Содержание
Лабораторная работа №1 (1 вариант).................................................................. 4
Лабораторная работа №1 (2 вариант).................................................................. 5
Лабораторная работа №2...................................................................................... 6
Лабораторная работа №3....................................................................................... 8
Лабораторная работа №4 (1 вариант).................................................................. 9
Лабораторная работа № 4 (2 вариант)............................................................... 11
Лабораторная работа №5 (1 вариант)................................................................ 12
Лабораторная работа № 5 (2 вариант)............................................................... 15
Лабораторная работа № 6.................................................................................... 16
Лабораторная работа №7.................................................................................... 18
Лабораторная работа №8..................................................................................... 19
Лабораторная работа №9 (1 вариант)................................................................ 20
Лабораторная работа №9 (2 вариант)................................................................ 23
Лабораторная работа № 10.................................................................................. 25
Лабораторная работа №1 (1 вариант)
Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности (на примере одного из представителей).
Цель: на примере инфузории-туфельки проследить за движением ее в воде и ознакомиться с ее строением.
Оборудование и материалы: микроскоп, постоянный микропрепарат «Инфузория- туфелька», ёмкость с инфузориями, пипетка, предметные стекла и покровные стекла, фильтровальная бумага, таблица «Простейшие».
Ход работы.
1. Рассмотрите живых инфузорий в пробирках или стаканах, проследите за их передвижением.
2. Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло капните каплю воды с инфузориями, накройте покровным стеклом. Фильтровальной бумагой осторожно промокните лишнюю воду. Найдите при малом увеличении (56х) в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку.
|
3. Определите форму тела (клетки), передний (тупой) и задний (заостренный)
концы, предротовую впадину. Обозначьте их на рисунке.
4. Найдите органеллы: реснички, два ядра, сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли, клеточный рот. Обозначьте органеллы инфузории- туфельки на рисунке
соответствующими цифрами.
1 — передний конец тела
2 — задний конец тела
3 — предротовая впадина
4 — клеточный рот
5 — ядро генеративное
6 — ядро вегетативное
7 — сократительные вакуоли
8 — пищеварительные вакуоли
9 — реснички
ВЫВОД:
Особенности строения и органеллы | Инфузория туфелька | |
1. | Форма тела (постоянная, непостоянная) |
2. | Органеллы движения | |
3. | Количество ядер | |
4. | Количество сократительных вакуолей | |
5. | Особенности пищеварения (наличие пищеварительных вакуолей, клеточного рта) |
Лабораторная работа №1 (2 вариант)
Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших.
Цель: познакомиться со строением представителей свободноживующих простейших, рассмотреть процессы их жизнедеятельности.
Оборудование и материалы: видеофильм
Ход работы.
1. В фильме ученые рассматривают под микроскопом каплю воды. Наблюдаем представителей подцарства Одноклеточные.
В пробе №1 мы видим. Цитоплазма образует –. Вокруг добычи образовалась –вакуоль.
В пробе № 2 -. Тип питания -.
|
Лабораторный практикум Биология 7 класс
В пробе №3 -.
1. Реснички
2. Ядра
3. Сократительные вакуоли
4. Клеточный рот
5. Порошица
6. Пищеварительные вакуоли
ВЫВОД:
1. К каким классам принадлежат организмы, которых вы видели?
2. Назовите характерные черты представителей каждого из этих классов?
Проба №1 –(название животного). Орган передвижения –. Форма.
Проба № 2 -(название животного). Орган передвижения –. Имеет.
Проба №3 -(название животного). Орган передвижения –. Имеет 2и 2вакуоли. Могут размножатьсяпутем.
Лабораторная работа №2
Изучение строения пресноводной гидры на постоянных микропрепаратах.
Цель: ознакомиться со строением гидры пресноводной на постоянных микропрепаратах.
Оборудование и материалы: микроскоп, микропрепарат «Гидра пресноводная», таблица «Гидра пресноводная», учебник.
Ход работы.
1. Рассмотрите с помощью микроскопа постоянный микропрепарат гидры пресноводной. Найдите части тела гидры: подошву, ротовое отверстие и щупальца. Отметьте их на рисунке.
Гидра пресноводная
2. Рассмотрите на таблице двухслойное размещение клеток тела гидры пресноводной. Найдите прозрачную эктодерму и более темную зернистую энтодерму; кишечную полость. Отметьте их на рисунке.
3. Заполните таблицу, используя предложенные слова:
эпителиально-мускульные, нервные, промежуточные, железистые, пищеварительные, стрекательные, регенерация, защита и охота, полостное пищеварение, внутриклеточное пищеварение, передвижение и защита, рефлекс.
|
Типы клеток | Функции. Значение |
Эктодерма | |
Энтодерма | |
ВЫВОД: определите признаки усложнения организации гидры по сравнению с одноклеточными.
Лабораторная работа №3
Изучение внешнего строения и характера движения кольчатых червей.
Цель: познакомиться с характерными признаками кольчатых червей на примере дождевого червя и других представителей класса.
Оборудование и материалы: таблица «Тип Кольчатые черви», представитель кольчатых червей: дождевой червь.
Ход работы.
1. Рассмотрите дождевого червя. Найдите передний и задний концы тела (головную и анальную лопасти), сегменты и утолщение- поясок.
2. Форма тела червя, заостряющаяся ктела. Окраска -На ощупь тело червя
3. Если поместить дождевого червя на бумагу, вы услышите шорох от
цепляющихся коротких. На стекле червь ползти
, так как щетинки за стекло
.
4. Подпишите детали внешнего строения тела дождевого червя.
1.
2.
3.
4.
Лабораторный практикум Биология 7 класс
ВЫВОД:
Дождевой червь относится к типу
черви по таким признакам:
черви, классу
тело по форме, на концах, состоит из множества кольцевых. На сегментах расположены короткие. Развитые органы чувств у дождевого червя.
(Для справок: отсутствуют, сегментов, Кольчатые, цилиндрическое, щетинки, Малощетинковые, заостренное)
Лабораторная работа №4 (1 вариант)
Изучение приспособлений внешнего строения ракообразных к среде обитания.
Цель: изучить особенности внешнего строения рака в связи с водной средой обитания
Оборудование и материалы: фиксированный препарат рака
Ход работы.
1. Рассмотрите покров речного рака. Какой цвет имеет покров рака? Чем обусловлена окраска покрова?
2. Рассмотрите строение тела животного. Из каких отделов оно состоит? Запишите в
таблицу.
Покров | ||
Цвет | ||
Части тела | Органы | Значение |
3.
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
4. Рассмотрите ходильные
конечности рака. Сколько пар ходильных конечностей имеет речной рак? Какое строение они имеют? Запишите в таблице. Выясните, на всех ли ходильных конечностях есть клешни?
5. Как можно определить пол животного?
ВЫВОД: перечислите, черты приспособленности во внешнем строении речного рака к водной среде -
Лабораторная работа № 4 (2 вариант)
Изучение приспособлений внешнего строения ракообразных к среде обитания.
Цель: научиться отделять отдельные компоненты речного рака, формировать понятие об особенностях его строения в зависимости от условий жизни.
Оборудование: коллекция «речной рак», рисунок учебника, линейка
Ход работы.
1. Рассмотрите внешнее строение речного рака. Опишите окраску и покров. Наблюдения запишите в таблицу.
2. С помощью линейки измерьте длину тела речного рака. Данные занесите в таблицу.
3. Определите, из каких отделов состоит тело рака. Запишите их в таблицу.
4. Найдите органы, расположенные на головогруди: глаза, две пары усиков, шесть пар ротовых органов, пять пар ходильных ног. Данные запишите в таблицу.
5. Рассмотрите брюшко и брюшные ножки. Данные запишите в таблицу.
Признаки | Характеристика |
Окраска покрова тела | |
Покров тела | |
Длина тела, см | |
Отделы тела | |
Органы на головогруди | |
Органы на брюшке |
ВЫВОД: определите и перечислите признаки приспособленности к водной среде обитания во внешнем строении рака речного -
Лабораторная работа №5 (1 вариант)
Изучение приспособлений внешнего строения насекомых к среде обитания.
Цель: изучить внешнее строение насекомых на примере медведки, кузнечика, бабочки, жука-плавунца, определить черты приспособления к среде обитания
Оборудование и материалы: изображения медведки, кузнечика, бабочки, жука- плавунца
Ход работы.
1.Изучите внешнее строение медведки, кузнечика, бабочки, жука-плавунца:
· Рассмотрите особенности строения крыльев. Посчитайте их количество.
· Рассмотрите особенности строения ходильных конечностей, определите их тип, используя рисунки ходильных конечностей насекомых. Определите способ перемещения насекомого.
· Изучите строение ротового аппарата насекомых. Определите их типы, используя рисунки ротовых аппаратов насекомых.
2. Полученные результаты изучения внешнего строения насекомых запишите в таблицу
Насекомое | Тип ротового аппарата | Особенности ходильных конечностей | Особенности крыльев | Способ перемещения | Среда обитания |
Медведка | |||||
Кузнечик | |||||
Бабочка |
Жук- плавунец |
ВЫВОД:
1. На основе полученных данных докажите, что изученные животные относятся к типу Членистоногие классу Насекомые -
2. Какие из изученных особенностей внешнего строения животных являются приспособлением к среде обитания?
3. Какое значение имеет разное строение ротового аппарата для насекомых?
Надсемейство Кузнечиковые отряд Прямокрылые
Махаон отряд Чешуекрылые