованных гипотез.
Прикладная функция теории права и государства непосредственно связана с правотворческой и правореализующей практикой. Выполнение этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.
Тема 4. Теория права и государства
в системе наук
Место теории права и государства в системе юридических наук в частности и в системе наук вообще определяется ее функциями и взаимодействием (информационным обменом) с другими науками.
Отношение теории права и государства к отраслевым юридическим наукам двойственно: с одной стороны, она (и в первую очередь общая теория права) выполняет по отношению к ним важнейшую функцию — методологическую, а с другой — использует теоретические данные отраслевых наук.
Основной смысл связи теории права и государства с другими науками состоит в том, что она использует их теоретический продукт в качестве средства решения своих проблем, в целях разработки своего предмета, т.е. в методологических целях. Прежде всего это касается философии, социологии, логики, а также математики, кибернетики, информационной теории и ряда других наук. Наиболее тесно теория права и государства связана с науками, имеющими тот же объект (право и государство). В первую очередь речь идет об истории права и государства и политической науке (политологии).
Теория права и государства и история права и государства изучают один и тот же объект (право и государство), но предметы исследования этого объекта у них разные: если задача истории — в хронологическом порядке конкретно реконструировать процессы, происходящие с правом и государством в истории общества, то теорию интересуют лишь общие закономерности этих процессов, очищенные от наслоений случайных исторических фактов. В то же время именно историческая наука дает теории права и государства материал для обобщений.
Теория права и государства и политическая наука (политология) взаимосвязаны прежде всего по отношению к государству. Разница в их подходах к этому объекту состоит в том, что теория изучает государство в основном с внутренней стороны (сущность, строение, механизм и т.п.), а политология рассматривает его как элемент политической системы общества. Вместе с тем оба эти подхода взаимно обогащают друг друга. Кроме того, в рамках политической науки разрабатываются весьма важные как для теории государства, так и для общей теории права вопросы политической власти.
Большое значение для теории права и государства имеют ее связи с экономической теорией. Без анализа экономической структуры общества, материальных факторов понять природу права и государства невозможно.
Тема 5. Понятийный аппарат теории права и государства.
Каждая наука имеет свой категориальный (или, как еще иногда говорят, - «категорийный») аппарат – систему основных, узловых понятий, служащую своего рода каркасом, на котором строится вся информационная система науки. Категориальный аппарат – это основной понятийный ряд, знание которого является первичным условием изучения той или иной учебной дисциплины. Категории - это те же понятия, только понятия основные, понятия большого объема.
Студенты зачастую на семинаре или экзамене на вопрос опонятии того или иного правового явления отвечают лишь его определением, что, разумеется, неверно.
Следует различать элементы цепочки: «явление — понятие — определение — термин». Понятие, как форма мышления и некая абстракция, имеет для своего содержания объективную основу в виде общих характерных качеств, свойств у конкретных, реально существующих объектов, предметов данного класса. Так, в реальной жизни нет нормы права вообще. Имеется множество конкретных правовых норм. Однако в нашем мышлении объективно существует понятие «норма права», которое в абстрактной форме, отвлекаясь от частностей, отражает общие черты всех правовых норм, отличающие их от других правовых явлений.
По ходу дела заметим, что в этой связи не имеют под собой логической основы и практически лишены смысла встречающиеся в учебной, да и в научной, литературе такие словосочетания, как «понятие и признаки» (если, конечно, не придавать слову «понятие» его бытовое, обиходное значение, когда выражение «иметь понятие» означает наличие самого общего представления о чем-либо). Сформулировать понятие — это и значит раскрыть признаки, характеризующие данное явление (класс объектов), дать развернутую характеристику этих признаков.
Определение есть краткая и целостная по форме характеристика понятия, в сжатом, «свернутом» виде выражающая его содержание, достигнутая тем или иным формально-логическим способом (операцией с понятием). Определение есть своего рода «ключ» к понятию, однако подменить понятие оно не может. Определения одного и того же понятия могут учитывать, раскрывать разные моменты в его содержании, опираться на разные признаки явления, поэтому определений может быть объективно много. Зная содержание понятия, можно самостоятельно сформулировать его определение.
Термин же — это словесное обозначение понятия, его научное имя. Термины могут состоять и из нескольких слов, представлять собой определенные словосочетания. Например, такой термин, как «субъективное юридическое право».
Студенты должны учитывать то обстоятельство, что определений одного и того же явления существуетмного. Поэтому не должно смущать то обстоятельство, что в разных учебниках и других источниках одно и то же юридическое явление определяется по-разному. Это вполне естественно и в какой-то мере даже полезно (особенно, если это касается сложных государственно-правовых явлений, например, таких, как право), поскольку такое многообразие позволяет составить о соответствующем понятии (и явлении) более полное, объемное представление.
Другое дело — понятие какого-либо юридического явления. Понятие (как и то явление, которое оно отражает) объективно, в принципе должно трактоваться единообразно, поскольку оно призвано адекватно отражать реально существующие качества, свойства того или иного объекта. Различия в трактовке содержания правовых понятий обусловлены субъективными взглядами исследователей на признаки того или иного юридического явления.
Тема 6. Власть и ее виды.
Особенности государственной власти
Власть представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Власть имеет ряд признаков.
• Власть — это явление социальное, т.е. общественное.
• Она является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти. С точки зрения генезиса именно необходимость управления обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть.
• Власть может функционировать лишь в рамках общественных отношений, т.е. таких отношений, которые существуют между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношений власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина и он может распорядиться его судьбой).
• Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.
• Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой — подвластным. С общесоциальной точки зрения оба они являются именно субъектами, т.е. людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.
• Власть всегда базируется на силе. Это — ее важнейший признак, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу. Это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т.п. Не следует путать силу с насилием: «авторитет силы» и «сила авторитета» — это разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения.
Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, по ее социальному уровню можно различать власть:
ü в масштабе всего общества;
ü внутри того или иного коллектива (организации);
ü в отношении между двумя индивидами.
Власть можно поделить также на политическую и неполитическую.
Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, т.е. средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются:
• власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим);
• государственная власть;
• власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров.
Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.
Политическая власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями теневой власти могут выступать неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна.
Говоря об особенностях государственной власти, ее качествах и признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать, неразрывную связь государственной власти с государством; во-вторых, то, что государственная власть и государство — это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой — они полностью не совпадают, и подходы к их характеристике должны быть различными.
Перечислим особые свойства государственной власти.
• Силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.
• Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.
• Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
• Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
• Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм.
• Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.
Тема 7. Понятие государства
Термин «государство» появился в XVI в. Его ввел итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527). Разумеется, что государство как общественное явление до этого существовало уже тысячелетия.
Характеристику государства следует проводить по двум направлениям:
• «по вертикали» — отличие государства от органов власти общинно-родового строя;
• «по горизонтали» — отличие государства от других политических организаций общества.
От органов власти первобытного общества государство отличает ряд особенностей.
1. Признак «публичной» власти. Хотя публичной является всякая власть, в данном случае в этот термин вкладывается особый смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект — объект»). Это проявляется в существовании профессионального государственного аппарата. Органы власти первобытного общества в отличие от государства функционировали по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, т.е. субъект и объект власти совпадали (полностью или частично).
С позиций названного признака государство характеризуется как организация политической публичной власти.
2. В родовом обществе люди управлялись, можно сказать, непосредственно, будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-организованном обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди подпадают под власть государства в целом или государственного органа, управляющего той или иной административно-территориальной единицей, постольку, поскольку они находятся на их территории. Таким образом, власть государства организуется по территориальному принципу, и в этом смысле государство есть страна.
3. Признак государственной казны, с существованием которой связаны такие явления, как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, т.е. все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.
От других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон: независимости государства извне; верховенства государства внутри страны.
Независимость государства извне ограничивается суверенитетом других государств (точно так же, как свобода конкретного индивида ограничивается свободой других людей). Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки, отличающие его от иных политических организаций. В частности, государство:
• распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;
• имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
• обладает исключительным правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы), при этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;
• обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;
• имеет такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т.п.).
Характеристика сущности государства является составной частью его понятия. По поводу сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делался то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, однако, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.
С точки зрения современных представлений государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. Как всякая система государство должно быть целостным: и во властно-организационном плане, и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.
Сложность государства как социального явления приводит и к многообразию его определений. В учебной литературе последних лет государство определяется, например, как «форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма» (А. Иванов) или как «публично-правовая и суверенная организация власти, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина» (В. И. Гойман-Червонюк).
Сам термин «государство» может употребляться двояко. Государство в узком смысле, или собственно государство, понимается как особая политическая организация, аппарат публичной власти. Государство в широком смысле есть государственно-организованная социальная общность, расположенная на определенной территории. Именно к послед-нему пониманию имеет отношение термин «страна», и лишь в этом случае можно сказать, что мы живем «в государстве».
Тема 8. Государство и бюрократия
Слово «бюрократия» образовано от фр. bureau — стол, канцелярия и греч. kratos — власть и буквально означает столоначальство, власть канцелярии, конторы.
Основные черты бюрократии следующие:
• бюрократия — это явление общественное, социальное, присущее только социуму (обществу);
• бюрократия, как и демократия, неразрывно связана с таким социальным явлением, как власть. Не случайно в составе обоих слов содержится указание на власть. Бюрократия и демократия — это два различных, а точнее, противоположных способа организации власти в социальном коллективе;
• бюрократия, как и демократия, может касаться не только власти государственной, но и власти в любой общественной организации (например, в партии). Однако бюрократия в отличие от демократии может существовать только в том случае, когда субъект и объект власти разделены, отчуждены друг от друга (что характерно для государственной власти). В этом и состоит объективная основа бюрократии, постоянно таящая в себе ее ростки.
Каким же образом разделение субъекта и объекта власти в общественных (социальных) организациях способствует появлению бюрократии? Дело в том, что субъект власти в том или ином социальном образовании (коллективе, организации, обществе) наделен властью в интересах этого коллектива или общества в целом в целях его эффективного, социально полезного управления. Однако реальное несовпадение субъекта и объекта власти, их разделенность объективно определяют и несовпадение (неполное совпадение) их интересов. Это потенциально таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы и входящих в нее членов (в том случае, если властная система имеет коллективный характер). Именно в этом и заключается суть бюрократизма, его сущность. А такие распространенные в общественном мнении признаки бюрократизма, как бездушие, формализм, волокита, бумаготворчество и т.п., являются лишь внешним проявлением его антиобщественной сути.
Как соотносятся понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?
Бюрократия — это определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях, а бюрократизм — это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управленческую систему. По существу, бюрократия и бюрократизм — это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях.
Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом. При этом бюрократизм представляет собой явление динамическое, он подвержен трансформации, т.е. во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Причем чем больше в системе бюрократизма, тем меньше в ней демократизма, и наоборот. Следовательно, борьба с бюрократизмом возможна и необходима. И здесь нужно обратить внимание на следующее обстоятельство.
Радикальным средством борьбы с бюрократизмом является изменение самого принципа управления, т.е. переход на самоуправление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. В таких случаях должна быть разработана и применена система тактических мер борьбы с бюрократизмом. Общая задача этой системы — создание устойчивой обратной связи субъекта власти и объекта.
В механизме государства разные системы органов в разной степени подвержены бюрократизации. Представления о бюрократии и бюрократизме связываются прежде всего с управленческим, профессиональным чиновничьим аппаратом государства, который в наибольшей степени закрыт для общества и подвержен бюрократическому перерождению. А вот представительные органы государственной власти, формируемые демократическим путем, более подконтрольны обществу и менее подвержены бюрократизации. Хотя и здесь могут иметь место бюрократические тенденции: ориентация депутатов на свои личные интересы или бюрократические интересы парламента как особой системы государственных органов, «проталкивание» законопроектов, угодных узкой группе лиц («заказных» законов), и т.п.
Особенно опасна бюрократизация юрисдикционных органов государства (их называют еще правоохранительными): ведь они в своей деятельности используют наиболее острые приемы государственного властвования и в случае ориентации на интересы своей системы и формальные показатели ее деятельности могут существенно ущемить жизненно важные интересы людей. Известны факты, когда обнаруживалась невиновность людей, которым органы, призванные осуществлять правосудие, вынесли в свое время смертные приговоры именно по той причине, что в своей деятельности принимали в расчет прежде всего бюрократические интересы своей системы (а в конечном счете — интересы лиц, функционирующих в этой системе).
Итак, можно выделить черты бюрократизма как явления, характеризующего определенный способ организации власти.
• Это явление общественное, присущее только социуму (обществу).
• Бюрократизм неразрывно связан с таким социальным явлением, как власть.
• Он может касаться любой власти (как государственной, так и негосударственной), организованной по принципу разделения субъекта и объекта власти (именно так организована государственная власть).
• Проблема бюрократизма характерна для официально оформленных общественных образований (коллективов, организаций), хотя по существу она является частным проявлением общей закономерности взаимоотношений центра управления и его объекта в условиях их разделенности.
• Объективной основой бюрократизма является разделение субъекта власти и ее объекта, их отчуждение друг от друга. Оно таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы. В этом состоит суть бюрократизма, его сущность.
• Бюрократ