![]() | Ходильные конечности 1. Для ходьбы 2. Для прыжков 3. Для рытья 4. Для плавания 5. Для захвата 6. Для сбора пыльцы |
![]() | Ротовые аппараты 1. Грызущий 2. Грызуще- лижущий 3. Сосущий 4. Колюще- сосущий 5. Колюще- сосущий |
Лабораторная работа № 5 (2 вариант)
Изучение приспособлений внешнего строения насекомых к среде обитания.
Цель: научиться отделять отдельные компоненты майского жука, формировать понятие об особенностях его строения в зависимости от условий жизни.
Оборудование и материалы: коллекция насекомых, рисунок учебника, линейка.
Ход работы.
1. Рассмотрите внешнее строение майского жука. Опишите окраску и покров. Наблюдения запишите в таблицу.
Признаки | Характеристика |
Покров тела | |
Длина тела, см | |
Отделы тела | |
Органы на голове |
Органы на груди | |
Органы на брюшке |
2. С помощью линейки измерьте длину тела майского жука. Данные занесите в таблицу.
3. Определите, из каких отделов состоит тело жука. Запишите их в таблицу.
4. Найдите органы, расположенные на голове: глаза, пару усиков, ротовой аппарат. Найдите органы, расположенные на груди: надкрылья, пара крыльев, 3 пары ходильных ног. Данные запишите в таблицу.
5. Рассмотрите брюшко и дыхальца. Данные запишите в таблицу.
ВЫВОД: определите и перечислите признаки приспособленности к среде обитания во внешнем строении майского жука -
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Лабораторная работа № 6
Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков.
Цель: изучить внешнее строение и способ перемещения брюхоногого моллюска
Оборудование: видеофрагмент «Виноградная улитка».
Ход работы.
Лабораторный практикум Биология 7 класс
1. Внимательно рассмотрите внешнее строение тела моллюска. Найдите выступающие из раковины части тела – ногу и голову. Рассмотрите органы, расположенные на голове. Сравните живой объект с рисунком и подпишите органы моллюска на рисунке.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
2. Рассмотрите внимательно
раковину моллюска. Какую форму она имеет? Какую окраску? Какое значение имеет такая окраска?
![]() |
3. Найдите у нижнего края раковины отверстие, которое периодически открывается и закрывается. Что это такое? Каково его значение?
![]() |
4. Проследите за передвижением моллюска. Посмотрите снизу на волнообразные сокращения мышц ноги. Остается ли след после моллюска? Какое это имеет значение для движения моллюска.
![]() |
ВЫВОД:
1. Почему изученного моллюска относят к классу Брюхоногие?
![]() |
2. Как перемещаются брюхоногие моллюски?
3. Какие приспособления к среде обитания появились во внешнем строении у моллюсков?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Лабораторная работа №7
Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб.
Цель: рассмотреть особенности внешнего строения рыбы, установить черты приспособленности к водному образу жизни.
Оборудование и материалы: рисунки в учебнике (живой объект)
Ход работы.
1. Рассмотрите тело рыбы и его форму, окраску, покровы. Найдите отделы тела рыбы и отметьте их на рисунке. Установите их границы.
2. Найдите парные и непарные плавники. Подпишите их.
3. Зарисуйте органы, расположенные на голове рыбы, и подпишите их.
![]() |
ВЫВОД: отметьте какие приспособления есть у рыб во внешнем строении для жизни в воде, заполнив таблицу
Признак | Значение | |
Лабораторная работа №8
Сравнение скелета земноводных и рыб.
Цель: Объяснить причины изменения скелета земноводных по сравнению со скелетом рыб.
Оборудование и материалы: таблицы, рисунки скелетов рыбы и земноводного, скелет лягушки.
Ход работы.
![]() | ![]() |
1. Рассмотрите и сравните скелеты земноводного (лягушки) и костной рыбы, заполните таблицу:
Отделы скелета | Особенности строения | Скелет лягушки | Скелет рыбы |
Череп | Жаберные крышки и жаберные дуги (есть- нет) | ||
Количество костей в черепе (больше-меньше) | |||
Позвоночник | Шейный позвонок (отдел) (есть-нет) | ||
Развитые ребра в туловищном отделе (есть-нет) | |||
Хвостовая кость (есть- нет) | |||
Пояса конечностей | Пояс передних конечностей: хорошо различаются лопатки, ключицы, вороньи кости (да-нет) | ||
Пояс задних конечностей: хорошо развит (тазовые кости) и соединен с |
позвоночником (да-нет) | |||
Конечности | Делятся на отделы (плечо, предплечье, кисть) или представлены грудными плавниками | ||
Делятся на отделы (бедро, голень, стопа) или представлены брюшными плавниками |
ВЫВОД:
1. К каким классам относят этих животных?
![]() |
2. Чем вызваны отличия скелета земноводных от скелета рыб?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Лабораторная работа №9 (1 вариант)
Изучение внешнего строения птиц и строения перьев.
Цель: изучить особенности строение птиц и их покровов, выяснить черты приспособленности к полету во внешнем строении птиц
Оборудование: набор перьев, лупа
Ход работы.
1. Рассмотрите особенности внешнего строения птицы. Каково значение обтекаемой формы тела? Какие отделы тела можно выделить у птиц? По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Лабораторный практикум Биология 7 класс
2. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на её форму, размеры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Найдите глаза, обратите внимание на их расположение. Найдите слуховое углубление.
3.
![]() |
Подпишите рисунок «Внешнее строение сизого голубя»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
4. Изучите строение пера. Заполните схему:
Виды перьев
….
… …
… …. ….
А) Как располагаются перья на теле птицы?
![]() |
Б) Рассмотрите строение контурного пера. Найдите в нем очин, ствол и опахало. Разъедините опахало в нескольких местах, а потом попробуйте
соединить его пальцами. Удается ли это сделать?
В) Рассмотрите при помощи лупы строение опахала, его бородок первого и второго порядка. Найдите крючочки, соединяющие бородки второго порядка между собой.
Лабораторный практикум Биология 7 класс
Г) Сравните строение других видов перьев с контурным пером. В чем их сходство и отличия? Подпишите части контурного пера: 1-, 2-
, 3-, 4-
4. Какие функции выполняют:
а) контурные маховые перья б) контурные покровные перья в) контурные хвостовые г) пуховые перья и пух?
5. Подпишите представленные на рисунке виды перьев 1.
2.
3.
4.
6. Каковы особенности перьевого покрова летающих и нелетающих птиц?
![]() |
![]() |
![]() |
7. Выясните, каково строение передних конечностей птицы. Какие особенности их
строения развились в связи с приспособлением птиц к полету?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
8. Какая часть ноги птицы не имеет оперения? Чем она покрыта? У каких изученных животных есть такой покров тела.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ВЫВОД: какие приспособления к полету имеют птицы во внешнем строении?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Лабораторная работа №9 (2 вариант)
Изучение внешнего строения птиц и строения перьев.
Цель: изучить особенности строение птиц и их покровов, выяснить черты приспособленности к полету во внешнем строении птиц
Оборудование: чучело птицы, набор перьев, лупа, учебник.
Ход работы.
1. Рассмотрите внешний вид птицы, определите форму ее тела и хвоста. Наблюдения запишите в таблицу.
Признаки | Особенности | строения |
Форма тела | ||
Покров | ||
Основные отделы тела | 1. | |
2. | ||
3. | ||
4. |
Органы расположенные: на голове на туловище | 1. 2. 3. |
1. 2. |
2. Рассмотрите голову и найдите органы, расположенные на ней.
3. Рассмотрите туловище птицы и найдите органы, расположенные на нем.
4. Обратите внимание на ноги, найдите неоперенную часть, цевку и пальцы с когтями.
5. Рассмотрите роговые чешуйки на цевке. Назовите животных, изученных ранее, у которых вы встречали такой покров, -
6. Рассмотрите перья птицы, расположенные на туловище, крыльях и хвосте, - это контурные перья. Под ними на туловище находятся пуховые перья.
7. на контурном пере найдите ствол, очин, опахало и на нем бородки первого и второго порядка. Зарисуйте его и подпишите части.
Контурное перо
8. На пуховом пере найдите ствол, очин, опахало и на нем бородки первого порядка. Зарисуйте его и подпишите части.
Пуховое перо
ВЫВОД: перечислите и объясните признаки приспособленности к полету во внешнем строении птиц -
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Лабораторная работа № 10
Изучение особенностей строения скелета птиц.
Цель: изучить особенности строения скелета птиц, связанные с полетом
Оборудование: таблицы, рисунки скелета птицы
Ход работы.
1. Изучите строение скелета птицы. Найдите основные его отделы: череп, позвоночник, пояса конечностей и конечности. Обратите внимание на кости черепа, убедитесь, что они тонкие, но прочно соединены.
2. Рассмотрите строение черепа птицы. Найдите глазницы и клюв. Есть ли зубы у птиц? Какое это имеет значение?
![]() |
3. Рассмотрите строение позвоночника и найдите его отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Позвонки каких отделов срастаются между собой, какое это имеет значение?
![]() |
Рассмотрите грудную клетку птиц. Рассмотрите вырост на грудине – киль. Для чего он предназначен?
4. Рассмотрите пояс передних конечностей, найдите лопатки, вороньи кости и ключицы, которые образуют вилочку. Какое значение имеет вилочка?
![]() |
5. Рассмотрите строение крыла. Найдите плечо, предплечье, кисть.
6. Рассмотрите строение тазового пояса и задней конечности. Найдите бедро, голень, стопу. Найдите цевку, какое значение она имеет для птиц.
![]() |
7. Подпишите рисунок скелета птиц.
1,2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10,11
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
ВЫВОД: какие особенности строения костей связаны с полетом?
![]() |
Выявленные вами особенности строение скелета птиц, связанные с полетом, запишите в таблицу.
Часть скелета | Особенности строения |
Череп | |
Позвоночник | |
Грудная клетка | |
Пояс передних конечностей | |
Передние конечности |
Тазовый пояс | |
Задние конечности |