Обобщение хода и результатов работы




 

Мною было сделано обобщение опытно-экспериментальной работы, которая велась на протяжении учебного года на базе школы №34 города Саратова во втором «Б» классе.

Проект включает три этапа работы. Первый этап - подготовительный. На этом этапе объясняется цель, задачи проекта, проводятся беседы, дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий - дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их домов, растут во дворе дома. У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны - береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, береза, клен, вишня, ива. Важной задачей работы в рамках проекта - воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево - друг, ребенок сам выбирает для него имя.

Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая - обычные, «человеческие» имена - Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен - это придуманные слова, отражающие определенную характеристику дерева: дерево по имени «Среднекан» названо так потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними. В третьей группе имена деревьев отражают их особенности, но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик (ель). Анализ детских рассказов о своем дереве показывал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не ботаническим названием. Таким образом, они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.

Экологический проект «Мое дерево» может стать семейным проектом. Для этого необходимо познакомить родителей с целями и задачами работы по проекту. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления. Подготовительный этап включает оформление специальной тетради «Мое дерево», в которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. Например, они рисуют портрет своего дерева в разное время года. Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится пример одного из заданий - «Изучение ствола, коры».

. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.

. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? При ответе на эти вопросы школьники даже отмечали, как изменяется кора после дождя. Некоторые дети, считали, что кора их дерева «средняя», так как она «не шершавая и не гладкая». Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в разное время года.

. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева? Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».

. Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?

. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради.

. Есть ли на стволе грибы?

. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны? Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, бодрое, печальное, молчаливое, шутливое, задумчивое.

Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе. Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников - использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.

Третий этап - обобщение материалов - включает написание детьми сочинений о дереве, выполнение ряда рисунков, чтение литературы по теме. Ниже приводятся примеры сочинений учащихся.

«Мое дерево дружит с рябиной, которая живет в другом дворе. Каждую ночь они подходят к забору и разговаривают. Ветра нет, а они качаются. Иногда они уходят в другой конец двора, где забор сломан, а утром возвращаются на свои места. Кажется, что деревья неживые, но на самом деле они живые». (Написала Шагунова Таня).

«У меня есть любимые деревья. Это два могучих тополя. Они растут во дворе. Рядом с ними лежит снег, глубина его десять сантиметров. Кора у деревьев очень толстая. Моим деревьям нужна вода, земля, солнце, почва. Им нужен воздух» (Написал Громов Борис).

Формирующий эксперимент проводимый по данному проекту во 2 классе средней школы №34 показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.

В первой главе мы рассмотрели теоретические подходы к проблеме экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир», и пришли к выводу, что проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых (определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы), раскрыта особая роль внеклассной работы в формировании компонентов экологической культуры, а также содержание экологического воспитания. Но как показал анализ методической и научной литературы, современные технологии экологического воспитания младших школьников, на наш взгляд, разработаны и отражены недостаточно.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками //Начальная школа. - 1993. - №9. - С. 16-17.

2. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. - 2005. - №6.

. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. - 1997. - №4. - С.20-24.

. Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. // Начальная школа. - 2006. - №7.

. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. - 2005. - №9, 55-59 с.

. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.

. Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. - М.; «Академия», 2004.

. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. // Начальная школа. - 2007. - №11.

. Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.

. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. - 1987. - №3. - С.29-32.

. Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников. // Начальная школа. - 2001. - №7.

. Торохова Е.П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся. // Начальная школа. - 2004. - №12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: