Лекция №19
«Особенности работы медсестры в аллергологическом отделении.»
1. Мотивация изучения темы:
Распространение и разнообразие аллергических реакций, увеличение количества регистрируемых фактов во всем мире, указывает на наличие проблемы аллергизации населения. С ростом прогресса и развитием цивилизации возможность контакта обычных людей с потенциальными алергенами так же увеличилась. Проблема аллергий приобретает в мире все большее значение. По различным экспертным оценкам считается, что не менее 10-15% населения Земли страдает аллергическими заболеваниями. Медсестра должна знать симптомы поллинозов, крапивницы, отека Квинке,анафилактического шока, уметь оказать неотложную помощь, а так же знать приципы профилактики данных заболеваний.
Цели занятия.
Учебные цели:
Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Особенности работы медсестры в аллергологическом отделении»
Знать:
З.1. Определение понятий «аллергия». Задачи медицинской сестры при проведении профилактических мероприятий при острых аллергозах, роль рационального и диетического питания (L - II);
З.2. Основные требования к работе медицинской сестры аллергологического отделения. Специальные знания и умения, которыми она должна владеть. Специфика работы. Использование сестринского процесса в профессиональной деятельности. (L - II);
З.3. Роль медицинской сестры в организации качественного ухода за пациентами с острыми аллергозами. Обучение и консультирование пациентов и их родственников (L - II);
З.4. Санитарно-просветительная работа как элемент профилактики острых аллергозов (L - II).
Иметь представление о нормативно-правовых документах (L - I)
|
Способствовать формированию соответствующих ПК (1.1 – 2.5) и ОК (1 - 8)
Воспитательные цели:
· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию студентов;
· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;
· Прививать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
· Воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника, умение осознавать ответственность за жизнь и здоровье пациента; анализировать свое поведение;
· Совершенствовать навыки межличностного общения;
· Вырабатывать умение работать по стандартам, алгоритмам.
Развивающие цели:
· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Литература:
1. Лычев В.Г., Картанов В.К. Сестринское дело в терапии. С курсомПМП: учебное пособие.- 2-е изд..перераб., испр. и доп.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016.- 332с., стр. 245-246.
2. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.
План лекции:
1. Определение понятия «аллергия».
2. Основные требования к работе медицинской сестры аллергологического отделения.
3. Использование сестринского процесса в профессиональной деятельности.
4. Роль рационального и диетического питания.
|
5. Задачи медицинской сестры при проведении профилактических мероприятий аллергических заболеваний.
Текст лекции
Аллергия (от лат. alle – другое, ergo – действие) – это патологически повышенная и спонтанная реакция организма на определенные субстанции антигенной природы, которые у здоровых людей не вызывают никаких болезненных явлений. Термин «аллергия» был введён венским педиатром Клеменсом Фон Пирке в 1906 году.
Аллергические болезни (аллергозы) - группа заболеваний, в основе развития которых лежит повреждение собственных тканей, вызываемое иммунной реакцией на аллергены.
Основные требования к работе медицинской сестры аллергологического отделения
Медсестра должна знать основные принципы диагностики аллергических заболеваний:
- оценка состояния пациента;
- сбор аллергологического анамнеза;
- клинико-лабораторное обследование.
Оценка состояния пациента включает субъективное (жалобы больного, анамнез заболевания, анамнез жизни) и объективное обследование.
Жалобы больного:
1. Слабость, головная боль, головокружение, сонливость, бессонница, отрыжка, тошнота, рвота, анорексия.
2. Зуд, эритема, уплотнение кожи, волдыри.
Основные жалобы и симптомы при острых аллергических заболеваниях. Клиническая картина у больных с острыми аллергическими заболеваниями определяется характером патологического процесса и преимущественной его локализацией.
Зуд — универсальный симптом острых аллергических заболеваний. Он может быть вызван непосредственным патологическим процессом в коже. Провоцирующими моментами могут быть прием лекарственных препаратов, пищевых продуктов, рентгеноконтрастных веществ и др.
|
Сыпь может быть геморрагической, буллезной, единичной, мелкоточечной, размером с копеечную монету и большими, сливающимися образованиями.
Отек, уплотнения кожи и подкожной клетчатки. Отек имеет вид небольшого, бледного, плотного инфильтрата без зуда, при пальпации ямки не остается. При локализации на лице отек может распространиться на серозные мозговые оболочки с развитием менингеальных симптомов (головная боль, рвота).
Анамнез болезни:
1. Факторы риска.
2. Причины.
3. Начало.
4. Развитие.
5. Проводившееся лечение (лекарственные средства, длительность, эффективность, частота госпитализаций).
Анамнез жизни:
1. Перенесенные заболевания.
2. Наследственность (благоприятная, неблагоприятная).
3. Вредные привычки.
4. Семейно-бытовые условия.
5. Аллергия (пищевая, лекарственная, бытовая, наличие аллергических заболеваний).
Сбор аллергологического анамнеза – важно выяснить когда началось, с каких симптомов, что предшествовало развитию аллергической реакции на этот раз (продукт питания, не входящий в обычный рацион, укус насекомого, прием лекарства), как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, были ли раньше аллергические реакции, какие меры принимались больным самостоятельно и их эффективность? Уточняется наследственность (благоприятная, неблагоприятная), перенесенные болезни, грибковые и паразитарные заболевания, условия быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний.
Физикальное обследование:
1. Осмотр кожи и слизистых.
2. Измерение ЧДД, пульса, АД.
3. Аускультация легких, аускультация сердца: тоны (ясные, приглушены, глухие).
Клинико-лабораторное обследование - проводится с целью уточнения нозологии, установления локализации процесса и фазы заболевания. Включает следующие лабораторные и инструментальные методы исследования:
- общий анализ крови, мочи;
- биохимическое исследование крови;
- анализ мокроты, носового секрета;
- рентгенографию грудной клетки и околоносовых пазух;
- ЭКГ.
Специфическая диагностика аллергических болезней - комплекс методов, направленных на выявление аллергена или группы аллергенов, вызывающих заболевание у данного больного. Проводится с помощью аллергических диагностических проб: кожной (аппликационной), скарификационной, подъязычной.
Иммунное и аллергологическое обследование больных пациентов включает и современные методы диагностики:
- определение методами ИФА уровня специфических IgG и IgE антител к эпидермальным, пищевым и бытовым и, а также пыльцевым аллергенам;
- выявление у больного уровня гистамина в крови с соответствующим аллергеном;
- скрининговые обследования;
- определение состояния иммунной системы (определение циркулирующих иммунных комплексов и их отложений в пораженных органах).
Осуществление сестринского процесса состоит из 5 этапов:
I. Сестринское обследование, заполнение сестринской документации.
II. Постановка сестринских диагнозов и формулировка проблем пациента.
III. Планирование сестринской помощи (разработка стратегии поставленных целей, составление сестринского плана, определение первоочередных мероприятий).
План ухода:
- строгое выполнение всех назначений врача;
- соблюдение диеты;
- ведение пищевого дневника;
- уход за кожей и слизистыми;
- научить элементарным манипуляциям по уходу;
- разъяснить важность соблюдения диеты.
IV. Реализация плана ухода (выполнение поставленных задач):
- создать физический и психический покой;
- дать рекомендации по диете;
- проводить наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, весом, диетой, режимом, состоянием кожных покровов и слизистых;
- организовать консультации диетолога, аллерголога;
- провести забор биологического материала на лабораторное исследование;
- подготовить к исследованиям и дополнительным консультациям;
- обеспечить своевременную раздачу лекарств и введение лекарственных средств;
- выполнять все назначения врача;
- проводить профилактику возможных осложнений.
V. Оценка сестринского ухода - определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.
Провести анализ достигнутых результатов, выявить нерешенные проблемы, необходимость дополнительной помощи.