Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы: 1.Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
Учебно - тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
Введение | ||
Современная политическая карта мира | ||
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. | ||
География населения мира | ||
Научно-техническая революция и мировое хозяйство | ||
География отраслей мирового хозяйства | ||
Итого |
Требования к уровню подготовки учащихся по географии
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Календарно-тематическое планирование по географии 10 класс, 34 часов (1 час в неделю)
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата | Примечание | |
Планир. | Фактич | ||||
Введение. | |||||
1. | Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук. | 8.09 | |||
Часть 1. Общая характеристика мира | |||||
Тема 1. Современная политическая карта мира | 5 | ||||
2. | Многообразие стран современного мира. | 15.09 | |||
3. | Международные отношения и политическая карта мира. | 22.09 | |||
4. | Государственный строй стран мира. | 29.09 | |||
5. | Политическая география. | 6.10 | Практическая работа «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира» | ||
6. | Обобщающее повторение по теме: «Политическая карта мира». | 20.10 | Практическая работа «Характеристика политико-географического положения страны» | ||
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. | 5 | ||||
7. | Взаимодействие общества и природы. Экологическое состояние Башкортостана. | 27.10 | |||
8. | Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. | 3.11 | |||
9. | Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана. | 10.11 | |||
10. | Загрязнение окружающей среды. Географическое ресурсоведение и геоэкология | 17.11 | |||
11. | Обобщающее повторение по теме: «География мировых природных ресурсов». | 1.12 | |||
Тема 3. География населения мира | 6 | ||||
12. | Численность и воспроизводство населения. | 8.12 | |||
13. | Численность и воспроизводство населения Башкортостана. | 15.12 | |||
14. | Состав (структура) населения. | 22.12 | |||
15. | Размещение и миграции населения. | 29.12 | Практическая работа «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира» | ||
16. | Городское и сельское население. | 12.01 | |||
17. | Обобщающее повторение по теме: «География населения мира». | 19.01 | |||
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 5 | ||||
18. | Научно-техническая революция. | 26.01 | |||
19. | Мировое хозяйство. | 2.02 | |||
20. | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. | 9.02 | |||
21. | Факторы размещения. | 16.02 | |||
22. | Обобщающее повторение по теме: «НТР и мировое хозяйство». | 2.03 | |||
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства | |||||
23. | Топливно- энергетический комплекс мира. | 9.03 | |||
24. | Электроэнергетика мира. | 16.03 | |||
25. | Черная и цветная металлургия. | 23.03 | |||
26. | Машиностроение мира. | 30.03 | Практическая работа «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира» | ||
27. | Химическая и легкая промышленность мира. | 6.04 | |||
28. | География сельского хозяйства и рыболовства. | 13.04 | |||
29. | География транспорта. | 20.04 | |||
30. | География транспорта. | 27.04 | |||
31. | Международные экономические отношения. | 4.05 | |||
32. | Международные экономические отношения Башкортостана. | 11.05 | |||
33. | Обобщающее повторение по теме: «География отраслей мирового хозяйства». | 18.05 | |||
34. | Обобщающее повторение по теме: «Общая характеристика мира» | 25.05 |